Поиск по архиву

11 июня 2020г.

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Сирень на асфальте

Начало лета – время сирени. Первой распускается самая темная, махровая, потом – та самая, неразрывно связанная по цвету с самим названием сирени – сиреневая. И наконец – белая. Даже самая обычная, некрупная, вовсе не махровая, именно она производит совершенно особое впечатление совершенной красоты, именно ее цветения почему-то ждешь с особым чувством.

Наслаждаться бы каждый год, дивясь красоте мира, подаренного человеку Творцом. Но горечь год за годом примешивается к этому наслаждению.

Совсем недавно стояли красивые, пышные кусты сирени. Прошло несколько дней – и они выглядят так, как будто какое-то гигантское животное, проходя мимо, обгрызло ветки второпях, не разбирая, чтобы съесть.

Слишком много людей сегодня не замечают границы между своим и не своим. Сиренью, которая растет на территории школы или детского сада, в парке или сквере, у чужого забора вдоль тротуара, мы можем любоваться, наслаждаться ее нежными цветками и запахом, но рвать эту сирень и нести ее к себе домой мы не должны. Это не наше собственное. Напоминаю, что брать без спроса то, что нам не принадлежит, означает красть. Безусловно, это не кража миллионов в банке, дорогого украшения у знакомых или черной икры в магазине. Масштаб иной. Но разве ценность в материальном? Да и можно ли в рублях оценить ту радость и наслаждение, которое получат люди, проходя мимо или присев на несколько минут на скамейку возле цветущего куста? Но вольное обращение с тем, что тебе не принадлежит, от этого правильным действием не становится.

В результате таких действий хозяева домов, высадившие у своих заборов кусты сирени, вынуждены «любоваться» обломанными ветками вместо красивых соцветий. Похожая картина предстает перед взором посетителей парков, скверов. Все хотят любоваться красотой, но ее «присвоили» несколько человек, оставив остальным неаккуратно обломанные торчащие ветки.

Почему столько людей не может бескорыстно и искренне любоваться красотой, не пытаясь взять ее себе? И это при том, что ветки сирени в вазе вянут куда быстрее, чем на кусте. Люди понимают, что сокращают век цветов, но срывают и несут их к себе. Или вообще не задумываются об этом?

Но даже это еще можно было бы объяснить нежеланием думать о других, стремлением взять себе все, что понравилось, независимо от того, вредишь ли ты этим взятому.

Но как объяснить такое количество брошенной сирени, выброшенной вскоре после того, как ее сорвали? Ее очень много. Просто идешь по асфальтированной дорожке для пешеходов и за одну прогулку или путь до магазина видишь несколько веток. Сиреневая, белая, совсем еще свежая, недавно сорванная, но уже ставшая ненужной, она лежит на асфальте или прямо у дорожки.

Шел человек, обратил внимание на красивую сирень. Не свою, не своими руками посаженную, чужую. Не задумываясь, сорвал понравившуюся ветку. Или не одну, а сколько захотелось. И пошел дальше. То ли позвонил телефон, или ветка быстро надоела, наскучила, то ли нести неудобно было, потому что руки заняты чем-то еще, но он ее выбросил. Может быть, скоро еще одну сорвет, если вдруг захочется, и снова бросит.

Взять себе то, что тебе не принадлежит, даже не подумав, что это не для тебя или не для тебя одного растет, не подумав, что правильнее, разумнее – полюбоваться кистями сирени на кусте, позволить ей цвести дольше, а сорвать и потом, даже не украсив свой дом, а просто выбросить. Вот так, увы, нередко относятся наши современники к красоте.

Я говорю сегодня о сирени. Но все сказанное относится не только к сирени. Это яркая иллюстрация того, как многие из нас относятся к миру, к жизни, к ближнему. Сколько у нас сломанных юных жизней? Нам легко нарушить гармонию человеческих отношений ради получения денег, удовольствия, славы, власти. Мы порой и к людям относимся как к цветам сирени. Не беречь, не радоваться добрым отношениям, а взять себе как можно больше, не раздумывая, что других лишаем наслаждения красотой и радости, взять себе непременно, себе любимому, а не оставить для всех, а потом отбросить, выбросить, потому что стало вдруг не нужно, перестало быть интересным...

Такое отношение к миру приводит к грустным последствиям. Мы сами губим то, чем могли бы любоваться, и чему могли бы радоваться. Будем любить ту землю, которую дал нам Господь, тот город, село, в котором живем.

«Вечерняя Москва»

Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.