Поиск по архиву

19 ноября 2014г.

Правда Божия. Проповедь иеромонаха Фотия (Мочалова) за Божественной литургией

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры! Сегодня в Евангельском чтении от Луки мы с вами слышали слова знаменитой Нагорной проповеди Спасителя: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Эти слова, наравне с заповедью о любви «да любите друг друга», являются квитэссенцией всего Нового Завета. Все моральные нормы и весь нравственный закон человечества построен на этом принципе.

Ветхозаветное время известно тем, что главным законом для богобоязненного человека было несовершение зла по отношению к другому человеку. Но человек понял этот закон так, что есть некие предписания того, что делать нельзя, и того, что делать можно. Это было юридическое отношение к заповедям.

«Милости хочу, а не жертвы»

Но Христос нам доходчиво объясняет и всей Своей жизнью показывает, к чему призван человек, что хочет от него Бог. «Милости хочу, — говорит Господь, а не жертвы». Вот в чем дело. Еврейский народ полагал, что вся праведность заключается в поклонении, жертве и соблюдении закона. Христос пришел на землю, стал Человеком ради нас, грешных, чтобы раскрыть всю полноту закона, доходчиво и, как бы мы сейчас сказали, адекватно. Он расставляет акценты, он исправляет искаженные представления, рушит предрассудки, обличает лицемерие и ханжество, фарисейскую гордыню, фарисейскую псевдорелигию, которую создали иудеи на земле, приноравливаясь к закону Моисея по своему удобству (удобству прежде всего душевному) и делая из него номенклатурный свод правил. 

Золотое правило

Господь обращается к самообольщенному, лживому и косному народу (в Евангелии упоминается, что, кроме учеников, у горы во время произнесения этой проповеди было множество народа из всей Иудеи и приморских мест Тирских и Сидонских, пришедших послушать Его и хотящих от Него исцеления болезней. Мы с вами, братья и сестры, подобны этому народу. Иудейский народ стал в Евангелии прототипом и образчиком всех последующих поколений мнимо праведных людей, а также страждущих верующих, эгоистично ищущих только «послушать» мудрые наставления, проповеди и получить, по возможности, исцеление в Церкви своих болячек). И что же говорит Господь? Мудрые изречения? Нет. Он подобно малым детям открывает им глаза на очевидные вещи.  Но Господь видит, что еврейский народ не уяснил себе этот закон. «Не делай того, чего не хочешь, чтобы делал тебе другой». Делай так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. В этих словах можно, конечно, узреть некую тень человеческого самолюбия. Господь, вероятно, делает такое попущение. «И как вы хотите, чтобы с вами поступали...» Именно в этом «хотите» содержится допущение того, что человек имеет право на желание быть любимым, на желание быть уважаемым, на желание быть неприкосновенным в каком­то роде, просто имеет право человеческого отношения к себе. И вот если это право мы за собой чувствуем (а мы все такие), то будем добры по этому же принципу относиться к другим, уважая их право быть любимым, уважаемым и неприкосновенным. 

Человек человеку волк?

На деле же никто так не делает. Все, в том числе и православные христиане, поголовно осуждают друг друга. Само уже сочетание православный христианин приобрело в некоторой степени отрицательную окраску, потому что как только человек себя провозгласил православным, сразу же начинаешь опасаться, как бы он чего не вычудил. Уже даже побаиваются брать на работу таких праведников: «православный зубной врач», «православный каменщик», «православный водитель». Мы охотно наклеиваем на себя табличку православный, а ведем себя хуже неверующих. Порой светские люди, далекие от церкви, оказываются в нравственном плане на порядок выше православных христиан. Что мы устроили из нашего Православия? Где наша искренность, где любовь, где уважение к ближнему, кто бы ни был этот ближний? Мы охотно постимся и вычитываем все правила и акафисты, а когда нужно проявить снисхождение, милость, заботу, — мы уже волки друг другу. Вот так мы и уподобляемся тому еврейскому бестолковому народу, который стоял и слушал Христа у подножия горы. 

Полюби грешника в его падении

Далее в Евангелии мы слышим такие слова: «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят». Господь дает понять, что все наше взаимное пресмыкание и заискивание друг перед другом – это по большей части лесть и неискренность. «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку». Настоящая любовь проявляется  тогда, когда человека не за что даже полюбить, а ты любишь или по меньшей мере стараешься не проявлять агрессии по отношении к нему. Настоящий подвиг – это полюбить человека, неприятного тебе. В самом высшем проявлении этого подвига – это полюбить врага. Как говорил прп. Силуан Афонский: «Нет больше любви как полюбить грешника в его падении». А все мы падаем. И все мы будучи греховными не гнушаемся чужого внимания, заботы и доброго расположения к себе. Поэтому будем стараться то же милосердие проявлять в ответ. 

Он благ и к неблагодарным и злым

«И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают», — говорит Христос. Раскрывая и дополняя смысл прежде сказанного, Господь подчеркивает, что делать добро тем, кто нам делает добро – не является чем­то удивительным. Это обычные партнерские отношения, которые могут быть даже у злодеев и преступников.  Награды и похвалы же достойно доброе деяние, направленное не для извлечения выгоды, не в корыстных целях. Может быть, это вовсе чужой человек, которому мы делаем добро. Может быть, человек, совсем не оправдывающий доброго нашего отношения и поддержки. Но, сделав это доброе дело, мы имеем, выражаясь современным языком, бонус в свою же пользу — во спасение своей души. Это вовсе не означает, что делать добро людям, которые с нами хорошо общаются и нас уважают,  это плохо. Нет, это наше обычное человеческая обязанность. В этом нет греха, нет и подвига. Хуже, когда на добро вы ответите неблагодарностью… «И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд».

Бог есть любовь

Часто ругают Церковь и, в частности, священнослужителей, что они выходят проповедовать об одном и том же. Вечные рассуждения и взывания к любви и милосердию, заладили повторять изо дня в день. Но как же об этом не говорить, коль еще непонятно Слово Божье многим приходящим в церковь. На исповеди вместо своих грехов они обсуждают грехи ближнего. Вместо того чтобы каяться в своем нерадении, осуждении людей, гордости, — начинают винить в своих несчастиях и обидах всех окружающих. Да, беда не приходит одна. Часто раздоры между людьми сопровождаются болезнями, нуждой, внешней неустроенностью и всяческими проблемами. Но корень всего этого клубка несчастий и обид в нашей душе. Как это ни удивительно, но закон духовный отражается во всем образе нашей жизни, отпечатывается на нашей деятельности и судьбе. Как только мы забываем об этих основопологающих добротетелях — любви, смирении и взаимоуважении, на нас обрушиваются все беды мира. И благо, если такой человек на пике своего душевного коллапса догадается завернуть в церковь, прийти к Богу, образумиться, покаяться.. Тогда, быть может, он увидит правду Божию, несоразмерную его понятиям. Тогда ему откроется, что сам Господь стал Человеком нас ради человеков, чтобы были мы людьми и по­человечески вели себя друг с другом! Дай Бог всем нам познать простую истину закона о любви. 

Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.