Поиск по архиву

8 апреля 2010г.

Чтоб каждый осознал свой личный вклад в дело

Чтениям десять лет! Что такое десять лет в нашей жизни? Вроде бы небольшой, но для жизни каждого человека, достаточно весомый отрезок времени, потому что жизнь наша состоит из считанных таких отрезков, причем первые два приходятся на детство и юные годы, когда проходит становление человека, когда он выбирает свой путь и пробует свои силы, как бы примеряется, какой крест ему нести в этой жизни .И почти на десять лет каждая семья доверяет школе своих детей! Так что те, кто пошел в школу до проведения нами первых Чтений, в этом году ее заканчивают. Как мы помогли им пройти этот путь? Как научили их идти по дороге жизни и что дали им с собой в самостоятельную дорогу? Обо всем этом корреспондент Галина Крупина беседует с Людмилой Сергеевной Силаевой, заведующей отделом образования администрации МО МР «Боровский район».


Кор. Людмила Сергеевна, как вы считаете, для чего проводятся образовательные Чтения?

Л.С. Силаева Я считаю, что образовательные Чтения нам просто необходимы, потому что они помогают формировать мировоззрение людей, посещающих эти Чтения. Задача стоит в системе образования не только в организации какого-то учебного курса, хотя мы, конечно, должны давать детям знания по основам православной культуры, по истории нашего государства, нашей русской культуры, но, прежде всего, мы должны формировать мировоззрение, возрождать духовную культуру. Чтения нужны, чтобы объединить усилия всех социальных институтов, которые занимаются вопросами воспитания. Это не только работа с детьми, но и работа с родителями, потому что в семье закладываются основы нравственности. Многое зависит от того, как не только мы, но и социальные службы, библиотеки, средства массовой информации работают с родителями. Все мы, объединившись, должны поднимать этот огромный пласт.

Кор. Как бы вы определили главную задачу Чтений?

Л.С. Силаева Это, прежде всего, просветительская задача. Мы должны донести до общества нашу тревогу за состояние нравственности наших детей. Не только педагоги должны научиться, но и родители смогут на Чтениях перенять опыт у тех выступающих, кто имеет интересный опыт такой работы.

Кор. Людмила Сергеевна, крайне важно, чтобы и родители наших школьников послушали то, о чем пойдет речь на Чтениях, и сами, может быть, высказали свое мнение о проблемах воспитания детей. Пригласили ли на Чтения родительскую общественность?

Л.С. Силаева Да, мы поставили перед школами такую задачу, чтобы они обязательно пригласили родителей, хотя бы председателей родительских комитетов. Я считаю, что мы должны формировать в районе при помощи чтений особую культурную педагогическую среду для решения вопросов возрождения духовности. Конечно, какие-то шаги в этом направлении уже сделаны. С каждым годом все больше детей участвуют в Рождественских фестивалях, посещают воскресные школы. В школах мы начали вводить курс «Основы православной культуры». Конечно, эту работу нам надо начинать с детского сада, чтобы дети приходили в школу уже с багажом знаний по этим вопросам.

Кор. Может быть стоит организовать специальные курсы для работников дошкольных учреждений, провести «круглый стол» или семинар, где познакомить их с опытом работы таких детских садов, где работа по ознакомлению детей с русскими духовными традициями поставлена хорошо. Сегодня уже есть детские сады и прогимназии с русским этнокультурным компонентом. Недавно на страницах нашей газеты мы знакомили читателей с опытом московской прогимназии «Пересвет». В нескольких номерах опубликовали отрывки из книги Софьи Филипповны Ивановой, основателя этой школы, «Школа-семья - не фантазия, а реальность». Кстати, мы специально напечатали это в рубрике «Приглашаем к разговору», надеясь, что такой интересный опыт найдет отклик у педагогов. На эти Чтения мы пригласили дочь Софьи Филипповны - Ларису Валентиновну Бурмистрову которая была первым директором этой школы. Сейчас она старший научный сотрудник НИИ инновационных стратегий развития общего образования. Я была во время последних Рождественских чтений на «круглом столе»,который проводила Лариса Валентиновна по теме: «Школа-семья (разновозрастная образовательная общность). Формы объединений. Опыт и перспективы». Мне там было очень интересно, так хочется, чтобы у нас в районе проросли ростки этого опыта. Как учит пословица: «Век живи - век учись», последуем этому мудрому совету.

Может быть, в резолюции Чтений мы укажем конкретные конкретные мероприятия: семинары, конференции, «круглые столы» по распространению такого опыта формирования нравственности в процессе воспитания детей?

Л.С. Силаева Думаю, что нам стоит наметить такие мероприятия, которые бы стали и продолжением разговора, начатого на Чтениях и уже были бы дополнены какими-то реально намеченными делами. Нам необходим семинар и о том, как правильно вводить «Основы православной культуры» в школьную программу, как интегрировать этот предмет в историю, литературу, музыку. Такой опыт в стране есть, надо изучить его с целью реализации у нас.

Кор. Хотелось бы обсудить вместе и такой вопрос, как участие детей в Рождественском и Пасхальном фестивалях, а также о том, какой должна быть художественная самодеятельность в школах. Тревожит тот факт, что нередко при организации праздничных концертов в школах, слепо копируется то, что предлагает телевидение, но, это не всегда приносит пользу для воспитания нравственности, скорее дает противоположный эффект. Что вы думаете по этому поводу?

Л.С. Силаева Конечно же, все это очень важно, здесь мелочей нет. Хочу еще раз подчеркнуть, что все, что мы делаем в школе, должно служить выполнению нашего педагогического долга, мы должны сформировать у ребенка правильные духовно-нравственные ориентиры, которые, как писал К.П. Победоносцев, связывают его с Вечностью. Мне очень нравится эта его мысль о том, что «Истинная мера времени - духовная, а не механическая мера. Минуты духовного разумения и проведения - вот чем мы проникаем в вечность и черпаем из нее полную меру».

Кор. Людмила Сергеевна, готовясь к этим Чтениям, я еще раз познакомилась с муниципальным проектом Тамары Викторовны Анохиной «Развитие культурной педагогической среды на основе духовной традиции», который она разработала в 2006 году по вашей просьбе. Как работает сегодня этот проект в системе образования района?

Л.С. Силаева Это действительно очень глубокое исследование, проведенное интересным человеком. Тамара Викторовна обладает глубокими знаниями, аналитическим складом ума, она умеет видеть проблему, анализировать ее и решать. Сейчас она работает по этому направлению в ноосферной школе. Это наш ресурсный методический центр, мы подавали в Калугу заявку о том, что эта школа будет региональной опорной школой по вопросам духовно-нравственного развития, есть у нас такая опорная школа и на муниципальном уровне - это школа №3 г.Балабаново. На базе этих школ мы будем отрабатывать программу, а затем через семинары распространять этот опыт в других школах района. В положении об опорных школах предусмотрена, как обязательная, такая работа: подготовка и проведение семинаров для других школ с целью распространения опыта. Так и будет распространяться то лучшее, что мы наработаем в этих опорных школах.

Кор. Людмила Сергеевна, а как относится директорский корпус к введению «Основ православной культуры» и к необходимости преобразовывать существующую в их школах культурную педагогическую среду?

Л.С. Силаева Отношение разное. Они, конечно, не против введения ОПК, но есть люди, которые придерживаются атеистического мировоззрения, все-таки у нас у всех такой груз атеистических времен за плечами, и это сказывается на мировоззрении. ОПК - это учебный предмет, входящий в региональный компонент. Директор должен выбрать между ОПК, физкультурой и «Основами безопасности жизнедеятельности». Нам пообещали, что с нового учебного года этот предмет будет введен как основной в учебную программу, тогда все будет проще решаться. Здесь очень важно правильно его преподавать. Я считаю, что не обязательно преподавать воцерковленному педагогу, а просто квалифицированный, опытный педагог может вести предмет. Думаю, что само соприкосновение с «Основами православной культуры», со всем тем, о чем он будет говорить детям, повлияет и на его мировоззрение.

Кор. Людмила Сергеевна, чего вы ждете от десятых Чтений, на что надеетесь?

Л.С. Силаева Очень надеюсь, что каждый участник еще раз осознает свою роль в той большой работе, которую нам предстоит сделать, еще раз подумает и определит меру своей личной ответственности и то, какой вклад он может внести в общее дело формирования духовности и нравственности жителей нашего района. Хочется, чтобы все после Чтений вышли окрыленными.



Беседовала

Галина Крупина

Православный календарь