Поиск по архиву

19 января 2016г.

Поздравление митрополита Калужского и Боровского Климента с праздником Крещения Господня

В этот день Бог явился всему миру. Двое из четырех евангелистов начинают повествование с рассказа о Крещении Христа. О Его рождестве было открыто немногим представителям человеческого рода, и Богомладенца видели лишь несколько человек. Выходя на проповедь, Иисус Христос приходит к реке Иордан, где собралось множество людей (Мф. 3, 5). 

На картине художника А. А. Иванова "Явление Христа народу" изображен этот момент безмолвного приближения к людям Спасителя, еще никому не известного, но уже порождающего противоположные настроения. Свет Христов неизбежно вызывает духовное самоопределение каждого человека: одни устремляются к Богу, а другие — вспять от Него.

На мрачных лицах не принимающих Спасителя читаются пронзительные слова Великого Инквизитора из Братьев Карамазовых Ф. М. Достоевского, обращенные ко Христу: "Ступай и не приходи более... никогда!" Эти люди еще не слышали Его учения, но уже не хотят его знать. Бог им не нужен, ибо Его самоотверженная, кроткая любовь изобличает показную праведность, лицемерие и другие человеческие пороки. Евангелист Иоанн Богослов передает слова Христа, что человек, "делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его" (Ин. 3, 20).

Но и ожидающие Мессию вопросительно всматриваются в Человека, на Которого указывает Иоанн Креститель и свидетельствует: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин. 1, 29). Будто в своих потомках сам Адам силится и не может вспомнить лик Творца. Ведь Бог явственно подходит к человеку спустя тысячелетия и, как никогда прежде, осязаемо. Апостолам предстоит прожить рядом с Христом три года, слышать Его речи, видеть множество чудес, пройти через свои сомнения, непонимание и даже отречение, чтобы осознать, насколько человек нуждается в Боге и какое неизъяснимое блаженство — быть вместе с Ним.

Христос приходит, чтобы спасти всех людей. Ради всех звучит с Небес голос Бога Отца, и на Сына Божия сходит Дух Святой (Мф. 3, 16-17). Так во время Крещения Господня происходит явление Бога Троицы, и мы празднуем в этот день Святое Богоявление.

Этот праздник нужен всем нам, чтобы мы крепче полюбили Христа и Его Церковь, в которой пребывает Святой Дух. Выходя на проповедь, Господь вводит человечество в Свою благодатную таинственную жизнь. И человеку, чтобы начать духовное становление, необходимо принять таинство Крещения. В изложении поэта эта евангельская истина гласит, "что, не родясь водой и духом, Небес не можно достигать" (Г. Р. Державин, ода "Христос"). Однако домостроительство нашего спасения, совершенное Сыном Божиим, не ограничивается Крещением. И человеку для дальнейшего духовного возрастания необходимы участие в церковных таинствах, реализация в своей жизни евангельских заповедей, теплая молитва и все остальное, что соединяет нас с Богом.

В этот день у Иордана Господь приобретает первых Своих учеников и уже не впервые встречает неприятие "мира сего" (1 Ин. 2, 16).

Поздравляя всех с праздником Крещения Господня, от всей души желаю всем читающим эти строки быть среди последователей Христа и не задерживаться в числе тех, кто не желает Его знать. Ведь Его благодатью все спасены (Еф. 2, 5), но от каждого требуется труд для усвоения даров Божией благодати. И только пока мы живы, у нас есть на это время и возможность.

Источник: http://eparhia-kaluga.ru

Православный календарь