Из опыта духовного воспитания
Доклад Юрия Васильевича Дрозда, офицера-воспитателя Московского Казачьего Кадетского Корпуса, лауреата премии Фонда содействия кадетским корпусам им. А. Йордана
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Постановка этой проблемы связана с резким падением духовного здоровья нации. Причины духовной стагнации заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума, в проникновении западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, прагматизма. Бездуховность, низкая нравственность, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, усилению преступности, наркомании и алкоголизму среди подростков и многим другим порокам нашего времени - все это разрушает человека, общество и государство. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость, ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.
В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Духовные ценности Святой Руси, раскрывающиеся в возвышенной православной этике, содействуют развитию таких черт русского национального характера, как трудолюбие, совестливость, милосердие, любовь, взаимопомощь, жертвенность, святость. Православная культура как образовательная область обладает высоким воспитательным потенциалом духовно-нравственного воздействия на личность подростка.
В дореволюционной системе образования, важнейшим звеном которой были кадетские корпуса, воспитательный аспект через развитие религиозных чувств являлся приоритетным.
Весь уклад жизни кадетских корпусов был подчинен православному календарю. «Религиозное воспитание, лежавшее в основе нравственного воспитания, достигая глубины кадетских сердец, прививало им не только любовь к Богу, но и чувство долга, любовь к великой Родине, почтительность к родителям, преданность к императору, уважение к старшим» (Гурковский В.А. Кадетские корпуса Российской империи. М., 2005 - С.39)
При поступлении в корпус кадетам выдавалась книга в красивом переплете «Слова Святого Евангелия» с русским и старославянским текстами. На первой странице Евангелия было вклеено стихотворение великого князя Константина Константиновича, главного начальника военно-учебных заведений:
Пусть эта книга священная
Спутница нам неизменная
Будет везде и всегда.
Пусть эта книга спасения
Вам подает утешение
В годы борьбы и труда.
Эти глаголы чудесные,
Как отголоски небесные
В грустной юдоли земной,
Пусть в наше сердце вливаются,
И небеса сочетаются
С чистою вашей душой.
Почти у всех кадет у изголовья кровати висел образок - благословение из дома, перед которым они совершали молитву каждое утро и при отходе ко сну.
Для воспитания у кадет религиозных чувств было предписано требовать, чтобы за всякое общее дело кадеты принимались с молитвою. «Каждое утро после подъема и утреннего туалета звучал сигнал на «молитву». Давалось приказание громко читать установленные утренние молитвы: «молитву Господню» и «молитву за Царя» с коленопреклонением в последнем случае. Первый урок в классе также начинался с молитвой.
В субботу и предпраздничные дни все кадеты, оставшиеся в корпусе, должны были поротно идти в корпусную церковь к всенощной, а в воскресенье и в праздники - к литургии. Во время службы пел кадетский хор. На всех богослужениях присутствовали директор, командиры рот и офицеры-воспитатели.
По учебной плану в первом классе проходили Ветхий Завет, во втором - Новый, в третьем - богослужение, в четвертом - катехизис и в последних трех классах - историю церкви и Вселенских Соборов (А. Йордан. «Честь родного погона»).
Выпускник первого Русского Великого князя Константина Константиновича кадетского корпуса вице-фельдфебель Михаил Скворцов особо отметил значение молитвы для кадет во время пребывания их в строю: «Мне до сих пор не удалось нигде прочесть, чтобы молитве ко Всевышнему в общем строю, ее колоссальному значению в воспитании людей давалась достойная оценка. А ведь множество уст становятся едиными устами, множество сердец - единым сердцем, локтями чувствуешь своих соседей слева и справа... Нет, я убежден, что сила общей молитвы неизмерима, а красота ее неописуема! И эту красоту особенно чувствуешь именно в строю, а в кадетском - еще сильнее» .
Положительный опыт духовного воспитания в императорских кадетских корпусах с учетом казачьих традиций был взят за основу в «Московском казачьем кадетском корпусе им. М.А. Шолохова».
Участие кадетов в мероприятиях, носящих религиозный характер, происходит на добровольной основе, подтверждается письменным согласием родителей или законных представителей.
Начав занятия с подростками по основам православной культуры, мы пришли к пониманию того, что необходимо пересмотреть цели и стратегию воспитания, выстроить воспитательную систему, основанную на традициях Святой Руси и вековой казачьей педагогики, приобщая ребенка к русской культуре, т.е. выстраивая стратегию воспитания в соответствии с православным мировидением.
Духовное воспитание в кадетском корпусе осуществляется через следующие виды деятельности:
- Участие в ежедневных утренних и вечерних молитвенных правилах.
- православные беседы.
- посещение храмов, участие в литургиях.
- занятия в церковном православном хоре.
- чтение акафистов и участие в молебнах.
- экскурсии по местам православной истории и культуры
- научно-исследовательскую деятельность кадетов по православной тематике.
Каждое утро воспитанников начинается с молитвы. Молитвы читает один из наиболее подготовленных кадетов. Практически все кадеты знают «Молитву Господню», «Символ Веры», псалом 50, молитву ко Святой Богородице и др. Перед началом занятий читается молитва «Перед учением», а по окончании занятий - «После учения». Молитва дает кадету уверенность, чувство защищенности и надежды.
Для реализации обрядовой стороны молитвы в спальных корпусах кадетского корпуса предусмотрены специальные места для проведения молитвенных правил: общих и индивидуальных. Ребенку разрешается иметь в комнате иконы святых, которых он почитает особо.
Духовное воспитание в кадетском корпусе проводится совместно с Русской Православной Церковью. Наш кадетский корпус окормляет Николо-Перервинский монастырь и действующая на его базе семинария. Священники и семинаристы проводят миссионерскую деятельность в кадетском корпусе. Стало традиционным участие священника во всех мероприятиях корпуса. Принятие Торжественной клятвы вновь поступившими кадетами начинается с православного молебна и благословления батюшкой.
Каждую четверть ребята имеют возможность посетить храм, помолиться, исповедоваться и причаститься, получить совет своего духовного наставника.
Семинаристы Николо-Перер-винского монастыря совместно с воспитателем и классным руководителем проводят беседы по православной тематике, включающие в себя изучение житий святых и их вклада в становление русской духовности, просмотры кинофильмов, прослушивание аудиокниг. Интерес кадетов к православной тематике нашел свое отражение в их творчестве. Ребята регулярно участвуют в концертах в сиротских приютах при монастырях, репертуар ансамбля песни и пляски МсККК обогатился произведениями на православную тематику, в изобразительном искусстве дети также черпают свое вдохновение в Православии.
Новый импульс в работе по духовному воспитанию, приобщению кадетов к православной культуре придало открытие на территории корпуса памятника святому преподобному Сергию Радонежскому, покровителю всех учащих и учащихся, русского воинства, и «Аллеи Славы российского воинства»: десять мраморных скульптур великим полководцам - от Александра Невского и Дмитрия Донского до Георгия Жукова.
Проводя работу по духовному воспитанию на основе Православия, мы не ждем быстрых результатов, но надеемся, что наши выпускники станут высоконравственными гражданами Отечества.
В заключение хотелось бы привести строки из стихотворения Великого князя Константина Константиновича Романова, которые он назвал «Завещанием сыну». Его можно адресовать нашим современникам - как педагогам, так и ученикам:
Будь же ты верен преданьям
Нашей простой старины,
Будь же всегда упованьем
Нашей родной стороны.
С верою твердой слепою
Честно живи ты свой век.
Сердцем, умом и душою
Русский ты будь человек.
Пусть тебе в годы сомненья,
В пору тревог и невзгод,
Будет примером терпенья
Наш православный народ.