Поиск по архиву

4 апреля 2007г.

«Развитие культурной педагогической среды на основе духовной традиции отечественной культуры»

Концептуальный проект

«Развитие культурной педагогической среды

на основе

духовной традиции отечественной культуры»

(автор Т.В.Анохина)



Исследовательская работа по проекту проводится с ноября 2006 г.

по благословению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Климента, митрополита Калужского и Боровского



Проект разработан в гуманитарно-антропологической парадигме, где образование становится универсальной формой становления и развития базовых, родовых способностей человека, позволяющих ему быть и отстаивать собственную человечность; быть не только материалом и ресурсом социального производства, но, прежде всего - быть подлинным субъектом культуры и исторического действия



Основной замысел проекта состоит в том, что проблему целостного духовно-нравственного развития личности ребенка можно решить путем проектирования культурной педагогической среды образовательного учреждения (школы, детского сада) на основе принципа восполняющего дополнения духовными и нравственными ценностями Православия



Что такое культурная педагогическая среда?

Это система
взаимодействующих и коррелирующих между собой компонентов, аксиологически (ценностно) обусловленных,
существующая в рамках образовательной системы как культурное поле, сообразное тенденциям развития сферы культуры и образования и связанное с деятельностью педагога или созданными им условиями для реализации основных педагогических задач (А.В.Иванов, 2004)



Базовые компоненты культурной педагогической среды:
детско-взрослая со-бытийная общность (в понимании В.И.Слободчикова)
педагогическая поддержка (в понимании О.С.Газмана), дополненная сакральными категориями
педагогические традиции
педагогические новации, укрепляющие качество образования и образовательной среды.



Основные направления деятельности по проекту

Историко-культурологическое образование
Духовно-нравственное воспитание и развитие личности
Социально-ориентированная деятельность и социальное служение



1.Историко-культурологическое образование (воспитание и обучение) предполагает усвоение учащимися основных идей, теорий и концепций, отражающих взгляд на человека, окружающий мир, культуру, общество, цивилизацию

Работа строится на изучении базовых предметов с выделением в них духовного компонента, а также на экспериментальном преподавании новых тематических блоков (модулей) и элективных курсов. Особое значение придается системному преподаванию курса «Основы православной культуры» по программе А.В.Бородиной «История религиозной культуры». Основная форма внеурочной деятельности учащихся - творческая, поисково-исследовательская и проектная

Ожидаются воспитательные эффекты образовательной деятельности, позитивная динамика учебных достижений обучающихся, рост учебной мотивации, позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам



2. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности предполагает:
сообщение учащимся знаний, ценностей, норм и правил поведения в обществе;
педагогическая поддержка личностного выбора и самоопределения в духовном поиске, что предполагает соотнесение знаемого о требованиях внешнего мира с самим собой, своими индивидуальными возможностями, способностями, трудностями, установками, с достигнутым и желаемым в самом себе (О.С.Газман)



Признание за воспитанником свободы выбора и самоопределения - обязательное условие современной профессиональной педагогической деятельности



Нравственное воспитание и развитие личности можно характеризовать двумя уровнями - рациональным - информационная составляющая, нравственное научение, деятельностная составляющая, и. духовным - подготовка и участие в церковных таинствах, церковная и домашняя молитва, покаяние, воспитание чувства благоговения и почитания святынь

В общеобразовательных школах воспитание на духовном уровне основывается на священном (сакральном) отношении к Родине, миру, людям, природе, на почитании святынь. К христианским святыням относятся Крест, Евангелие, иконы, мощи святых, места, связанные со Священной историей.

Работа строится в рамках концепций воспитания, разработанных в образовательных учреждениях и/или лично классными руководителями, классными воспитателями, воспитателями детских садов. В рамках дополнительного образования вводятся спецкурсы по обеспечению процесса самоопределения старшеклассников в ценностях культуры. Кроме обычной воспитательной работы и практики дополнительного образования разрабатываются проекты педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности ребенка, что позволяет педагогически обеспечить целостное развитие личности во всей совокупности её духовных, душевных и телесных проявлений

Ожидается позитивная направленность развития личности, проявляющаяся в позитивном изменении отношения к традиционным ценностям Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура. Ожидается также рост мотивации к саморазвитию, благоприятный психологический климат в классе, группе (образовательном учреждении), активная жизненная позиция.



3.Социально-ориентированная деятельность (групповая, индивидуальная) и социальное служение предполагает подтверждение усвоенных знаний, ценностей, норм поведения в социально значимой продуктивной деятельности, направленной на решение проблем местного социума, а также в участии в благотворительных акциях и делах социального служения





Какое ключевое условие реализации проекта?

Это развитие педагогической культуры учителя



Педагогическая культура учителя включает:
расширение представлений в области историко-культурологического образования и духовно-нравственного развития личности
овладение методологической грамотностью (не только знать, но и понимать смысл основных психолого-педагогических концепций, теорий и подходов, чтобы сознательно выбирать)
выращивание новых педагогических компетенций



Современный педагог становится (должен становиться) подлинным профессионалом, способным решать задачи общего развития детей своим содержанием педагогической деятельности, своими педагогическими средствами, адекватными для каждой ступени образования.



Ключевое условие проектируется в альтернативной стратегии переподготовки, предполагающей
исследование инсуффицерности - личностно-профессиональной неудовлетворенности учителя с позиции субъекта педагогической среды
определение самим педагогом собственных личностно-смысловых детерминант профессионализма (по методике М.Н.Мироновой), поскольку известно, что специфическим орудием, инструментом развития человека является психологическая личность (Б.С. Братусь, 1997).



Такое самораспознавание необходимо в рамках данного проекта, оно поможет педагогу понять, ради чего он делает новую работу, в чем смысл выполняемых действий, во имя Кого осуществляется служение на педагогическом поприще



Некоторые итоги вводного этапа проекта

(на 15 декабря 2007 г.)

По инициативе депутатов районного собрания организована встреча главы администрации района В.Н.Терникова с игуменом Марком, насельником Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, с автором данного проекта Т.В.Анохиной, с воцерковленными педагогами, стоявшими у истоков данного направления А.М.Даниловой и Т.Ф.Заболотновой, начальником управления образования Л.С.Силаевой, а также с заместителем главы администрации по социальной работе В.И.Богачевой. В дискуссии участвовали И.Б.Есинская, зам.редактора и Г.П.Крупина, журналист газеты Свято-Пафнутьева Боровского монастыря «Вестник». По результатам конструктивного диалога были намечены мероприятия, позитивно сказавшиеся на запуске и реализации данного проекта



Социологический опрос (январь 2007 г.) показал значительное число родителей (74%) и старшеклассников (81%), проявивших интерес к духовным традициям православной культуры



Организована серия семинаров и встреч с автором программы «История религиозной культуры» А.В.Бородиной, налажена постоянная обратная связь «автор учебника - практикующий учитель»



С 2007-2008 учебного года большая часть образовательных учреждений района ввели курс «Основы православной культуры»



Позитивная динамика количества школ, где преподается

предмет «Основы православной культуры»





Среди них ряд школ существенно расширили преподавание курса за счет включения предмета в регионально-национальный и школьный компонент.

Большинство образовательных учреждений сориентировались на выявление духовного компонента в базовых предметах и предпринимают попытки проектировать новое содержание с дополнением духовного компонента



Позитивная динамика роста количества школьников, изучающих

«Основы православной культуры» и «Духовную культуру»







Выявлено на начало 2006-2007 учебного года реальное состояние преподавания предметов «Духовная культура», «Основы православной культуры» (системность преподавания, обеспечение учебно-методическим комплектом, образование преподающего учителя, отношение к предмету детей, родителей, коллег, администрации) и сформулированы методические рекомендации по улучшению ситуации





Изучены (октябрь 2006г.) потребности образовательных учреждений в учебниках, методических пособиях, рабочих тетрадях. Школьные библиотеки доукомплектованы необходимой литературой за счет муниципального бюджета (декабрь 2007г.)



Приказом по управлению образования закреплен статус опорной школы по преподаванию «Основ православной культуры» МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Боровска»



Активизировалась работа в дошкольных образовательных учреждениях. Возобновлены или вновь организованы кружки «Основы православной культуры», «Народная культура»; складывается традиция проведения праздников народного и православного календаря



Проведено сравнительное исследование концептуальных подходов и программ, используемых в Калужской области. Выбор сделан в пользуучебно-методического комплекта А.В.Бородиной. Почему?



1.Программа учебного курса разработана для 1-11 классов общеобразовательных школ

2.Программа апробирована в школах разного типа с 1996 года

3.Содержание курса религиозно-познавательное, а не вероучительное (обучение религии, воспитание в ней)

4.По принципу отбора и подачи материала - это историко-культурологический курс

Как историческую дисциплину в курсе изучают:

• собственно религию, то есть взаимоотношения человека с Богом;

• религиозную этику и философию;

• искусство и народные традиции, связанные непосредственно с религией.

Таким образом, история религиозной культуры поможет учащимся в изучении школьных исторических дисциплин, литературы, мировой художественной культуры и искусства.

5. Автор четко выделяет рамку содержания предмета - это не православная культура, предполагающая достаточно широкое освещение, которое пока что осилить не представляется возможным, а
главные положения православного религиозного мировоззрения
выдающиеся события христианской истории
основные дефиниции православия

Это и есть основы православной культуры.

6. Заявлен ценностно-знаниевый подход в преподавания и, по мнению автора, обязательным является соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:
приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;
единства учебного и воспитательного процессов;
рефлексивного обучения;
принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала

7.Сохраняется светский характер образования (воспитание, обучение, развитие)

8.Предъявляются общепедагогические требования к преподаванию
педагогическое образование
учительский опыт работы в школе
повышение квалификации по проблеме «Основы православной культуры»
учебная нагрузка учителя не только по ОПК, а и по другому предмету

9.Все учебники и рабочие тетради соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, красочные, богато иллюстрированы, в хороших переплетах

10. Автор не ставит целью подготовку служителей Церкви или воспитание в вере; не включаются в урок обряды и таинства



Что сделано для профессионального развития педагогов?

Организована курсовая подготовка при КОИПКРО по темам:
«Пропедевтика курса «Основы православной культуры»» для учителей русского языка и литературы, истории и обществоведения, биологии и географии, физики и математике - 24 часа (40 человек)
«Основы православной культуры» - 72 часа (1 человек)
«Православная культура и образование. Психолого-педагогические аспекты для разных категорий учителей и воспитателей -72 часа (47 человек)

Зачет организован в активной форме, с использованием мультимедийных презентаций



Еженедельно проводятся занятия в воскресной школе для взрослых при Свято-Пафнутьев-Боровском монастыре (тематика занятий согласовывается с педагогами)



Проведен экспресс опрос слушателей краткосрочных курсов повышения квалификации на выявление личностных и профессиональных затруднений



Проведено анкетирование по результатам курсовой подготовки





Позитивная динамика количества учителей, преподающих

курс «Основы православной культуры»





Впервые в 2006 г. создано Районное методическое объединение учителей и воспитателей, преподающих «Основы православной культуры». На 27 ноября 2007 г. в его состав входит более 50 человек (более 10 % всех педагогов района).

Тематика заседаний разработана на два года. Предполагается значительное время для активных форм работы (обсуждение видеофрагментов уроков опытных учителей, проектирование для разных возрастных ступеней серии уроков, посвященных Преподобному Пафнутию Боровскому и др.).





Концептуальный подход разработан и впервые публично представлен Т.В.Анохиной, старшим научным сотрудником Института развития дошкольного образования РАО на круглом столе в г. Мещовске в рамках Российской конференции «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся» Калуга, 20-21 декабря, 2007г.

Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.