Поиск по архиву

10 февраля 2010г.

Современная модель русской школы

Ивановская на Лехте средняя школа в прошлом году отметила сразу два юбилея - 130 лет со дня основания и 15 лет своей новой жизни как школа целостного развития. «Успех школы, - считает ее директор Владимир Сергеевич Мартышин, - скрывается за научным термином «целостное развитие». В этом году во время проведения Рождественских образовательных Чтений в Московском городском Доме учителя два дня проходила конференция, посвященная работе этой школы, опыт которой в своей работе используют несколько больших московских школ юго-восточного округа. Сегодня на страницах нашей газеты Владимир Сергеевич Мартышин подробно рассказывает о том, как удалось усилиями коллектива создать современную русскую школу. Публикуем его выступление на Десятых Всероссийских Иринарховских Чтениях, проходивших в феврале этого года в поселке Борисоглебский.

Возрождение России - это возврат к вековечным ценностям русского народа. А как известно, этими ценностями ни в какие времена не были материальные. Русский человек всегда отдавал предпочтение миру духовному. Впрочем, данная тема достаточно глубоко разработана русскими любомудрами, поэтому нет необходимости здесь подробно на ней останавливаться. Заметим лишь, что главным в этих ценностях была и остается идея спасения. Спасительный путь - это путь выверенный, утвержденный нашими предками. Чтобы стать на этот путь и идти по этому пути, необходимо воссоздание традиционного мировоззрения. Что это значит? А это значит, что мы должны научиться думать так, как думали митрополит Иларион и Иван Ильин, верить так, как верили Сергий Радонежский и Иоанн Кронштадтский, воевать так, как воевали Александр Суворов и Георгий Жуков, быть преданным Государю так, как были преданы Иван Сусанин и Константин Победоносцев, любить Родину так, как ее любили Алексей Степанович Хомяков и Владимир Солоухин, учить ребятишек так, как учил их Сергей Александрович Рачинский. Мы должны научиться этому сами и должны научить этому наших воспитанников.

Собственно, в этом «так» и заключается цель русской, российской школы, под этим и понимается воссоздание традиционного мировоззрения. Именно в этом и за¬ключается главный и основной смысл и возрождения, и развития, и существования русской школы, но никак не в плетении лаптей, расписывании шкатулок, разучивании народных песен (это, несомненно, хорошее приложение к идее школы, но все это может быть, а может и не быть, и чаше всего это зависит не от идеи школы, а от наличия педагогов). И если мы, педагоги, в своей работе в школе не ставим подобной цели перед собою, то мы не можем назвать свою деятельность направленной на возрождение русской школы.

Задача воссоздания традиционного мировоззрения - задача сложная, но это не означает, что мы не должны ее перед собою ставить и не должны ее решать.

.С чего все началось? Началось с нашего желания жить по-русски. Оно выразилось в стремлении обрести реальную почву под ногами, а это стремление подвигло нас, несколько семей, переехать в 1990 году из Москвы на ярославщину, в глухую деревню. Кроме всего этого было и желание дать своим собственным детям хорошее образование. Преподавая литературу и историю и вкрапливая в уроки фрагменты Священного писания, месяцеслова, краеведения, я заметил , что дети все это воспринимают не только с огромным интересом, но и с каким-то душевным трепетом. Тогда и появились первые программы, которые ориентировали школу на традиционность.

В 1995 году нами была разработана новая схема школы, в основу которой были положены педагогические принципы трех столпов отечественной педагогики: Константина Дмитриевича Ушинского, Сергея Александровича Рачинского и отца Василия Зеньковского. Модель получила научное наименование «Школа целостного развития». Главная цель, на которую направлена деятельность школы, - не приспособление ребенка к жизни, а развитие в нем сил добра, обеспечение связи души в ее свободе, в ее подлинной внутренней жизни - с добром, чтобы спасти ее от подчинения злу, или говоря по-другому, спасти ее от ухода в тьму греха. Главная задача, которую поставили мы перед собою, - преодоление расщепленности в человеке, возврат его сознанию целостности через воссоздание традиционного мировоззрения. Здесь уместно отметить, что русская школа не может быть школой не целостного развития.

Процесс преодоления расщепленности осуществить педагогически весьма и весьма сложно. Здесь на пути встают несколько препятствий. Препятствия эти так солидны, что многим они кажутся непреодолимой стеной. Фундаментом этой стены является выработанное десятилетиями антитрадиционное мировоззрение, характерное в целом для сегодняшнего общества (впрочем, школу направляли по этому пути уже три столетия). Антитрадиционное мировоззрение западники лелеяли веками, продвигали, охраняли; иностранные государства, чтобы внедрить или поддержать такое мировоззрение, объявляли нам блокады, вели войны, совершали перевороты. Сегодня это мировоззрение с особой тщательностью обслуживается мировым сообществом, официальной идеологией, официальными школьными программами. На обслуживание расщепленного сознания направлена деятельность всех средств массовой информации, в конечном счете, расщепленный, секуляризированный человек поддерживается общественным мнением. И почему-то принято считать, что именно расщепленное сознание нуждается в охране законом и, в отличие от целостного, имеет на эту защиту право. Что со здравой точки зрения выглядит парадоксально. Может быть, можно было бы сказать и комично, если бы все не было так горько и трагично для спасающегося человека.

Кроме этих искусственно созданных на русской земле препятствий к воссозданию традиционного мировоззрения, существуют и объективные причины. Мы не можем не считаться с самим результатом этой экспансии: низким уровнем знаний родителями отечественной культуры и тем более духовной культуры («все мы во что-то немножко верим» - самый распространенный тезис среди российского родителя), а следовательно, и с их низким уровнем запросов. Перед школой. Следует сказать, что этот дилетантизм сопровождает и педагогическую науку. Высказывая некоторые соображения относительно школы, взятые из Ушинского, Рачинского, Зеньковского, я обнаруживал, что многие профессора, возглавляющие сегодня педагогическую науку, просто не знакомы с педагогическим наследием русских педагогов во всем объеме. А один из чиновников так и заявил: а кто вам сказал, что Ушинский для нас авторитет?

Мы не могли не учитывать еще и тот факт, что на момент создания модели школы у нас учились несколько учащихся, тяготеющих к мусульманству. А как известно, наличие детей нерусской национальности в школе - один из самых распространенных жупелов, выставляемый чиновниками против русских школ. Так вот, этот фактор вообще не являлся препятствием в решении вопроса русской школы. Практика показывает, что главное препятствие - это невежество. С образованными же родителями, какой бы национальности они ни были, подобные вопросы решаются всегда согласно (они за то, чтобы их дети знали историю, культуру земли, на которой они живут.

Главным же препятствием к созданию русских школ на русской земле является дефицит педагогов с русским мировоззрением. И особенно руководителей учебных заведений. Директоров школ, русских по духу, по смелости, по целеустремленности, по волевым качествам, по мировоззрению, пожеланиям, по жизни, то есть обладающих целостным мировоззрением. И если педагоги такие на нашей земле еще и сохранились, то администраторы и особенно чиновники с подобным мировоззрением крайне редки, а ведь именно от них зависит чаще всего, каким путем идет школа, и чаще всего именно они не дают развернуться добросовестным педагогам в своей деятельности по пути обретения воспитанниками традиционного мировоззрения.

А теперь вернемся к предмету нашего разговора - школе целостного развития.

Итак, нами были определены сферы, охватывающие жизнь человека и, на наш взгляд, отражающие наиболее полно целостность сознания личности. Затем мы проанализировали содержание программ предметов, участвующих в развитии каждой из сфер. Оказалось, что развитие некоторых сфер школьными программами не предусматриваются или же затрагивают это развитие в самых незначительных объемах. Началась разработка курсов, преподавание которых позволило бы хотя бы в какой-то мере преодолеть этот перекос. При этом сле-дует заметить, что все базисные предметы в школе были сохранены, эта сфера (после выключения из нее предметов эстетического цикла) получила условное название «научная» (это не значит, что другие сферы не носят научного характера).

Сюда были добавлены экология, позже - начальная военная подготовка.

Сфера «Слово» была расширена за счет введения церковнославянскогого языка (6, 7 кл.), чистописания и красноречия в классах начальной школы. Важность последних двух курсов очевидна. И речь здесь идет не только об эстетической стороне дела, что тоже немаловажно. Мы знаем, насколько почерк человека, с одной стороны, отражает его характер, с другой стороны, если эта проблема решается своевременно, формирует этот характер. По непонятным причинам наши школы в свое время отказались от этого важного орудия воспитания, причем воспитания именно благородного, естественного, чистосердечного. Признавая важность данных предметов, замечу, что и мы не поставили их еще на должный уровень и похвалиться успехами в осуществлении этих программ пока не можем, хотя знаем, что хороший опыт в некоторых русских школах в этой части есть.

Но вот зато следующий предмет, расширяющий сферу «Слово», а именно «Церковнославянский язык и русская культура», который преподается у нас в 6-м и 7-м классах, и воспитательную, и образовательную функции выполняет, по-нашему мнению, сполна. Преподавание церковнославянского языка в школе имеет исключительное значение. На это указывал, в частности, великий русский педагог С. А. Рачинский: «Это такой педагогический клад, которым не обладает ни одна сельская школа в мире. Это изучение, составляя само по себе превосходную умственную гимнастику, придает жизнь и смысл изучению русского языка, придает незыблемую прочность приобретенной в школе грамотности... По необыкновенно счастливому стечению обстоятельств, словянский язык имеет преимущество над русским, над латинским, над греческим и над всеми возможными языками, имеющими азбуку, потому что на нем нет ни одной книги вредной, ни одной бесполезной, не могущей усилить веру, очистить нравственность народа, укрепить связи его семейных, общественных и государственных отношений».

Наблюдая за учениками, мы не можем не удивляться их отношению к этому предмету, оно какое-то торжественное, таинственное. Когда дети берут и читают старинные книги (а многие занятия у нас проводятся по фолиантам XVII-XVIII веков), они даже внешне преображаются. Причем все это свойственно не только способным учащимся, но и тем, кто с трудом осваивает программу современного русского языка. Мы заметили, что с преподаванием этого предмета у детей в целом повысился интерес к русскому языку и литературе, к исследовательским, творческим формам работы на этих уроках. Предмет «русский язык» стал одним из самых часто выбираемых для сдачи экзаменов за курс неполной и полной средней школы. А результаты сдачи единого государственного экзамена по русскому языку (а они имеют показатель выше общесреднего по району, области и России на 10%) свидетельствуют, на наш взгляд, о возросших филологических способностях учащихся. Они проявляются также и при участии школьников в олимпиадах по русскому языку и литературе (в районных олимпиадах учащиеся школы постоянно занимают призовые места).

Критерием повышенного интереса к изучению филологических, исторических и богословских дисциплин является также и выбор выпускниками профессий, которые они пожелали получить. За последние семь лет каждый четвертый ученик выбрал профессию, так или иначе связанную с русской духовной культурой: преподаватель русского языка и литературы, истории, духовных дисциплин. А двое после вузов продолжают учебу в аспирантуре МГПУ.

Повышению интереса к литературе способствовало создание в селе Ивановском музея современной русской литературы. Здесь дети получили возможность работать с рукописями, корректурами, автографами современных писателей. На основании этих рукописей писать научные работы.

Россия, о которой мы мечтаем, - это непременно Россия, сохранившая свои корни, свои традиции, свои национальные особенности. Но в таком случае возникает потребность в приоритете национального воспитания отрока, способного гордиться своим Отечеством, верить в него и защищать его. Для такого воспитания непреходящее значение имеет историческое знание во всех проявлениях. Особенно важно оно для воспитания патриотических чувств и навыков. Мы видим, что внешне принудительный, официальный патриотизм далеко не всегда пробуждает и воспитывает в душе чувство Родины, нередко даже повреждает его. На это обращал внима¬ние русский философ Иван Ильин. А мы должны помочь ребенку пережить духовный опыт Родины, пробудить естественную любовь к ней.

Как это сделать? Замечу, что у нас есть еще один, выражаясь словами Рачинского, кладезь - родная история, краеведение, близкое каждому из нас. История страны становится не отвлеченной наукой лишь тогда, когда она приобретает живые очертания реальной жизни реального человека. А кто может быть нам ближе всех и реальней, как не наши родные, не члены нашей семьи, не их жизнь. И именно через историю семьи, историю своего края легче всего постигнуть азы истории всеобщей. И если краеведение в отдельных школах еще и применяется для развития исторической сферы в учащемся (хотя нужно заметить, что в самой незначительной мере), то изучение истории семьи вовсе игнорируется. Да и в науке генеалогия рассматривается всего лишь в качестве вспомогательной исторической дисциплины, не более. По-нашему мнению, предмет истории должен начинать постигаться даже не с истории собственной деревни и города, а с истории собственной семьи. Таким образом мы и поступаем. У нас в школе в разных классах (первом, втором, седьмом, девятом) изучение раздела «История моей семьи» стало неотъемлемой частью учебного процесса. Нами разработан учебный курс «Твоя родословная» и издан учебник, который до сих пор является у нас в стране единственным подобным учебным пособием. На протяжении десятка лет работает кружок «Твоя родословная». Многие дети составили свои родословные до начала XVIII века, но не в них главный смысл изучения этого предмета. Главное - восстановление духовного единства рода, главное, что через историю жизни своих родных легче всего постигается духовный опыт Родины. Ведь жизнь всякой семьи - это составляющая жизни государства, ее истории.

При разработке концепции краеведческого образования в нашей школе мы все эти моменты учитывали. В основу методологической разработки курса «Отечество-ведения» нами были положены принципы швейцарского педагога XVIII века Песталоцци - методика расширяющегося горизонта.

Предмет начинает изучаться во втором классе: малыши узнают историю своей семьи, деревни, соседних поселений, историю школы. Знакомятся с культурой, традициями, хозяйственной деятельностью села. Предмет так и называется: «Моя семья, село, деревня». В следующем классе изучаются другие волости, и курс этот именуется «Борисоглебский край в прошлом, настоящем и будущем». С историей Борисоглебской земли связаны имена Святогора, Алеши Поповича, сподвижника князя Игоря князя Веселя, жены Андрея Боголюбского княгини Улиты, Мстислава ослепленного, Александра Пересвета, преподобного Сергия Радонежского, святых Федора и Павла. По преданиям и историческим источникам, в нашем монастыре был крещен Иоанн III, в этих краях любили бывать Василий II, Иоанн IV, первый патриарх Иов, здесь родились Авраамий Палицын, святители Трифон и Тихон, Шереметьевы, художники Аргуновы, крепостная актриса Параша Жемчугова, купцы Елисеевы, преподобный святой Иринарх затворник, иконописцы Сапожниковы... Судьба этих людей изучается на уроках краеведения в четвертом классе, а предмет носит название «История Борисоглебского края в лицах». Вот здесь-то дети вполне начинают ощущать, что история их земли является частью истории страны. Борисоглебский край в прежние времена был составной частью Ростовской земли, Ярославской губернии. Поэтому содержанием двух следующих курсов и будет «История Ростовской земли» и «Ярославская губерния». А с седьмого класса начинается проблемное изучение края в курсах «Народный календарь. Фенология», «Мир русской деревни», «Сеятели и хранители», «Местная экономика и промышленность раньше и теперь». Заканчивается курс «Отечествоведения» предметом «Русский народ», а начинался, как вы помните, изучением семьи. И в этом есть большой смысл: разве ваша семья, вы сами не являетесь частью этого народа?

Работа клуба «Горница» также направлена на развитие исторической сферы сознания через изучение родного края. Это всестороннее, комплексное изучение той или иной проблемы, ремесла, отрасли на местном материале. Проведено более двадцати заседаний клуба. Вот лишь некоторые темы: «Валяние валенок», «Пчеловодство», «Кузнечное дело», «Я играю в куклы», «Ах, ты лен, ты мой лен», «Как раньше пили чай», «Кружевницы», «Русская изба», «Играй, гармонь», «Пряха»... Подготовка к заседанию часто занимает целую четверть. Дети ищут исторические сведения, приглашают местных жителей - главных действующих лиц, занимаются оформлением горницы, подбирают экспонаты для демонстрации, разучивают песни и стихи, ищут примеры в литературе, составляют сценарий, продумывают музыкальное сопровождение. И затем на глазах у всех разворачивается действо, например, по валянию валенок. Мастер за два часа наглядно показывает все этапы изготовления валяной обуви, при этом демонстрируя технологический процесс.

Познанию родного края способствует все: походы, экспедиции по сбору экспонатов для музея, экологическая паспортизация населенных пунктов, шефство над святым источником преподобного Иринарха и приведение в порядок пути Иринарховского крестного хода.

Установка памятных, поклонных крестов - также одно из важнейших направлений, работающих на развитие и исторической, и духовной сфер сознания. За десять лет только в Борисоглебском районе вместе с шефами нами установлено 33 креста. А за 12 лет работы установлен уже 61 крест. Эта деятельность всемерно способствует получению знаний о родном крае.

Кресты нами устанавливаются на памятных местах, связанных с великими людьми и событиями; поклонные кресты при въезде и выезде из населенного пункта; на месте разрушенных храмов; на местах сражений и битв; на святых источниках; на местах захоронений воинов; на местах исчезнувших деревень (самые знаменитые пункты - родина преподобного Иринарха, родина Авраамия Палицына, источник Иоанна Кронштадтского, родина основателя Толгского монастыря святителя Трифона, путь Андрея Первозванного, место битвы Иоанна III с новгородцами). Установка креста - это целое мероприятие, включающее подготовку, поиски исторической справки, крестный ход, встречи с жителями, освящение святыни. Установка крестов - это, прежде всего, духовное действо. Через эту работу корректируется сознание и воссоздается истинно русское отношения к кресту.

Но есть и предмет, непосредственно касающийся духовной жизни нашего народа, - это «Добротолюбие». Он преподается у нас во всех одиннадцати классах и состоит из отдельных поклассных курсов (с первого по девятый класс объемом по 34 часа, а в 10-м - 11-м классах по 68 часов). При разработке программы мы постарались охватить все аспекты духовной жизни нашего народа на уровнях личности, семьи, общества, государства. В первом и втором классах курс носит название «Уроки добра». Именно в этом курсе дети впервые знакомятся с понятиями добра и зла, милосердия, сострадания, любви, честности, послушания, бесстрашия и другими добродетелями, изучают наиболее распространенные христианские заповеди. Здесь же дети получают первые сведения о нравственно отрицательных поступках: лжи, клевете, лености, зависти, гордыне. Важным в курсе является раздел «Родительский дом», в котором дети впервые знакомятся с основами семьи, благочестивым устройством семейной жизни, заучивают пословицы и поговорки о семье, участвуют в беседах о родителях, близких, разбирают отдельные поступки людей.

Предмет «Моя первая Библия» - вторая ступенька в постижении основ духовности наших предков. Принципы построения программы, ее содержание, методическая система преподавания имеет цель использовать силу воздействия выделенных фрагментов и глав Библии для дальнейшего формирования доброго начала в ребенке, нравственных убеждений, культуры, а также эстетического воспитания школьников. Преподавание основ Библии во все времена считалось делом важным, но и сложным. Мы должны учитывать, что усвоение данного курса является ключом к пониманию учащимися не только особенностей духовной жизни русского народа, но и огромного раздела мировой культуры как с точки зрения знания сюжетов, так и лексики. Именно поэтому изучение курса предполагает введение в оборот большого числа новых понятий и терминов. Первую часть программы «Добротолюбие» в четвертом классе завершает предмет «Основы традиционной духовности». Он акцентирует внимание на церковной жизни народа, на нравственном законе жизни, которым руководствовался народ, изучается понимание нашими предками основ религии, заповедей как нравственного закона.

В 1998 году мы приняли участие в конкурсе «Эврика» и после нескольких экспертиз получили статус федеральной экспериментальной площадки, который давал нам некоторую свободу в административно-учебной деятельности. Но, собственно, мы им и не воспользовались, да и сам статус был делом формальным. Но тем не менее никто теперь не мог посягнуть на наши новшества, хотя таких попыток никогда и не было. А в 2002 году проекту была присвоена Губернаторская премия в области образования.

Начав бурно работу по переустройству школы, постепенно мы начали получать и результат. Внешние изменения детей происходили на глазах. Это стали замечать в других школах, в районе. Многие родители высказывали пожелания, чтобы их ребятишки учились у нас. Мы приобрели микроавтобус и стали подвозить детей в школу из Борисоглебска. Родители из Рыбинска, Ярославля, Углича просили открыть интернат при школе, чтобы и их дети могли у нас учиться. В 2000 году мы решаем и эту проблему. Сначала в интернат мы принимали всех желающих, но вскоре образовался и конкурс, то есть у нас появилась возможность подбирать детей не только по способностям, но и по увлечениям. Так, например, в последние два года мы отдаем предпочтение мальчикам, умеющим хорошо петь, и наш хор - один из лучших в области.

Три года назад, когда наш интернат был превращен в закрытый кадетский корпус, естественно, мы стали ориентироваться на детей, у которых проявляется интерес к военному делу. Нужно ли говорить о том, что кадет не может быть не с традиционным мировоззрением? Нам кажется, что это исключено. Не могло быть, по нашему разумению, среди псковских десантников воинов с либеральными взглядами. Либерализм вообще может существовать до первого боя, а потом солдат либо бежит с поля боя и остается либералом, либо превращается в традиционного русского солдата.

Сейчас в нашем корпусе «Ивановский спецназ» занимается 35 человек. Рядом с мальчиками существует класс «Сестер милосердия». Такие предметы, как «Основы медицинской подготовки», «Основы сестричества», «Домоводство» у девочек проходят отдельно, а часть занятий у них проходит совместно с кадетами: «Нравственное богословие», «Церковное пение», «Школа выживания», «Школа верховой езды». Кроме перечисленных предметов, кадеты занимаются строевой и огневой подготовкой, рукопашным боем, погружением с аквалангом, ОФП, вождением...

Выпрямлению сознания взрослых и детей во многом способствуют наши экспедиции по поиску и подъему незахороненных останков солдат Великой Отечественной войны, которые организует школьный поисковый клуб «Пересвет». За шесть экспедиций под Старую Руссу в лесу проведены сотни часов, нами поднято совместно с шефами из новгородского «Инжстроя» 200 солдат. Работа в подобных экспедициях вообще способна расставлять по своим местам жизненные ценности. Из экспедиций дети возвращаются совсем другими, не такими, какими они туда отправляются. Этот метод вполне можно было бы отнести к методу шоковой терапии.

Экспедиции имеют многоцелевой характер. Мы ставим перед собою задачу получить дополнительную информацию о воевавших и погибших на Северо-Западном фронте борисоглебцах, изучаем местность с исторической и географической точек зрения, географию рек, мест проведения боев, знакомимся с деревнями и другими населенными пунктами на пути следования экспедиций. На полях битв и на братских могилах устанавливаем кресты, благоустраиваем святые источники. Две экспедиции проходили на плотах по реке Ловать, по которой когда-то шел Андрей Первозванный, а в Великую Отечественную войну проходила линия обороны и шли кровопролитные бои. Здесь ребята занимались изучением геологических срезов, изучением археологии курганов. Естественно, в ходе экспедиций расширяются знания школьников о Великой Отечественной войне. А по возвращении их домой наш школьный музей значительно пополняется экспонатами, связанными с Великой Отечественной войной. Сегодня в нем уже более пятисот подлинных экспонатов, собранных ребятами на полях сражений.

Церковь мы построили на месте взорванного в 1960 году храма во имя пророка Божия Илии. Он сооружен три года назад по образцам древнерусского деревянного зодчества и теперь является важной составляющей всей жизни школы да и всей жизни села Ивановского. Храм взял на себя только ему одному свойственную функцию воссоздания религиозной сферы в системе целостного мировоззрения. К Богу, как известно, силой не приведешь, поэтому посещение храма для воспитанников является лишь желательным. Каждый участник образовательного процесса в школе целостного развития, однако, знает: без храма идея спасения абсурдна. И что жизнь без идеи спасения для русского человека столь же абсурдна. Именно поэтому каждое наше мероприятие, например, 1 сентября, последний звонок... заканчиваются для всех желающих молебном в храме, а православные праздники, отмечаемые в школе (Рождество, Крещение, Благовещение, Пасха, женский праздник жен-мироносец, Георгий Победоносец...) начинаются в храме. Все желающие: и школьники, и учителя - посещают храм в воскресные дни и праздники, окормляются у священника.

Вот таков краткий результат нашей работы по пути воссоздания традиционного мировоззрения. Здесь он изложен лишь частично. И лишь только этот путь может спасти Россию.

Мы еще только слегка прикоснулись к тайнам традиционной жизни и тайнам традиционного мировоззрения, а результаты жизни по законам наших предков налицо. Тайны русской жизни, скрываемые под термином «инновационные процессы», самым положительным образом оказали воздействие на учебный процесс и в целом на развитие не только школы, но и прилегающих территорий, которые призвана обслуживать МОУ Ивановская СОШ. Школа из умирающей превратилась не только в стабильно действующую, но и в процветающую.

Так, если в 1993 году в школе обучалось 60 учащихся, то в 2007 за парты сели 115 школьников. Если десять лет назад в школе каждый 10-й ученик стоял на учете в милиции, то в 2006 году - ни одного. Школа стала центром притяжения для переезжающих на село людей, за последние четыре года в окружающие деревни переехало около 100 новых жителей из многих городов России. Все они пожелали жить по-русски: с Богом, без лжи, без вмешательства в жизнь средств массовой информации, без «новорусских наворотов», просто жить...

Православный календарь