Поиск по архиву

3 апреля 2015г.

Едины в противостоянии злу / А. Сигутин

В шестнадцатый раз на благословенной Боровской земле прошли Свято-Пафнутьевские образовательные чтения. Их тема, учитывая нынешнюю политическую обстановку, звучала весьма актуально: «На пути духовного возрождения, или Как противостоять вызовам современного мира». В этом году мероприятие было посвящено сразу нескольким датам: 1000-летию преставления равноапостольного великого князя Владимира, 500-летию преподобного Иосифа Волоцкого, 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также Году литературы.

 Как известно, человек привыкает ко всему, даже самому хорошему. А ведь если вдуматься: какая колоссальная работа была проделана организаторами, чтобы собрать в одном месте представителей власти и духовенство, ученых, и педагогов, психологов и представителей СМИ и, самое главное, неравнодушных людей, болеющих душой за судьбу нашего Отечества. Неслучайно лейтмотив Чтений, направленных на объединение здоровых сил общества, выражается евангельскими строками: «Да будут все едино» (Ин. 17:22).

По традиции пленарное заседание нынешних Чтений открыл наместник Свято-Пафнутьева монастыря архимандрит Серафим (Савостьянов), зачитав приветственное слово митрополита Калужского и Боровского Климента к участникам Чтений. Стоит отметить, что приветственное послание, направленное председателем Законодательного Собрания Калужской области Виктором Сергеевичем Бабуриным, было оглашено депутатом Законодательного Собрания Полиной Дмитриевной Клочиновой. Приветствие Уполномоченного по правам ребенка в Калужской области Ольги Александровны Копышенковой, поступившее в адрес участников Чтений, было заранее опубликовано в специальном выпуске газеты «Вестник Свято-Пафнутьева монастыря». От представителей местной власти к присутствующим обратился заместитель главы администрации по социальной политике Боровского района Александр Константинович Гладкий.

Первой слово для выступления было предоставлено Вере Васильевне Абраменковой, главному специалисту Института психолого-педагогических проблем детства РАО, доктору психологических наук. В своем докладе «Безопасность детства в современной России» она изложила информационные угрозы, которым подвержены наши дети. Вера Васильевна по-научному обоснованно рассказала о том, как современная медиа-культура негативно влияет на нравственное и психическое здоровье детей и подростков. Неслучайно сейчас среди учащихся распространен так называемый «буллинг», проще говоря, агрессивное преследование, травля одного ученика другими. Причем все эти унижения и насилие часто снимаются на видеокамеру и потом выкладываются в сети Интернет на всеобщее обозрение. А ведь подростка с неустойчивой психикой это может довести даже до суицида. Особое место в докладе было отведено критике проекта Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года.

Доклад Веры Васильевны Абраменковой вызвал живой отклик среди слушателей. Так получилось, что сзади меня сидели две женщины, судя по всему, еще не воцерковленные. И они достаточно громко обсуждали между собой докладчиков и поднимаемые ими проблемы, поэтому невольно в течение нескольких часов я был свидетелем их реакции на происходящее. Они выступали неким индикатором того, насколько выступления ораторов были интересными, являясь своего рода «обратной связью» для них.

Запоминающимися также были доклады старшего научного сотрудника Центра политических исследований Института экономики РАН, кандидата исторических наук Натальи Яковлевны Лактионовой («Исторические знания и задачи укрепления российской государственности») и давнего друга Чтений, президента Межрегионального фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры» Аллы Валентиновны Бородиной. Ее выступление было особенно полезно для присутствовавших в зале педагогов. Кстати, она высоко оценила ту работу, которая проводится в школах Боровского района по развитию систематического изучения курса ОПК и столь актуального ныне модуля «Основы православной культуры» в предмете «Основы религиозных культур и светской этики».

Слава Богу, сейчас власти начинают понимать: без православной веры невозможно нравственное возрождение общества. Лишний пример тому — выступление Валерия Фатеховича Енгалычева, профессора КГУ имени Циолковского, директора Научно-исследовательского центра судебной экспертизы и криминалистики. Он как эксперт отметил, что, согласно их аналитике, за последние годы в обществе усилилось «воздействие на целомудрие» нашего населения, особенно детей, под видом так называемого сексуального просвещения и воспитания. Это вредоносная информация, которая бурным потоком льется с телеэкранов и интернет-сайтов, из книг и журналов. В результате такого «секспросвета» в сознание и подсознание детей внедряются чуждые нам модели поведения и такая сексуальная информация, о которой даже их родители не имели никакого представления. Те извращения и разврат, который существует на Западе, всеми силами пытаются привнести и в нашу культуру. А этого ни в коем случае нельзя допустить.

По мнению профессора Енгалычева, гигантская работа по сохранению и защите нашего культурного кода и традиционных ценностей, совершаемая Церковью, сейчас требует все большего участия в ней профессиональных психологов и ученых. В таком взаимодействии, соработничестве, эффективнее получится противостоять вызовам современности.

В выступлении члена правления Российского детского фонда, члена Союза писателей России, Татьяны Львовны Шишовой «Новые угрозы семье, детям и нравственности» прозвучало то, о чем сидящие в зале, возможно, даже не слышали:

— Внедрение в семейную политику России чуждых ей ювенальных технологий продолжается. Более того, семейная политика вернулась сейчас к идеям, которые были отвергнуты обществом в 2013 году. Ныне они оказались встроенными во вступивший в силу с 1 января 2015 года Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения РФ». Вроде бы, хороший закон, но на самом деле он допускает тот самый социальный патронат, против которого выступала широкая родительская общественность. Те, кто продвигает ювенальную юстицию, включили положения социального патроната в этот закон. Там это называется «социальное сопровождение», которое допускает надзор за гражданами без их воли и судебных решений, а также вторжение в их личную жизнь «для профилактики». Как только этот закон вошел в силу, участились случаи изъятия детей из семей, прежде всего за бедность. Причем сейчас это происходит на фоне экономического кризиса. Например, в Нижегородской области много случаев изъятия детей из семей, при том, что там отменили пособия для многодетных. Разом изъяли сорок детей в Приморье, где проходил рейд по защите детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

К тому же ныне активно муссируется тема семейно-бытового насилия. В этой связи готовится новый закон, который не предоставлен для ознакомления общественности. Такая секретность говорит о многом. Идет манипулирование статистикой, что якобы огромное количество детей подвергаются в семьях насилию, хотя реальные цифры говорят об обратном. Этот закон внесет в наш Уголовный кодекс такие понятия, которых там нет: психологическое и экономическое насилие. Согласно этим трактовкам, даже наказание подростка лишением карманных денег может быть расценено как психологическое и экономическое насилие. Известны случаи, когда в Финляндии мама не дала девочке перед обедом шоколадку. В результате девочку отняли и в семью не вернули... Теперь понятно, почему такое возможно: там этот закон принят и такие формулировки существуют. То, что нам предлагают, это калька с западных моделей.

Реальное насилие подобные законы не уменьшают, а террор против нормальных законопослушных семей позволяют развязывать.

Еще опасность: «Правый сектор». Откуда там берутся подростки? Примерно за год до трагических событий на Украине по нашей стране прошел велопробег в рамках движения «Украина и Россия без сирот». Активное участие в этом принял некий Махненко, сектант. У него много приемных детей подросткового возраста. Тогда люди обратили внимание, что эти дети очень спортивные, «накачанные», что, в принципе, в будущем из них могут сделать боевиков. Потом, когда разразилась эта вакханалия на Украине, этот человек появился в Мариуполе со своими приемными детьми. А спустя время они стали бороться с ополченцами. Сам же Махненко фотографируется с автоматом и грозит Путину с Украины. Как говорится, есть, над чем задуматься…

Директор «Лицея “Держава”» города Обнинска Оксана Николаевна Копылова в своем докладе «Основы православной культуры — наш выбор» отметила, что в этом учебном заведении учебно-воспитательный процесс строится на триединстве: духовность, образование, здоровье. За три года в Лицее пришли к стопроцентному выбору модуля «Основы православной культуры», который, по мнению Оксаны Николаевны, является системообразующим элементом духовно-нравственного воспитания. Причем система реализации «Основ православной культуры», по словам директора Лицея, непосредственно влияет на качество образовательных услуг, о котором так печется все педагогическое сообщество. С 2011 года «Лицей “Держава”» входит в тройку лидеров образовательных организаций города Обнинска. По словам Оксаны Николаевны Копыловой, это связано с тем, что с помощью ОПК формируется включенность в преподавание не только учащихся, но и их родителей, формируется особая педагогическая среда и школьный уклад, «помогающий раскрыться человеческой душе навстречу Богу, мечте, радости». Директор «Державы» особенно отметила благотворное влияние на учащихся совместных проектов со Свято-Пафнутьевым Боровским и Мещовским Свято-Георгиевским монастырями.

Душеполезным было выступление протоиерея Артемия Владимирова «Православный христианин как опора русского мира». По мнению батюшки, в нашей стране есть только две «партии»: созидателей и разрушителей. И в этом движении наших душ к свету или к тьме, к Богу или к дьяволу, к истине или лжи, к красоте или безобразию и состоит тайна всемирного исторического процесса, свершающегося на наших глазах. Каждый должен сделать правильный выбор, от которого будет зависеть как будущее наших детей, так и страны в целом. Отец Артемий дал хороший рецепт, как бороться с греховными вызовами современности. Каждому православному необходимо, выражаясь языком аскетики, стяжать добродетели бдения, внимания и трезвения.

Заключительным победным аккордом на Чтениях стало выступление, а по сути, проповедь протоиерея Андрея Ткачева о важности жить по Священному Писанию. По словам отца Андрея, для многих людей Писание не является книгой для постоянного чтения: «Мы не нашли себя в Писании, ведь оно содержит в себе не только приказы, запреты и истории про кого-то. В Писании я тоже есть. Необходимо, чтобы каждый открыл Библию как книгу про меня и для меня и про тех, кто рядом, и про то, что будет. Надо находить разные места из Библии, связанные со своей повседневной жизнью. Этим всем нужно себя бодрить, как свежей водой или холодным душем, этому нужно уметь радоваться. Священное Писание должно лечить верующего, давать силы, радовать человека. Поместить Библию вместе с Евхаристической Чашей в центр церковного сознания — значит, по сути, спасти народ. Горе народу без слова Божия!», — подытожил отец Андрей.

Спасителю дорога каждая душа. И, возможно, эти Чтения и для тех двух невоцерковленных женщин, сидевших позади меня, станут спасительной дорогой к храму, к православной вере.

Автор: Сигутин А.
Православный календарь