Поиск по архиву

1 октября 2016г.

Говорит будущее русское офицерство: поездка в святое место

Сергей Арутюнов, Александр Орлов

 

Проблемы православного образования в России довольно часто обсуждаются в педагогической прессе, причём порой авторы развёрнутых высказываний не брезгуют слухами и откровенными инсинуациями со стороны не воцерковлённых родителей…

На примере всего одной паломнической поездки-экскурсии мы хотим рассказать о том, как воспринимают такие образовательные акции сами дети. Возможно, некоторые формулировки покажутся кому-то наивными – для нас здесь важен сам факт пробуждения души к чудесам и тайнам подвижнической судьбы, попытка определиться с самым важным в ней – отношением к Добру и Злу…

…1 октября учащиеся кадетских классов московской школы №1861 «Загорье» навестили с экскурсионной поездкой Рождества Святой Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь, основанный в 1444 году святым Пафнутием.

Будущие курсанты военных училищ наглядно убедились в том, что и в новом тысячелетии монастыри продолжают неуклонно исполнять возложенную на них обязанность – нести свет Христов прихожанам и паломникам.

В годы возрождения Православия настоятелями сделано многое для того, чтобы каждый пришедший за духовной помощью получил её. Однако монастырь стараниями монахов сделался ещё и настоящим просветительским центром: в нём работает воскресная школа для детей, издаются детский журнал «Кораблик», еженедельник «Вестник», а также газета для учителей и родителей «Боровский просветитель», читаются лекции для взрослых, проходят просмотры и обсуждения фильмов.

Летом в стенах святой Боровской обители гостят скауты, молодые художники. Помимо ежегодного летнего молодёжного лагеря «Стратилатъ», слёта православной молодёжи «Пафнутьевград», организованы Пафнутьевские образовательные чтения, принять участие в которых может любой желающий.

Одна из главных заслуг столь многогранного развития принадлежит священноархимандриту монастыря, митрополиту Клименту и духовнику монастыря схиархимандриту Власию – именно этим людям паломники обязаны неповторимой атмосферой гостеприимства и покоя, к которой многие из них стремятся всю жизнь, а обретают, войдя по сень простых и величественных храмов.

О непосредственных впечатлениях от экскурсии узнаем от самих кадетов и воспитанников, навестивших обитель.

- Что в поездке в Свято-Пафнутьев Боровский монастырь впечатлило вас больше всего? К каким тайнам вы, как вам кажется, прикоснулись и что нового для себя вы почерпнули в этой поездке?

Кадет 7 класса «К» Софья Кучерова:

- Поездка в Свято-Пафнутьвский Боровский монастырь – это знаменательное событие для нашего класса, тем более, что именно в это день был мой день рождения. Больше всего мне понравилось сама история жития Пафнутия Боровского. Запомнилось, что он был родом из золотоордынцев, что тяжело заболел и, приняв великую схиму, чудесно исцелился, ушел в отшельники, поселился на левом берегу реки Протвы.

Из рассказа нашего экскурсовода Сергея Власова я узнала, что к месту его обитания потянулась монахи: так была построена деревянная церковь в честь Рождества Богородицы. А когда вместо деревянной церкви был выстроен каменный храм, угодник приглашал для росписи храма лучших иконописцев. Мне хотелось бы еще раз посетить это сказочное место!

- Легко ли сформулировать ощущение, когда прикасаешься к чему-то незримому?

Ефрейтор 9 класса «К» Римма Карасёва:

 - Чрезвычайно сложно передать все ощущения души, соприкасаясь с незримым и великим…

Кажется, что она наполняется новыми ощущениями, а объяснить их нелегко. Может быть это благодать, а, возможно, у меня мало слов, чтобы передать весь трепет души, неровный стук сердца и нежную взволнованность, которые вызывают святыни православной культуры.

Могу сказать точно, что, покидая обитель святого Пафнутия, как-то по-другому начинаешь осмысливать жизнь. Понимаешь, что она у тебя одна, и надо успеть сделать как можно больше добра, чтобы оставить после себя добрый след на долгие годы. Так и приходишь к размышлению о вечном…

- Каким, как тебе кажется, языком следует говорить о тайнах?

- О них следует говорить на духовном языке: духовность – это полное умиротворение и согласие с самим собой, способность самовыражения, восприятие Святого Духа внутри себя, умение жить с ним.

- Как бы вы определили сплошь и рядом повторяемое сегодня слово «духовность»?

Ефрейтор 9 класса «К» Римма Карасёва:

- Думаю, термин «духовность» – прежде всего религиозное понятие, вне этой сферы оно лишено всякого смысла, его могут обходить со всех сторон, но не понять сути. Духовность для меня – это сама жизнь…

Кадет 7 класса «К» Анна Панова:

- Духовность - это жизнь духа. Духовный человек должен быть добрым, искренним, любящим свою Родину... Духовность не совместима с предательством и эгоизмом. Духовность надо воспитывать в самом себе!

Мы благодарны родителям и учителям, которые помогают нам в этом воспитании, а также Митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту, иеромонаху Макарию, без которых не состоялась бы наша поездка.

Кадет 7 класса «К» Екатерина Кулинич:

- Я считаю, что духовность — это способность людей ставить нравственные ценности выше материальных. Духовный человек способен сострадать ближнему, всегда готов прийти на помощь. Такие люди не совершают зла, предательства. Для них очень важно общение с Богом. Как правило, такие люди часто ходят в церковь или хранят веру в глубине души.

Когда я жила в Гаване, состоялся визит на Кубу Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Для многих православных христиан навсегда остались в памяти молитвы и речи нашего Пастыря. Его очень ждали, и это было большим событием, как для церкви Казанской иконы Божьей матери, так и для всех верующих людей.

Духовный человек всегда силен духом, он готов защищать свою Родину. Мы очень благодарны учителям, за то, что они прививают нам духовность, и наш визит в обитель ученика преподобного Сергия Радонежского – лучшее тому подтверждение.

- Какой момент истории монастыря оказал на вас наибольшее воздействие – сопротивление Лжедмитрию, заключение протопопа Аввакума, захват и разграбление обители наполеоновскими войсками, фашистами, восстановление ее из пепла?

Кадет 7 класса «К» Александр Богданов:

- Меня потрясла и захватила история, о том, как в Советском Союзе взрывали и оскверняли церкви, но ещё более сильное впечатление произвело тогдашнее решение оставить главный собор обители в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Это заставляет верить в высшую силу! Она повсюду! В России, на Афоне, где я был с отцом, во всём мире.

Наша поездка заставляет задумываться о людях того времени, о многовековой истории моего народа.

- Каким вы ощутили дух святого Пафнутия? Каким, как вам кажется, был этот человек?

Кадет 7 класса «К» Виталина Карелина:

- Приложившись к мощам Преподобного Пафнутия, я почувствовала благоговение и Божественную благодать. От него исходила душевная теплота и любовь ко всему миру. Он излучал умиротворение, словно бы защищал меня ивесь мир от всего дурного. Достаточно только подумать о нём и мысленно попросить защиты и помощи, и можно быть уверенным, что он поможет. Дух святого Пафнутия присутствует, кажется, повсюду, и в Москве, и в Боровске, и в Нью-Йорке. Это дух святой Руси! Я ощущала его не только у раки с мощами, я помню его и в Нью-Йорке, когда посещала собор, воскресную школу, принимала святое Причастие, праздновала с православными Пасху, Рождество, Крещенье, Преображенье, Вознесенье, Крестовоздвиженье…

- Удалось ли вам ощутить чаяния и стремления Преподобного с такой дальней дистанции, как пять с лишним веков?

Ефрейтор 9 класса «К» Мария Маккавеева:

- Находясь на святой земле Свято-Пафнутьевского Боровского мужского монастыря, я почкувствовала, что моё мировозрение изменилось. Я невольно вступила в спокойный, умиротворенный ритм монастыря. Рассматривая здания и расписанные стены внутри них, я ощущала старания всех тех людей, которые его возводили. Побывав там, можно прочувствовать всю атмосферу богослужения. Конечно же, никакие года не сотрут памяти об этой поездке.

- Как вы считаете, нужно ли учащимся кадетских классов посещать духовные центры России, и если да, то почему?

Кадет 7 класса «К» Артём Рагулин:

- Кадеты – наследники офицеров, защитников России. А настоящие защитники отличаются не только храбростью, мужеством и любовью к Отечеству,но и благородством. Огромную роль в воспитании таких качеств у кадетов играют посещения духовных центров России. Там мы познаём православную веру и национальную культуру, историю своей страны.

Посещение духовных центров просто необходимо для воспитания настоящих патриотов и просто хороших и честных людей.

- Какое значение для будущего офицера имеют такие поездки?

Кадет 7 класса «К» Алексей Барлука:

- Будущему офицеру такие поездки помогают лучше узнать историю своей страны, они будто передают нам героический дух предков, и об одном из таких героев мы узнали во время экскурсии. Его имя – воевода князь Волконский. Он был изрублен поляками на мощах святого Пафнутия, и кровь его на ступенях не смывалась годами.

Кадет 7 класса «К» Андрей Рашин:

- Те, кто мечтают в будущем стать офицерами, защищать свою Родину, обязаны помнить, какой ценой досталась нам наша свобода. Кроме того, в таких поездках мы лучше чувствуем друг друга, а значит, православные святыни нас объединяют.

Кажется, уже ради того, чтобы такие слова прозвучали, стоило и ехать, и внимать, и вбирать. Кто знает, что ждёт Россию в ближайшие годы… но если надежда на нашу будущую свободу и есть, то – присмотритесь! – вот она.

Галерея (2)

Православный календарь