Поиск по архиву

7 июля 2009г.

«Постарайтесь творить добрые дела»…

Выступление Надежды Леонидовны Крупиной - главного редактора журнала «Литература в школе» ( в сокращении).

 

Уважаемые устроители конференции, благодарю Вас за приглашение и предоставленную возможность выступить перед вами.

Совсем недавно я закончила работу, связанную с изучением жития святых и древнерусской литературы в школе. Я обратила внимание на интересное высказывание, принадлежащее человеку, жившему в конце восемнадцатого века. Он сказал о себе и о своем времени  так: «С первым детским лепетом привыкли мы произносить святые имена Иерусалима, Иордана, Назарета, Вифлеема. Имена эти сливаются в нашем воображении с родственными для нас именами Киева, Москвы, Владимира и Новгорода». А нынче, приходя в класс светской школы, я должна объяснять ребятам или просить их о том, чтобы они нашли в  «Православной энциклопедии» или в других специальных источниках  какую-то информацию обо всех этих святых местах, куда русский человек шел на поклонение, начиная с XVIII века, нередко с большими препятствиями и трудностями. Уже там, у самых святынь, паломники представляли Христа живым, страдающим, думающим о Боге, о жизни, о смерти, о предназначении человека, вспоминали все прожитое, судили о нем по тому, как они исполняли Заповеди Христовы. Там, в Святых местах, они приносили покаяние, раскаивались в грехах, молились о возвращении тех добродетелей, которые были утрачены, молились за своих родных, живущих и ушедших, молились за Отечество. Так много было желающих идти в Святую Землю, что уже в двенадцатом веке духовные пастыри нередко останавливали своих духовных чад словами: «В Иерусалим не велю идти, зде велю быти добрыми». Сейчас время ушло вперед, технический прогресс ушел вперед, и мы многого достигли, уже проникли  в космос, и многие почувствовали себя хозяевами жизни и мира. Но вы же понимаете, как все мы отброшены годами безбожья назад, потому что наши дети с первым детским лепетом не произносят те святые названия, которые входили раньше с молоком матери в кровь маленького человека. Так было совсем недавно. Всего век назад. Исходя из опыта, можно сказать, что ребенок, подросток, юноша, который прошел через воскресную школу, очень отличается от ребенка, у которого нет знаний о Боге. Совсем  недавно я была в Николо-Перервинском монастыре и проводила там урок с ребятами из шестого класса православной гимназии. Мы с ними изучали сказку «Царевна-лягушка». Знаете, как интересно они отвечали на мои вопросы, совсем по-другому, чем дети из светских школ. Когда я спросила: «Ребята, как вы думаете, почему стрелы двух старших братьев упали на купеческий и на боярский двор, а у младшего Ивана стрела упала в болото»?

Ответ был такой: «А это Бог сделал так специально, чтобы Иван добрее стал». Вдумайтесь, какой это замечательный, глубокий ответ. Точно также было, когда мы с ними задались целью разобраться в самой простой сказке, которую все дети знают с трех лет. Я спросила их: «Как вы думаете, почему, когда курочка ряба снесла золотое яичко, дед и баба сначала пытались разбить его, а потом, когда мышка его хвостиком зацепила и разбила, они начали плакать. Ведь они его так хотели разбить, почему же расплакались, когда желание их исполнилось. И почему, утешая их, курочка ряба обещает снести им другое яичко, не золотое, а простое?» Если бы вы знали, какие интересные были ответы. Это совершенно загадочная сказка. Никто из детей не сказал о том, что дед и баба плакали потому, золотое  яйцо представляет какую-то ценность, что и разбитое, оно все равно остается золотым и его кусочки можно отнести куда-то на рынок продать. Дети говорили о том, что, наверное, дед с бабой были любопытные и им было интересно. Еще говорили о том, что дед и баба не знают, что делать с этим золотым яйцом, потому, что счастье, оно простое, как простое яйцо. Много ли нам надо для счастья? Вера, любовь, небо над головой, дом, семья. Все это так просто. Вот какие ответы и размышления были на уроке у православных детей. И именно такими они и должны быть. Если бы мы в обычных общеобразовательных школах так беседовали со своими учениками в классе, если бы мы не поучали их, а вместе с ними шли бы к глубине, к смыслу русских сказок, русских пословиц, которые мы сегодня совсем забыли, потому что говорим все на каком-то одинаковом, усредненном языке. Хорошо, если бы мы вспомнили с ребятами народные песни, попробовали бы с детьми  разучить их в классе. Как дети откликаются на все это! Как они тянутся ко всему этому!  Это есть где-то внутри, это заложено генетически через поколения и века. Эта тяга к красоте и правде живет в  любом человеке, даже маленьком, и он на это откликается.

В безбожное время, которое мы совсем недавно пережили, литература была тем предметом, который мог, если не заменить православие, то в какой-то мере восполнить то, в чем нуждается душа человека. Это и сейчас происходит. Я, как главный редактор журнала, поражаюсь тому, что у нас очень часто учителя не знают многого и даже не имеют простого человеческого любопытства. Вот совсем недавно в журнал прислала нам одна учительница свой урок о былинах, об Илье Муромце. Она очень хорошо объясняет детям, каким он был сильным и смелым, как сражался с соловьем разбойником, и вдруг в конце пишет: «Мы делаем с детьми вывод о том, что в жизни  не могло быть такого человека. Этот литературный герой объединил в себе черты многих русских людей». Но как же учитель не знает, что это реальный человек, что он канонизирован, как святой, что его мощи находятся в Киево-Печерской Лавре, есть его иконы, есть храмы, посвященные ему. Такая удивительная безграмотность заставляет задуматься, потому что таких примеров, к сожалению, немало. Прислали недавно еще один урок, посвященный Сергию Радонежскому. Учительница завершает его таким выводом: «Конечно, в «Житии Сергия Радонежского» много преувеличений и гипербол. Вот, например, как Сергий приручил медведя». Многие учителя считают  жития святых обычными мифами. Такое отношение просто поражает. Дети наши тянутся к свету, который им несет литература, к свету, который несет им учитель, особенно, если он православный, думающий, совестливый.

Красной нитью должен проходить на всех уроках литературы  разговор о семье. Особенно это важно в наши дни, когда страшные цифры статистики взывают к нашей совести, когда много неполных семей, когда так много детей, которые не знают, что такое любовь, что такое забота. Этим несчастным детям обязательно надо давать представление о том, какой должна быть семья. Давайте с вами обратимся к «Поучению Владимира Мономаха», которое он написал в конце своей жизни. Что такое «поучение», которое человек оставлял своим родным? Это тот опыт, который передается из поколения в поколение, как заветное перышко, за которым шел отец для своей дочери в сказке «Финист - Ясный сокол». Заветное, потому что передается через века от старших к молодым. Казалось бы, Владимир Мономах такой большой государственный деятель, в русских летописях называют его: «Братолюбец, нищелюбец, добрый страдалец за землю русскую». Он, воин, государственный деятель, знавший пять языков, тем не менее нашел время, чтобы написать для своих детей поучение. Этот обычай шел с патриархальных времен, когда отцы и деды, приближаясь к смерти, наставляли своих детей и внуков, как они должны жить, делились своим опытом, рассказывали обо всем, что они в этой жизни испытали. Это становилось главным наставлением в жизни. Сейчас в школе «Поучение Владимира Мономаха» изучают. Само это произведение состоит из трех частей, и каждая из них насколько современна, как будто обращена к нынешнему человеку. В первой части речь идет об отношении человека к Богу. Время правления Мономаха было очень трудным, когда брат мог выколоть глаза своему брату, когда шли  войной друг на друга, когда не выбирали средств для достижения цели, и в этом Мономах видел отступление от  Бога. Он пытался объяснить своим современникам, почему нельзя жить без Бога. Разве это не современно сегодня? Вторая часть - об отношении между властью и подданными. И это тоже очень важно. Если бы наши власти любого уровня, от первых лиц до руководителей муниципалитетов, читали это наставление, они бы тоже мудрели. И третья часть - об отношении человека к самому себе и к другим людям. Если бы мы руководствовались всем этим, наверное, сегодня бы здесь не прозвучали такие страшные цифры статистических исследований о нашей жизни. Все это нам дано для того, чтобы и дома, и в школе  мы не забывали, что начинаем нашу  жизнь не с пустого места, за нами - великая армия праведников, святых, которые до сих пор и сейчас молятся за нас, которые защищают нас, и среди них, конечно, и Владимир Мономах со своими заветами: «Делающий зло, погибнет.

Бедных не забывайте, сирот одаривайте, вдову защищайте. Не позволяйте губить человека. Раз поклявшись, держите клятву. Старика уважайте, как отца; молодых, как братьев. В доме своем не ленитесь, за всем присматривайте. Лжи остерегайтесь, пьянства и разврата тоже. Накормите, напоите просящего, уважайте гостя. Больного навещайте, покойника провожайте. Не проходите мимо человека без приветного слова. Доброе слово скажите ему. Жену любите, но не давайте ей власти над собой. Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, не умеете, тому учитесь. Лень - всему плохому мать. Постарайтесь творить всякие добрые дела». Это программа для любой семьи, школы.

Хочу остановиться  на одном моменте. Вспомните, что творится в наших школах 14 февраля! Какие-то валентинки, и учителя поддерживают это, устраивают какие-то невероятные праздники. По телевизору смотрим всякие глупости. В каких-то странах собираются на площадях сумасшедшие люди и целуются тысячами, соревнуясь, кто сделает это дольше. Почему мы не говорим ребятам, что настоящая любовь только для двоих, что настоящая любовь никогда не кричит о себе. Настоящая любовь проявляется в сострадании и милосердии, в добром деле, в готовности отдать жизнь за любимого и пойти за ним на край света, всю чашу испить вдвоем и скончаться в один день. Почему бы не сделать в школе праздник, посвященный именно такой любви. Пусть это будет спектакль, рассказ, из которых ребята узнают, что у нас есть замечательные святые Петр и Феврония. Думаю, детям будет интересна их необычная судьба. Житие Петра и Февронии рассказывает о подлинной любви! Какая она была мудрая и удивительная эта дева, Феврония! Какой у нее необыкновенный образный язык! Какой необыкновенный смелый, сильный, мудрый Петр! Детям обязательно надо знать эту поучительную историю о настоящей любви. Узнав ее, они поймут, что никакие валентинки, никакие конкурсы на самый длительный поцелуй не имеют отношения к настоящей любви. Желаю вам всем радости, веры, надежды, любви, жизни с Богом. Желаю вам хорошо делать свое пусть маленькое, но доброе дело.

 

 

Материал к публикации

подготовила Галина Крупина.

Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.