Иером. Роман (Кропотов). Новогодние размышления о "новом счастье"
Приближается новый год. Ожидания, связанные с ним, всегда несут в себе какую-то тайну, всегда покрыты флером неизвестности и таинственности, полны чаяний и надежд, предвкушений побед и приобретений. Не чужды им также страхи и тревоги перед неизвестностью или неизбежностью. Оптимисты верят в лучшее, пессимисты сгущают краски, реалисты совмещают в себе и то и другое. А 2024 год в этом смысле еще более непредсказуем своими переменами и богат ожиданиями. Большинство из этих ожиданий призрачны и суетны, так как людям свойственно переживать о том, чего никогда не случится. Однако, независимо от ситуации в стране и мире, неизменным остается пожелание счастья в новом году, причем, не просто счастья, а – нового счастья.
Что же такое счастье? Может ли оно иметь срок годности, становиться старым или новым? Для многих счастье, как и любовь, имеет множество определений. Философы связывали счастье с душой, писатели и поэты – с любовью. Во все времена ради неуловимой птицы счастья, люди были готовы на любые жертвы. Однако часто, будучи достигнуто, оно перестает радовать, становится рутиной. Но бывает, что и, оставаясь недостижимым, оно теряет свою привлекательность в силу тех или иных причин. По замечанию неизвестного старца «все в жизни происходит так: когда вы становитесь достаточно большим, чтобы дотянуться до горшочка с мёдом, вам уже этого не хочется» (Отцы пустынники смеются). Прав был Екклесиаст: «Всему свое время... время плакать и время смеяться» (Еккл.3:4).
Помнится, как однажды после двухнедельного ремонта наконец дали воду в монастыре. Мы с другим послушником стоим перед умывальником и просто держим руки в теплой воде. Оба невольно улыбаемся, и он говорит: «Как мало нужно человеку для счастья». На самом деле осознание таких простых и незаметных радостей, которые ежедневно окружают нас, многих сделало бы счастливыми. Ведь сколько людей страдают сейчас без воды, еды, без жилья, одежды и других привычных вещей? Но имеющие все это, уже не радуются этому. То, что одного делает счастливым, для другого является повседневной нормой. Мы действительно не ценим то, что имеем, пока не потерям. Ведь все познается в сравнении.
Может быть именно с этим связано пожелание «нового счастья»? Для людей, живущих этим миром, под новым счастьем можно понимать осознание того, что раньше ускользало от их внимания, принятие ими тех маленьких радостей, которые наполняют нашу повседневную жизнь. В земной исторической перспективе это действительно может иметь место. Ведь если спросить людей – чем для них является счастье, то ответы удивят своей простотой и даже банальностью. Возможность видеть небо и солнце, наслаждаться водой и рыбалкой, иметь детей, семью, друзей, любимую работу, стабильность – все это вполне может стать для человека счастьем, когда он научится ценить жизнь в ее разнообразии.
Однако, будучи частью этого мира, будучи материальными, эти блага и само счастье делают материальным и временным. Земное счастье изменчиво и непостоянно, как, впрочем, и все на земле, и вместе со всеми земными делами оно, в конце концов, подлежит общему приговору сожжения: «Земля и все дела на ней сгорят» (2Пет.3:10). Счастье «непременно должно разрушиться, отняться неумолимой и неотвратимой смертью. Ни с чем не сравнимо бедствие, с которым внезапно встречаются во вратах вечности воспитанники мнимого земного счастья» (свт. Игнатий Брянчанинов). Потратив немало времени, здоровья и сил человек на опыте приходит к принятию того факта, что внешнее счастье не может сделать человека по-настоящему счастливым, а время, потраченное на его поиски, оказывается прожитым напрасно. Печальней этой будет лишь та ситуация, когда это осознание приходит уже за гробом.
И все же понятие «нового счастья» имеет для людей вполне конкретное значение. И это значение меняется в зависимости от внутреннего состояния человека. Люди страстные под «новым счастьем» понимают новые ощущения, новые радости и развлечения. Греховные пороки, привившись, перестают доставлять удовольствие, и человек ищет чего-то нового. Он уже не удовлетворяется прежней страстью, он начинает экспериментировать и, так сказать, повышать дозу, ведь страсть ненасытна. Не случайно, например, у наркоманов легкие виды наркотиков часто переходят в тяжелые. Такой человек, еще живя на земле, уже находится в предвкушении адских мук. Уже здесь он ощущает постоянную жажду греха и невозможность удовлетворения страсти. И если на земле он может периодически подбрасывать материал в этот внутренний огонь – кормить свои страсти, то за гробом этой возможности не будет. Не освободившись от страстей на земле, человек после смерти во веки веков будет терпеть огонь ненасытных страстей, удовлетворить которые будет нечем. Так погоня за «новым счастьем» уже на земле многих приводит ко вратам ада.
Человечество уже проходило все это в древности. Пышные застолья с паштетом из соловьиных язычков, филе жирафа и оргиями, на которых дозволено все, объясняются именно жаждой «нового счастья». Спустя тысячи лет поменялась лишь форма. Суть осталась той же.
Однако новые ощущения, это не всегда зависимость от героина, а страсти – принадлежность не только атеистов и язычников. Христиане не меньше остальных страдают от внутренних зависимостей. Сети дьявола раскинуты по всей земле. И хотя христиане знают о Христовом смирении, к которому не прикасаются эти сети, но по невнимательности часто запутываются в них. Всевозможные занятия и хобби, игры и развлечения, техника и одежда, еда и люди – все это благополучно умещается в храме нашего сердца и занимает место Творца. Оставляя для Бога лишь маленький закуток в нашем сердце, мы считаем себя верующими и даже любящими Бога, забывая слова Законодавца: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:37). Мы как наркоманы ищем «нового счастья», новых ощущений и развлечений. Нам не нужен героин – у нас есть Интернет (символично: Net – сеть (англ.), зависимость от которого не менее разрушительна.
Подобно древним эпикурейским язычникам-афинянам, которые «ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы… слушать что-нибудь новое» (Деян.17:21), мы каждый день сидим в новостях, утучняя и ублажая наше праздное любопытство. Каждая свежая новость – это новое ощущение, новое развлечение, новое маленькое счастье, которое, как нам кажется, делает нас соучастными мировым проблемам, ведь мы сопереживаем героям новостей и даже, может быть, молимся о них. И, несмотря на очевидность этого заблуждения, этой иллюзии, несмотря на расстроенный распорядок дня и оставленное молитвенное правило, несмотря на внутреннюю опустошенность и отрицательный пример для окружающих – мы вновь и вновь ищем новостей, чтобы «быть в курсе». Жажда «нового счастья», так искусно замаскированного под личиной мнимой просвещенности и смены обстановки, не дает увидеть разорение нашей молитвы, не дает вкусить внутренней тишины, о которой, в лучшем случае, мы знаем лишь по книгам.
Ситуация тем более странна, что христиане – это единственные люди на земле, которые знают где сокрыто истинное счастье человека. В отличие от не знавших Христа афинских эпикурейцев, христиане знают, в Ком состоит наше счастье. Наше счастье в Боге – в вечном, благом, милостивом Господе. Он и есть наше счастье – вечное и непреходящее. Наше сокровище и наше счастье внутри, а не снаружи, в сердце, а не в тленной материи. Счастье (а точнее – блаженство) в причастности Богу, в усвоении себе Его качеств, в жизни по Его заповедям, в соблюдении Его святой воли. Это единственный путь в достижении непреходящего счастья. Разнообразие земных удовольствий не только не доставляет счастья, но, напротив, делает человека несчастным, опустошает его физически и духовно. Мы знаем это и все равно ищем утешений, лишающих нас молитвы и памяти смертной, удаляющих от нас Христа. «Самая большая ложь – непрестанное искание счастья не внутри, но вне себя, в обладании предметами этого мира, в рабской зависимости от ситуаций и обстоятельств жизни» (архим. Рафаил (Карелин).
Господь не говорил: «В мире счастливы будете». Он сказал: «В мире скорбни будете» (Ин.16:33). Именно поэтому святые говорили, что путь к счастью лежит через Голгофу, через крест. Сидящий у подножия Голгофы последователь Христовых страданий «смотрит с равнодушием и спокойным любомудрием на непостоянных счастливцев сего непостоянного мира. Он им не завидует, он предпочитает познание Креста Христова, отверзающего врата в блаженную вечность, тому кратковременному упоению, в котором держит земное счастье свою жертву, чтобы предать оную вечному бедствию» (свт. Игнатий Брянчанинов).
Поэтому «новым счастьем» для любого человека всегда будет – обретение Бога в своей жизни. Это небесное счастье можно назвать новым не потому, что его раньше не было, но потому что мы не знали о нем. Оно новое не по существу, но лишь субъективно, в нашем представлении. Эта встреча действительно принесет человеку множество новых благ и нового опыта, с которым ему еще не приходилось сталкиваться. Это поистине новая страница его жизни, новая глава. Это как, если бы нищему, живущему на улице в коробке из-под стиральной машинки, вдруг сказали, что он на самом деле сын очень богатого и влиятельного человека. Только в нашем случае этот влиятельный Человек обладает всемогуществом и сокровищами всей вселенной. Для человека, имеющего такого Отца, действительно открываются новые возможности, точнее безграничные возможности, потому что теперь он «все может о укрепляющем его Иисусе Христе» (Фил.4:13). И это поистине открытие нового счастья для ветхого человека.
Однако, и для того, кто уже является членом Церкви, это счастье не устаревает. Своей бесконечной любовью и милостью Бог удивляет нас в каждом таинстве. Особенно живо это переживается в Исповеди и Причастии. Новое счастье у исповедального аналоя или радость покаяния – это реальность, с которой знаком каждый практикующий христианин. Та легкость, которую ощущает верующий после каждой чистосердечной исповеди, говорит о том, что человеку дан новый шанс, новая возможность оправдать возложенные на него Богом надежды. Словно на крыльях, улетает кающийся грешник в свой путь и снова полагает начало своему спасению. Вместе с прощением грехов он получает и силы, благодатную помощь свыше в борьбе с греховными привычками. Так для христианина одни и те же действия, но осененные Божественной силой, каждый раз открываются по-новому, становятся – новой радостью и новым счастьем.
На самом деле нет ничего предосудительного в стремлении быть счастливым. Более того, это естественно для человека. Ведь изначально мы созданы Богом именно для счастья, для вечного блаженства. И эта потребность осталась в человеке, который интуитивно пытается ее реализовать. Но после грехопадения наш внутренний компас сломался. И теперь в поисках счастья человек бродит в тумане по болотистой местности, догоняя миражи и иллюзии не могущие удовлетворить, но лишь заводящие обманутого путника в топи и стремнины. Однако «тьма проходит, и истинный свет уже светит» (1Ин.2:8). В Крещении наш внутренний компас восстанавливается, и мы снова можем идти на спасительный свет, снова получаем способность воспринимать благодать и достигать совершенства.
Таким образом мы не против нового счастья, но мы за правильное его понимание. В притче о сокровище на поле, Господь говорит, что от радости этой находки человек идет и продает все, лишь бы купить это поле с обретенным сокровищем (Мф.13:44). Обретение этого сокровища не что иное, как – новое счастье для человека. Все, что он до этого знал и ценил, потеряло всякое значение. Человек без сожаления меняет старое, ложное счастье на новое, истинное. И каждый христианин знает, где находится это поле. Его собственное сердце является тем самым полем, на котором сокрыто сокровище, способное сделать его по-настоящему счастливым.
Приближается новый год. Для одних – это лишь повод для застолья, еще один праздник без содержания в ряду многих других в году. Для других – это сказка, идущая из далекого беззаботного детства. Но для тех, кто уже понимает, как устроен мир, для тех, кто помнит о рождественском посте, новый год – это хороший повод для того, чтобы подвести итоги, сделать выводы и решительные шаги для выхода из мира иллюзий и суеты ради обретения подлинного счастья – благой части, которая никогда не отнимется от нас.
Иеромонах Роман (Кропотов)