Слово митрополита Климента на открытии Богородично-Рождественских чтений
Приветствую всех гостей и участников юбилейных Богородично-Рождественских образовательных чтений, которые уже в 20-й раз проходят на Калужской земле, собирая представителей власти и общественности, специалистов в области образования, духовенство и мирян.
Тема открываемого сегодня церковно-общественного форума и обсуждаемые в его формате вопросы актуализированы двумя судьбоносными событиями столетней давности, которые произошли в истории нашей страны и нашей Церкви почти одновременно: с разницей в 4 дня. В то сложное, диалектически противоречивое время глубоких потрясений, затронувших все слои общества, в бурлящем протоке открывшихся свобод Русская Церковь реализовала свое соборное начало. На излете октября 1917 года в России революционно настроенные рабочие и солдаты взяли власть в свои руки (25 октября/7 ноября), а Поместный собор Православной Церкви восстановил патриаршество (28 октября/11 ноября).
Надо признать, что церковно-государственные отношения от Петровских реформ XVIII века до Закона СССР «О свободе совести» 1990 года, несмотря на внешне крайнюю противоположность до и после 1917 года, оказывали на Русскую Церковь одинаково деформирующее действие.
На всем протяжении существования Российской империи (1721—1917) Русская Церковь была поставлена на обслуживание интересов государства. Статус государственной религии при российских императорах лишил русское Православие его права заступничества за народ. Церковь подвергалась «муштре» наряду с ведомствами госаппарата и выполняла чуждые ее природе гражданские функции. Это вело к отчуждению духовенства от паствы. Святитель Феофан (Говоров), наблюдая российскую глубинку, во второй половине XIX века писал: «Одно из величайших зол — полицейская и приказническая форма в делах церковных. ...у нас нет отцов в Церкви, а что-то страшное, надзирательное, судебное. Потому от отцов не течет к детям свет и тепло, — и дети стоят спиною к отцам».
После разрушения империи политика секуляризации в России осуществлялась по-иному: Церковь, напротив, была полностью исключена из всех сфер строительства нового государства. С непримиримостью идейного и классового противника советская власть ожесточенно искореняла влияние религии во всех проявлениях общественной, семейной и частной жизни советских граждан. Тысячи храмов и монастырей были осквернены и разрушены, верующих преследовали за религиозные убеждения вплоть до физического уничтожения. Для дезориентации верующих атеистическая власть поддерживала раскольническую деятельность живоцерковников.
Во мраке безапелляционных преследований Русская Церковь не только выстояла, но и сохранила апостольскую преемственность, верность святоотеческому учению и народ Божий. Верное стадо Христово, пройдя горнило испытаний, принесло Богу чистый, драгоценный дар мученичества за веру. Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской удержал страну от окончательной гибели, а ее народ от самоуничтожения и утраты своей национальной идентичности.
Во многом это произошло благодаря тому, что в первые же дни новой Советской России церковный корабль возглавил канонический кормчий — Патриарх Московский и Всероссийский. Промыслом Божиим им суждено было стать святителю Тихону (Белавину), который ныне возглавляет сонм исповедников и новомучеников Церкви Русской. Он и его преемники обеспечили жизнестойкость русского Православия в России. В период государственного атеизма они не покинули страну, не затаились в катакомбах, но были с народом и вместе с ним терпели все невзгоды и лишения. Ничто, включая открытую травлю, лишение свободы, пытки, смерть дорогих и близких людей, не поколебало их веры во Христа и Его бесконечную любовь к людям.
«Никуда я не поеду, буду страдать здесь вместе со всем народом и исполнять свой долг до положенного Богом предела», — отвечал Патриарх-исповедник Тихон на все предложения уехать из России. Постигая духовный смысл страданий, выпавших на долю России и ее населения, святитель Тихон возносил молитвы за всех своих чад без различия их политических убеждений и стороне, занимаемой на баррикадах гражданской войны. Всю свою паству он также призывал к молитве и покаянию.
Молитвами всей Церкви и ее предстоятеля прекратились нескончаемое кровопролитие и братоубийство. Но преследования верующих продолжались десятилетиями. На смену физическим преследованием пришли моральное давление и общественное порицание верующих, запрет на религиозное воспитание и привлечение детей к религиозной жизни. Сохранение православных традиций осуждалось как отсталый, недостойный советского человека образ жизни. От верующих людей — в священном сане или мирян — постоянно требовался подвиг сохранения веры и соответствующего ей образа жизни. Но с Божией помощью они выстояли и вымолили Россию — сегодня уже мало что напоминает о годах богоборчества и уничтожения Церкви.
Если смотреть шире, Церковь Христова всякий раз страдала от деспотизма власть имущих, когда те стремились воплотить не евангельские идеалы бытия, а собственные идеи справедливого общественного устройства: будь то «средневековая мечта» об идеальном сословном обществе или эсхатологический проект построения бесклассового общества.
Отрадно признать, что в наше время власть сделала выводы из трагических уроков отечественной истории. Сегодня Церковь в России имеет все возможности свободного канонического развития, будучи избавлена от бремени апологетики своего учения от нападок со стороны официальной идеологии, мы имеем возможность выстраивать церковно-государственные отношения, избегая крайностей и ошибок прошлого.
Одним из главных объектов церковно-государственных отношений сегодня, является воспитание подрастающего поколения. Интерес к сотрудничеству в этом направлении государства, Церкви и общественности отражает ежегодное проведение образовательных чтений на разных уровнях. В нашей области не первый год апробируется модель организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, выстаиваемая Координационным советом при Правительстве Калужской области.
Изначальным и на сегодня наиболее проработанным направлением деятельности Координационного совета является преподавание в государственных учреждениях среднего образования предмета «Основы православной культуры» в рамках Основ религиозных культур и светской этики. Нам еще предстоит предпринять немало совместных шагов по оптимизации этой работы. Например, назрел вопрос о региональной сети координаторов преподавания Основ православной культуры. Утверждение положения, регулирующего их деятельность, позволит привлечь дополнительные региональные и муниципальные ресурсы в деле повышения качества преподавания этого стержневого культурологического предмета.
Новые инициативы направлены на внесение духовно-нравственных начал в областной закон о патриотическом воспитании молодежи. Есть такое понятие мужество при выполнении воинского долга, но мы должны не забывать, что такого качества не будет у молодых людей, если не будет мужества оставаться верным нравственным принципам, не уступать злу.
В этой связи, важно, чтобы юные россияне знали о подвиге новомучеников и исповедников Церкви Русской, не оставивших нашу страну в трудное для нее время не только физически, но и духовно. Они любили свою родину, они любили свой народ, они так же любили Бога, и Он давал им силы прощать издевательства и невежество своих утративших веру сограждан, трудиться на общее благо и идти на смерть, защищая Отечество.
На примерах верности Христу, самоотверженного служения Церкви и России миллионов верующих, прошедших через суровые испытания XX века, современные школьники научатся не только гордиться победами и достижениями своей страны, но и разделять ее беды. Принимать общую боль как свою и молиться о благе страны и ее народа, будучи гонимым и порицаемым от них — значит любить свою Родину по-христиански. Факты из жизни новомучеников и исповедников нашей Церкви иллюстрируют эти воззрения, раскрывают их в контексте тех жизненных обстоятельств, которые выпали на их долю. Так, уже было сказано о святителе Тихоне, Патриархе Всероссийском. Другой пример — святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крпымский. Несмотря на все преследования со стороны государства он не уклонился от своего пастырского и врачебного долга. Есть еще множество других ярких и воодушевляющих примеров веры в Бога и верности России.
В этом году мы обращаем внимание на еще один аспект духовно-нравственного воспитания. Речь об экологической проблематике, заявленной в наших Чтениях.
Веками наши предки основывались на христианском отношении к природе. По учению Церкви, природа вверена человеку, как венцу творения, и он несет ответственность за ее состояние перед Творцом. Только человеку, объединившему в себе два начала — духовное и вещественное, предстояло возделывать весь материальный мир, одухотворяя его Божией благодатью. Находясь в раю, Адам получал на это силы в непосредственном общении с Богом, и вкушая плоды райских насаждений. Когда же первый человек по своей воле сошел с предназначенного ему пути и вкусил смерть, эту судьбу с ним невольно разделило все физическое творение. Так в земном мире возникли процессы энтропии, распада, смерти. При кончине мира окружающая нас природа изменится, перестанет нести угрозу человеку.
Пока мы живем на этой земле, наша миссия заботы о природе не отменяется. С православной точки зрения, она выражается не только и даже не столько в бережном отношении и разумном использовании ее ресурсов, создании и применении возобновляющих технологий и тому подобном, сколько в работе человека над своим внутренним миром ради достижения святости в единстве с Богом. В одухотворенном состоянии человеку открывается, как взаимодействовать с окружающим миром и распоряжаться материальной природой, избегая зла. Многим святым доверялись дикие звери и покорялись природные стихии, поскольку в святых обитает и действует благодатная сила Творца всего сущего.
Сегодня нам надо вернуть в школу святоотеческое понимание заботы о природе, утраченное в годы насаждения советского учения о взаимоотношении человека и природы. Его идеологи нарком народного просвещения Анатолий Луначарский и писатель Максим Горький обосновали необходимость покорения сил природы.
Луначарский, который предлагал формировать новую породу людей путем освобождения от «слезливого сострадания», в своем труде «Основы позитивной эстетики» писал о высшем эстетическом переживании, которое человек получает в активном противостоянии природной стихии. Уподобляясь ее необузданности и превосходя ее, человек преодолевает последнюю ступень на пути к совершенству. Воспринятую энергию природного хаоса сверхчеловек претворяет в самообладание, «купленное ценою привычки к ужасному».
В 1931 году Максим Горький в статье «О борьбе с природой» пришел к выводу, что в социалистическом обществе весь потенциал энергии, прежде уходивший на классовую борьбу, направляется на природу «ради подчинения ее стихийных энергий разумным интересам человечества». Социализм, по его мнению, есть средство «овладения силами природы» — в этом Горький видит главную цель человека. Если в первых декадах XX века он покорял стихию, совершая дальние перелеты, путешествуя к полюсу Земли, то теперь он господствует над ней, властно использует ее энергию в своих целях, когда строит гидроэлектростанции. «Страшно весело стало жить», — признает Горький.
С этим же куражом до сих пор ведутся опасные эксперименты над природой, несмотря на то, что многие подобные попытки уже привели к глобальным угрозам. Пора осознать ошибочность стремлений человека выстраивать отношения с природой по принципу власти-подчинения. Обратной их стороной рано или поздно становится «экологическое сумасшествие», доходящее до оккультизма и языческого поклонения стихиям, которые имели место в позднем советском обществе.
Избегая крайностей, Церковь предлагает научить детей беречь окружающую среду от загрязнения и варварской хозяйственной деятельности ради исполнения Божией воли. Борьба с природой, даже если и приносит сиюминутную выгоду, скрадывает прекрасный лик Земли, нанося вред будущим поколениям. Заповедь Господня, указывающий человеку путь к святости, гласит: «не кради» (Исх. 20, 15), — и надо исполнять ее, укрощая свое себялюбие и корысть. Неуважение к своей земле и к ее истории — это тоже кража у наших детей.
Надеюсь на конструктивную работу ХХ Богородично-Рождественских чтений и желаю всем участникам форума Господня благословения и заступничества Пресвятой Богородицы.
Благодарю за внимание.
Источник: http://eparhia-kaluga.ru