Поиск по архиву

10 апреля 2020г.

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Смирение и любовь Пресвятой Богородицы

Сегодня праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Архангел Гавриил возвещает о рождении Спасителя Мира, и Божией Матери открывается вся тяжесть Ее земной жизни, но она смиренно отвечает: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1:38).

О чем нас учит этот эпизод из истории Благовещения?

Каждый человек должен следить за своей жизнью, стараться исправлять себя, думать о своих грехах. Мы это знаем. Но все же наши умы не могут не тревожить ситуации глобальных катастроф, которые уносят жизни десятков и сотен человек. Как осмыслить внезапную гибель совершенно разных людей? В самолете ли, потерпевшем крушение под Сочи, или при пожаре в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерове, или при охватившей мир пандемии коронавируса. Подобных катастроф, эпидемий немало, и с течением времени их не становится меньше. Как же их соотнести с благим промыслом Божиим?

Однажды слышал, как верующая женщина на полном серьезе утверждала, что Бог может погубить целый самолет, чтобы наказать одного грешника. Какое странное мнение может поселиться в верующем сердце! Видимо, его еще не коснулась та главная истина христианства, что Господь пришел не наказать, а спасти человека.

В конце времен, действительно, будет Суд Божий над миром. Но и тогда каждый человек ответит только за себя. Если Господь не Благо, не Любовь, а жесткий беспощадный судья, тогда можно думать, что Он, ради того, чтобы демонстративно наказать одного грешника, может покарать еще сто человек – для устрашения остальных. Но если мыслить о Христе правильно, православно, то нельзя ни на минуту забывать, что Христос благ и только благое творит и печется о каждом человеке, каждому желает только добра.

В противовес мнению той женщины хочется провести обратную аналогию: жизнь праведника так значима, что спасает и других людей. Тому имеем многочисленные примеры в Священном Писании – Авраам просил о том, чтобы Господь пощадил Содом и Гоморру, если там найдется хотя бы десять праведников. Праведный Моисей заслонил собой народ, который Господь хотел уничтожить за его бесчестие, и Бог пожалел Израиля ради пророка. Ради праведника Господь готов спасти грешников, но не губит неповинных ради наказания грешника. Более того, святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что «Бог сохраняет дни праведника для пользы грешников».

Но может ли случиться так, что грешники даже не будут подозревать, какая страшная участь их миновала? Нет. Если Господь их помиловал, значит, Он даст им возможность понять свой грех и покаяться. Тем или иным образом они будут оповещены и тогда уже сделают свой выбор. Господь же хотел уничтожить Ниневию за бесчестие жителей, но послал к ним Иону с проповедью покаяния. Они покаялись, и Бог их не уничтожил.

И все же, видя постоянные бедствия, мы невольно задаемся вопросом: где же здесь попечение Божие о человеке? В чем проявляется Его любовь и доброта? Святитель Василий Великий говорил, что нельзя назвать злом ни землетрясения, ни войны, ни катастрофы, потому что все это не может отделить нас от Бога или помешать нашему общению с Ним. Злом является только то, что мешает общению человека с Богом, а именно – грех. А все катастрофы, трагедии – это страшно, они приносят страдания, но Господь их попускает для нашей же пользы.

Трудно нам с нашего земного ракурса осознать это! Но даже святым Бог не гарантировал безболезненной кончины. Апостолы – самые близкие ученики Христа, мученики, пророки, страстотерпцы – все закончили свою жизнь через страдания. Кого распяли, кому отрубили голову, кого расстреляли, пророка Исайю распилили деревянной пилой. Никто же не говорит, что Бог наказал святых, попустив им мучительную кончину. Значит, ко всему этому надо быть готовым, не надеяться, что нас минует эта чаша. Мы молимся, просим о благой христианской кончине, непостыдной и мирной, но понимаем, что все это в руках Божиих, и может случиться все что угодно.

Хотя мы и взываем каждое утро: «Господи дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день», и ежевечерне просим Бога даровать нам «память кончины», но очень трудно быть готовым к смерти, живя в миру. А святые отцы как раз к этому нас и призывают – быть готовыми в любой момент встретить разлучение с земной жизнью.

В чем же заключается эта готовность? Мы должны ежедневно делать все, что положено, но при этом не увлекаться земными вещами, постоянно помнить о Боге во всех своих делах, каяться перед Ним в своих неправдах. Надо учиться делать духовные выводы из всего, что происходит с нами и вокруг нас, не исключая самых обыденных ситуаций. К примеру, торопился человек на важную встречу, бежал со всех ног, но... опоздал на электричку. У него сорвалась возможность устроиться на прекрасную работу, он – в отчаянии: «Господи, ну за что, почему? Я мечтал о такой работе». Значит, она ему была бы не полезна.

Мы оцениваем все, что с нами происходит, как полезное нам или неполезное – с земной точки зрения. Господь же, Своим промыслом, управляет этими событиями с точки зрения вечности. Может быть, Христос уберег этого человека от того, что ему было бы неполезно, к примеру, в погоне за деньгами разрушилась бы семья. Ведь сколько таких случаев бывает в наши дни. Человек уезжает из небольшого городка на работу в Москву, а потом... Сам же человек, возможно, поймет, отчего уберег его Господь, только лет через двадцать.

Или другая ситуация. Сократили человека на работе. «Что здесь хорошего?» – спрашиваем мы у Христа. Но скажите, кто нам гарантировал, что у нас все будет хорошо на земле? Господь не обещал нам благоденствия, напротив, Он предупреждал, что «в мире скорбны будете» (Ин. 16:33). Почему же мы должны с Него спрашивать?

Бог заботится вначале о нашей вечной жизни – готовит человека к Царству Небесному, а потом – о земной. Он хочет, чтобы все люди спаслись. Посылает ситуации, в которых каждый раз дает нам возможность сделать правильный выбор. Если человеку ради вечной жизни надо пожертвовать чем-то земным, Господь так устроит, что человек земное потеряет, чтобы не потерять вечное. Вечная жизнь важнее, чем земная, поэтому приоритет за вечностью. В Евангелии Христос говорит каждому из нас: «И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» (Мк. 9:47-48).

Когда мы молимся Богу о каких-то земных вещах, Господь иногда дает их нам по нашим молитвам. Никто не запрещает в меру разумности и безгрешности искать земного благополучия. Но нужно понимать, что не это главное. Господь дает нам это не для того, чтобы у нас все это было, а чтобы побудить нас во всех своих жизненных ситуациях обращаться к Нему, думать о своей вечной участи. Человек либо хочет искать Бога, либо не хочет. Заставить его нельзя. А Бог хочет, чтобы человек захотел этого. И все земные обстоятельства, которые мы делим на положительные и негативные, могут служить стимулом к этому, но могут и не служить.

В любом случае надо учиться жить так, чтобы любовь к земному не превышала любви к Богу. Пресвятая Дева Мария была воспитана в любви и покорности Богу, и Она все в Своей жизни принимала со смирением – «буди Мне по глаголу твоему». Она всецело была предана воле Божией. И нам надо стараться жить по Ее примеру, и примеру святых угодников. Святость – это та цель, к которой мы должны стремиться. Надо понимать, что при правильном движении у нас будет что-то приближенное к образу жизни святых: равнодушие к земным попечениям и поиск только Бога. Ну а если к этому не стремиться, то какой смысл тогда говорить, что мы Христовы.

Издательский совет РПЦ

Православный календарь