Поиск по архиву

14 марта 2013г.

О семейной святости последней императорской семьи

О СЕМЕЙНОЙ СВЯТОСТИ ПОСЛЕДНЕЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ СЕМЬИ ВЫСТУПЛЕНИЕ АЛЛЫ ВАЛЕНТИНОВНЫ БОРОДИНОЙ НА XIV СВЯТО-ПАФНУТЬЕВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЯХ, ПОСВЯЩЕННЫХ 1025-ЛЕТИЮ КРЕЩЕНИЯ РУСИ
И 400-ЛЕТИЮ ДОМА РОМАНОВЫХ 14 МАРТА 2013 Г.

Великое искусство жить вместе, любя друг друга нежно.
Святая императрица Александра



Мы все хорошо знаем, что главная функция школы - передача культуры и социального опыта - осуществляется двумя способами: обучением и воспитанием в культуре. Воспитание в культуре всегда предполагает овладение духовно-нравственными нормами, выработанными в обществе, приобщение к идеалу (или идеалам) данной культуры. Идеал семьи также должен входить в учебный материал школы, поскольку организационную основу благополучия и культуры общества и государства представляет именно семья. Не случайно разные типы культуры выработали такие ценностные формулировки семьи, как «семья - малая Церковь», «семья - ячейка общества».
XX век принес нам большие потери в области устоявшихся ценностных ориентиров, причем дважды это происходило в катастрофической форме крушения государственной идеологии и системы государственного устроения. Вместе с тем, в такие периоды общество, теряя привычный уклад, обращается к анализу происходящего и получает импульс к духовным поискам в целях адаптации, и как результат - к сознательному отношению к религии и культуре. В такие периоды при, казалось бы, полном разрушении культуры происходит концентрация духа в отдельных творческих личностях, свободных от должностного, карьерного и другого гнета, и находит яркое выражение в новых произведениях, в новых творческих формах, концепциях культурного развития, образования и т. д.
Одним из достижений XX века стало оформление исследований культуры в науку культурологию. С ее развитием в теоретическую гуманитарную науку, а потом и в образовательную практику, стала входить духовность, в том числе и традиционная религиозная культура, философия.
Но даже культурологическое содержание в области отечественной культуры имеет одну важную особенность - наличие духовного подвига. Без учета этого явления не может быть полноценного изучения культуры русского народа. Именно благодаря культурологическому подходу к исследованию народной и религиозной культуры в поле зрения гуманитарных наук вошло такое понятие как святость. Таким образом, современное общество получило возможность осознанно и всесторонне исследовать собственную культуру, включая подвиги святости как ценностное фундаментальное явление русской культуры.
Об императоре Николае II говорят и пишут много. Это историческая фигура, более того, это заключительная фигура в истории императорской династии России, причем личность не просто трагическая, но жертвенная. Но сегодня мне хотелось бы говорить о вкладе императора Николая II именно в культуру. Причем этот вклад сделан в духе отечественной культурной традиции - любви и жертвенности, противостояния духу времени, отказа от власти, личного благополучия, от всего суетного ради сосредоточенной духовной жизни. Преподобные Сергий Радонежский, Пафнутий Боровский, Серафим Саровский, Тихон Калужский - величайшие подвижники Церкви, и одновременно мы вправе их признавать величайшими созидателями отечественной культуры, т. к. они создавали духовный фундамент, на котором выросли знаменитые обители, культурно-просветительские центры, появились иконы, раки, музеи, сложились свои монастырские традиции, в том числе традиции помощи населению, обороны, созданы рабочие места для ученых, музейных работников, сотрудников трапезных и т. д. Для сравнения: размах сегодняшних восстановительных строительных процессов, кинопроизводства, издательской деятельности - все это, безусловно, направлено на повышение культурного и социального уровня, но не фундаментально духовный. Тогда как основой для мощного вклада в культурное развитие Отечества всегда был подвиг, отречение от материального ради общения с Богом, это созидание не культурных объектов, а своей души в единении с Творцом. А культурными плодами этого подвига пользуются потом все в той мере и в том качестве, которого хотят и заслуживают. Это и творческое участие в строительстве, и социальное служение, и бизнес, и многое другое, и только для немногочисленных избранников - молитвенное служение и личный пример следования за Христом.
В этом смысле вклад царя Николая II и его семьи в культуру уникален.
Мы знаем, что монашеское наследие России огромно. Мы знаем в русской культуре и образы святости двух любящих сердец - Петра и Февронии Муромских, князя и простой крестьянки. Но мы ничего не знаем о том, были ли у них дети, как сложились их отношения и судьбы. Царская же семья мучеников Николая II и Александры с их святыми детьми: наследником Алексеем и великими княжнами Ольгой, Татьяной, Марией, Анастасией - стала живым примером семейной святости для русского народа. Это выглядит символично: перед крушением православной империи был дан образец семьи - и «малой Церкви», и «ячейки общества», та и другая формулировки по-прежнему актуальны.
Святой Николай II был последним императором России. На нем закончилась почти тысячелетняя православная традиция помазания на царство и ответственности царя перед Господом за судьбу христианского народа. Обретение Державной иконы Пресвятой Богородицы осознавалось как принятие Ею России под Свое небесное управление и покровительство. Все члены последней императорской семьи прославлены Православной Церковью. Широкое народное почитание царственных страстотерпцев послужило одним из главных оснований для их прославления в лике святых. В 1928 году царственные мученики были прославлены Катакомбной Церковью. В 1938 году царская семья была канонизирована Сербской Православной Церковью. В 1981 году Русской Зарубежной Церковью была прославлена в лике святых мучеников. Наконец 20 августа 2000 года все члены последней императорской семьи были причислены Русской Православной Церковью к лику святых новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных, как «Царственные страстотерпцы». Комиссия по канонизации подтвердила свидетельства о чудесах и благодатной помощи по молитвам к Царственным мученикам: исцеления, соединение разобщенных семей и другие чудеса.
Но я хочу подчеркнуть вклад в культуру: культуру образа жизни, культуру мысли и культуру чувств. Народным признанием отмечено то, что царственная семья оставила России и другим народам образ семейного благочестия, супружеской верности и любви, высокой культуры воспитания и нравственности. Так, среди доводов за канонизацию, учтенных Русской Православной Церковью, приводится, в том числе, следующее: «Личное благочестие Государя... Глубокая религиозность выделяли Императорскую чету среди представителей тогдашней аристократии. Все ее члены жили в соответствии с традициями православного благочестия». И опять мы видим основу святости в этом социальном и культурном явлении. Жить по Христу - это всегда подвиг, особенно в период всеобщего разложения, охватившего практически все высшие круги православного государства.
Последней и святой императрицей в России стала немецкая принцесса Алиса. Принцесса Алиса, лютеранка, дав согласие стать супругой русского царя Николая II и осознавая, что ей надлежит быть и духовным примером в православном государстве, добровольно перешла в православную веру и получила в Православной Церкви имя «Александра».
Всем известна атмосфера верности, благоговейной любви, трогательной заботы друг о друге в императорской семье. Последние дни жизни членов царской семьи были полны мучений и поругания. В 1917 году император Николай II был вынужден отречься от престола, а после Октябрьской революции новой властью вся царская семья была арестована и в ночь с 16 на 17 июля 1918 года расстреляна в Ипатьевском доме в Екатеринбурге. Казни предшествовали оскорбления, унижения всех членов семьи и месяцы заточения в сибирском городе Тобольске. Даже к детям русского царя-помазанника новая власть оказалась нечеловечески жестокой.
Но никто из членов семьи не позволил себе ни одной минуты слабости, никто не возроптал на судьбу, никто не осудил императора - отца и мужа, никто не попытался бежать: семейные отношения были настолько святы и честны, что никому в голову не приходило их предать, покинуть близких. Начав жизнь в любви, верности и благочестии, святые мученики Николай II, Александра, Алексей, Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия все вместе добровольно шли на свою Голгофу, следуя за Христом и молясь о даровании терпения, мужества и нечеловеческих сил не возненавидеть, но «молиться кротко за врагов».
Как же воспитывали царственные супруги своих детей? Многое из жизни царственных мучеников останется тайной, но сохранились записи святой мученицы императрицы Александры о доме, воспитании детей.
В сентябре 1899 года, после пяти лет супружества, имея троих детей, императрица Александра писала:
«Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое «я», посвятив себя другому. Каждый должен винить себя, а не другого, когда что-нибудь не так. Необходимы выдержка и терпение, нетерпение же может все испортить. <...> Самая сильная любовь больше всего нуждается в ежедневном ее укреплении. Более всего непростительна грубость именно в своем доме, по отношению к тому, кого мы любим».
Святая Александра, будучи императрицей могущественнейшего и богатейшего в мире государства, умела ценить счастье супружества и материнства.
«Никакие сокровища мира не могут заменить человеку ни с чем несравнимых сокровищ - его родных детей», - писала она.
Обожая своих детей, императрица Александра как глубоко верующая христианка считала, однако, что даже ее царственным дочерям, имеющим, казалось бы, все возможное и невозможное, необходимо учиться самоотречению: «Дети должны учиться самоотречению. Они не смогут иметь все, что им захочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль, не намеренно, а просто по небрежности. Для того, чтобы проявить заботу, не так уж и много нужно: слово ободрения, когда у кого-либо неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал».
А в другом месте она запишет:
«Между братьями и сестрами должна быть крепкая и нежная дружба. В наших сердцах и нашей жизни мы должны беречь и растить все красивое, истинное, святое. Дружеские связи в нашем собственном доме, чтобы они были глубокими, искренними и сердечными, должны формировать родители, помогая сблизиться душам. Нет в мире дружбы чище, богаче и плодотворнее, чем в семье, если только направлять развитие этой дружбы. Молодой человек должен быть более вежливым со своей сестрой, чем с любой другой женщиной в мире, а молодая женщина, пока у нее нет мужа, должна считать брата самым близким в мире для нее человеком. Они должны в этом мире охранять друг друга от опасностей и обманных и гибельных путей».
«Дом, каким бы он ни был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен быть самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что в каких бы краях человек потом ни странствовал, сколько бы лет ни прошло, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом - убежище для души».
Материалы, которые я сейчас здесь использую, нашли свое место и в моем учебном пособии «Православие - культурообразующая религия России» для 4 класса, я имею в виду вариант систематического многолетнего образования. Теперь, когда вышел в свет мой федеральный учебник под названием «Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозной культуры и светской этики» эти два названные пособия: федеральный учебник и учебное пособие - являются частями единой системы: здесь обобщающе-этический вариант для 4 класса в рамках ОРКиСЭ и углубленный историко-культурологический формат для 1-4 классов. И содержание, такое важное для формирования культуры семьи и вообще для культуры, благодаря культурологическому подходу, имеет свое законное место в содержании образования.

Православный календарь