Музей "Русской Иконы" находится на самом нижнем ярусе в подклети колокольни. Вход в помещения музея "Русской Иконы" расположен с восточной стороны колокольни.
Одна из формулировок в труде – «Смысл и Язык Икон» Леонида Александровича Успенского – совершенно четко и коротко раскрывает суть Русской иконы – «… если Византия дала миру по преимуществу богословие в слове, то богословие в образе дано было Россией.»
«Смысл и Язык Икон» Л. А. Успенский (1902-1987).
«Умозрение в Красках» - так назвал свою статью князь Евгений Николаевич Трубецкой (1863-1920).
Преподобный Феодор Студит, отвечая иконоборцам говорившим, что в Новом Завете нигде не указывается, что нужно делать и почитать иконы, сказал: - «Он (Спаситель) нигде не повелел начертать даже краткое слово; однако Его образ начертан Апостолами и сохраняется до настоящего времени; что изображено посредствам бумаги и чернил, то на иконе изображено по средствам красок или какого-либо другого материала».
Преподобный Феодор Студит Опровержение 1-е Гл. X.P. G. 99. 340.
Павел Евдокимов в своей книге «ИСКУССТВО ИКОНЫ – Благословение красоты» напоминает нам чем Икона похожа на Евангелие, в книге написано, как на соборе 860 года сказано об иконе: – «то, что Евангелие передает словами, Икона возвещает красками».
Павел Николаевич Евдокимов (1900-1970) Искусство Иконы – благословение красоты с. 192 Часть III Богословие Иконы 2005.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О МУЗЕЕ РУССКОЙ ИКОНЫ
Музей расположен в двух комнатах:
- в первой комнате представлены композиции касающиеся истории Пафнутьева Боровского монастыря - здесь Вы можете увидеть старые фото монастыря, богослужебную утварь, найденную на территории монастыря в период реставрационных работ 20 века, а также увидеть место предполагаемого заточения знаменитого старообрядческого деятеля - протопопа Аввакума.
- во второй комнате собственно и разместился Музей "Русской Иконы" . Здесь представлены иконы из ризницы монастыря.
В музее Русской иконы в процессе осмотра собранных в нем иконописных композиций, Вам экскурсоводы раскроют основные отличия иконы от картины основываясь на уже готовых изречениях и цитатах знаменитых богословов (напр.: Владимир Николаевич Лосский (1903-1958), Леонид Александрович Успенский (1902-1987), Павел Николаевич Евдокимов (1900-1970), Евгений Николаевич Трубецкой (1863-1920)), а также трудившихся в России богословов, именитых реставраторов и искусных иконописцев19-20 веков.
К примеру, монахиня Иулиания (Соколова) замечательно пишет об этом отличительном свойстве в своей книге «Труд Иконописца» – «Если картина, с внешней стороны, есть окно в мир вещественный, пространственный, то икона по внешней форме, есть тоже окно, но в мир духовный, невещественный, не имеющий ни времени, ни пространства в нашем понимании. Отсюда плоскостность иконописного образа, нейтральные золотые фона и многое другое. Этот мир дается в иконе не в свете личного понимания мастера, а в свете общецерковного духовного понимания.» (Мария Николаевна Соколова «Труд Иконописца» часть третья. БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ – Картина и Икона).
Вам расскажут о приеме обратной перспективы, который используют иконописцы.:
Обратная перспектива, это древний прием, который используется в иконописи. С помощью него достигается эффект выталкивания, когда линии, определяющие центр внимания всей композиции на иконе, располагаются не уходящими за горизонт, как на любой картине, а наоборот, выходящие из иконы и сосредотачиваются перед иконой. Этот эффект не позволяет углубляться в икону, как в картину, а заставляет созерцать или предстоять иконе и чувствовать, как икона смотрит на тебя из мира духовного – вечного.
«Если картина имеет в виду обычного зрителя, то икона предназначена лишь для молитвенно предстоящего пред нею верующего. Ее цель и назначение – помочь молитве молящегося» (Монахиня Иулиания (Мария Николаевна Соколова) «Труд Иконописца» (часть третья. БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ – Картина и Икона)
Вас коротко ознакомят с тремя техниками иконного письма:
- Санкирная техника – это многослойное письмо, где первым на грунт наносятся светлые основные тона, а затем их затемняют, придавая фигурам форму.
- Безсанкирная техника – это многослойное письмо, где первым на грунт наносятся темные тона, а затем их высветляют и раскрывают тем самым необходимые фигуры.
- Комбинированная техника – это санкирная и безсанкирная техника, применяемая одновременно.
Далее Вы погрузитесь в историю церковного искусства и узнаете многое о языке иконы, о формировании канонов иконного письма на «Трульском» соборе[1] в 691—692, об иконоборческом периоде в развитии церковного искусства и седьмом Вселенском соборе[2] в 787 году, на котором определили правильное иконопочитание - почитать иконы также как святой Крест[3] и святое Евангелие; о формировании русского иконостаса; об русских канонах, утверждённых на Стоглавом соборе[4] в 1551 году, о знаменитом деле дьяка Висковатого на соборе 1553 года, по поводу нововведений в иконописи после пожаров в 1547 году, о знаменитых иконописцах, о расцвете и упадке в иконном творчестве, об образовании основных иконных мастерских и школ.
Вам расскажут, как более 700 икон Пресвятой Богородицы классифицируются на четыре основных вида.
Вас познакомят с «Посланием Иконописцу» преподобного Иосифа Володского, ученика преподобного Пафнутия Боровского, а также Вы узнаете, как иконам совершают почитательное поклонение и почему их почитают наравне со Священным Писанием и многое другое.
ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ ПО МУЗЕЮ "РУССКОЙ ИКОНЫ"
Экскурсии по Музею "Русской Иконы" для туристических групп можно заказать в Паломнической службе по тел. 8-(960)-515-54-53.
Более полную информацию о заказе экскурсий смотрите на страничке "Паломническая служба монастыря"
[1]Тру́лльский собо́р (греч. Σύνοδος ἐν τῶ τρούλλω τοῦ βασιλικού παλατίου), также Пято-шестой собор (греч. Πενθέκτη Σύνοδος) — собор Церкви в Константинополе в 691—692 годах; созван императором Юстинианом II в 691; его документы имеют исключительно важное значение как источник внутреннего церковного права для православных Церквей, которые рассматривают их как документы Шестого Вселенского Собора.
[2] Второ́й Нике́йский Собо́р (также известный, как Седьмой Вселенский Собор) был созван в 787 году, в городе Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 епископов, представлявших в основном восточную часть церкви, и легатов папы римского. Собор был созван против иконоборчества, возникшего за 60 лет до Собора, при византийском императоре Льве Исавре, который, желая устранить препятствия к мирному соседству с мусульманами, считал необходимым упразднить почитание икон. Это течение продолжало существовать и при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре. В Православной церкви память святых отцов Седьмого Вселенского собора совершается в воскресенье, приходящееся на конец 1-й декады или начало 2-й декады октября (по юлианскому календарю).
[3] На VII Вселенском Соборе был поставлен вопрос о том, как именно следует почитать иконы. Мнения разделились: одни, как, например, св. Патриарх Тарасий Константинопольский, считали, что иконы должны почитаться наравне со священными сосудами. Другие, как представители Восточных Патриархов, считали, что иконы имеют то же значение, что и изображение Креста, и что, следовательно, их должно почитать так же, как Крест. Собор признал правильной именно эту точку зрения. Успенский Л.А. Богословие Иконы Православной ЦерквиСвято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь Благотворительный фонд «Благо» 2008 г. с149.
[4] Стогла́вый собо́р — церковный и земский собор, который проходил в Москве с 23 февраля по 11 мая 1551 (7051) в Успенском соборе Кремля, с участием царя Ивана Грозного, высшего духовенства и представителей Боярской думы.