Поиск по архиву

1 марта 2010г.

Духовно-нравственное воспитание в семье и школе

Выступление благочинного города Калуги, протоиерея Иоанна Паюла, на Х районных образовательных чтениях.



Я буду говорить сегодня об основах православной семьи. Наше время очень сложное, поэтому часто даже мы, люди церковные, верующие, не замечаем, как происходит подмена тех основных нравственных идеалов, прийти к которым призван каждый человек. Это можно, конечно, объяснить, с одной стороны, длительным временем безбожия, когда повсеместно разрушали храмы, но с другой стороны, мы видим, что прошло уже довольно много времени, когда мы имеем возможность откровенно говорить о Боге, о христианстве, о его ценностях, но результаты привития этих вечных, абсолютных ценностей, пока не ощущаются, потому что, на мой взгляд, часто происходит смешение ценностей. Я, как священник, часто сталкиваюсь с такими фактами, когда люди приходят в храм и им трудно понять, является ли тот или иной поступок злом или не является. Часто спрашивают: «Это грех или не грех?» и приводят разные примеры из жизни. Для людей, исповедающих Христа как сына Божьего, очень важно правильно ориентироваться в этой жизни и рассказывать другим, о том, что является правильным, а что - неправильным.

Сегодня семья подвергается самому мощному нападению со стороны средств массовой информации. Большой вред наносят ей и те фильмы, которые многие сейчас смотрят. Порой даже людям верующим трудно бывает ответить, а что же является с христианской точки зрения основой семьи. Приведу пример, с которым столкнулся недавно, пролистывая газеты. Я увидел там выступление одного из руководителей фонда ООН в области народонаселения, господина Хофмана, который заявил следующее: «Высокий уровень разводов и рост числа внебрачных детей - не показатель кризиса общества, а торжество прав человека. С точки зрения консерваторов это означает, что институт семьи переживает кризис - это ослабление патриархального устоя в результате исчезновения его экономической базы; некоторые называют это кризисом, так как они признают только один тип семьи». Даже с высокой трибуны нас призывают смотреть на семью не на как на абсолютную ценность. Призывают на нее смотреть совсем по-другому, допуская, что, когда возникают какие-то проблемы, то можно спокойно уйти из семьи, разрушить брак. С христианской точки зрения, основой семьи является любовь, но любовь - это не просто чувство, не просто то, что может прийти и уйти. Один из святых отцов сказал: «Невозможно назвать любовью то, что не является вечным». Любовь всегда сопряжена с подвигом и с ответственностью. Сегодня, формируя в молодежной среде убеждение в том, что нужно брать от жизни все, потому что все позволено, мы лишаем их возможности насладиться этой полнотой любви, где есть не только свой эгоизм, свои преимущества, свои права, но есть и ответственность, есть и жертва ради другого. Господь в Евангелии говорит, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». То есть, оказывается, что самая высокая степень любви, когда человек, вступая в брак, говорит: «Я готов даже пожертвовать этой временной жизнью, чтобы эта любовь по отношению к другому человеку сохранилась во мне навечно». Именно такой подход к семье скрепляет ее вечными узами. И тогда те испытания, которые в каждой семье есть, через которые должен пройти каждый человек, воспринимаются как средства к духовному совершенствованию, как средства к тому, чтобы стать чище, лучше и любвеобильнее по отношению к тому человеку, с которым я живу. Именно в этом христианство видит свободу человека: человек может выбрать расторжение брака, может выбрать удовлетворение своих страстей, но останавливает себя, выбирает добродетель и отсекает от себя страсть. Я хотел бы вам процитировать Федора Михайловича Достоевского, который эту же мысль объясняет очень глубоко. Он пишет: «В нашем образе мира полагают свободу в разнузданности, тогда как настоящая свобода лишь в одолении себя и воли своей так, чтобы под конец достигнуть такого нравственного состояния, чтобы всегда, во всякий момент быть самому себе настоящим хозяином, а разнузданность желаний ведет лишь к рабству нашему».

Мы видим, что именно свобода от греха, от страсти дает человеку возможность быть действительно реально свободным человеком. И вот, исходя из того, что любовь является абсолютной, вечной ценностью, христианство ставит брак на очень высокую ступень. Апостол Павел сравнивает жизнь семьи с жизнью Святой Троицы. И тайна Святой Троицы нам открыта для того, чтобы мы старались в своей семейной жизни проводить такую же жизнь. Конечно же, для того, чтобы семья имела такое основание, должно быть и со стороны супруга и со стороны супруги, понимание того, что через подвиг, через ответственность мы созидаем правильное воспитание тех детишек, которых Господь послал нашей семье. Когда ребенок видит, что нет любви, нет радости в семейной жизни, нет целостности семьи, когда родители живут, как им вздумается, тогда и ребенок, вырастая в такой семье, оказывается не готовым еще вступить в брак.

Я специально узнавал статистику по городу Калуге: у нас на 100 браков 70 разводов. Больше половины семей разводятся, потому что не осознают, что любовь является жертвой, подвигом, ответственностью. Я хотел бы сказать и то, что смыслом христианской семьи является помощь всем ее членам в том, чтобы уподобиться Христу. Именно здоровая православная семья обладает труднейшим искусством передавать нашу культуру, наши ценности, наши традиции, отношения, построение диалога с другими людьми, с теми, кто не разделяет наши ценности. Ребенок, который вырастает в такой семье, сохраняет эти ценности, это благоговение в течение всей своей жизни. Философ Иван Ильи говорил, что «семья является первичным лоном человеческой культуры. Мы все слагаемся в этом лоне со всеми нашими возможностями, чувствами и хотениями; и каждый из нас остается в течение всей своей жизни духовным представителем своей отеческо-материнской семьи или как бы живым символом ее семейственного духа».

И от того, какая семья, конечно, зависит, какими будут наши дети. Правильно говорят, что ребенок в возрасте 15-16 лет - это зеркало отца и матери. Он чутко воспринимает то, что говорят отец и мать. Но ребенок также имеет свойство воспринимать поведение, отношение к ближним, друг к другу, и поэтому в подростковом возрасте, когда он противопоставляет себя родителям, он говорит: «А я тоже могу поступать так, как вы поступали и то, что вы мне говорите, это не закон для меня». Поэтому так важно понимание того, что семья - это самопожертвование, самоотдача другому человеку. Что в свою очередь не только приносит счастье двоим, но приносит счастье и будущему поколению. Вырастая, ребенок идет в школу, и очень важно, чтобы наша национальная образовательная система не отвергала ту культуру, те ценности, которые существуют в семье. Это не секрет, и не надо бояться говорить о том, что большинство нашего населения имеет нравственные критерии, привитые именно религиозным идеалом. Вся наша литература построена на религиозных идеалах. Порой человек не знает и не может объяснить, почему он именно так поступает, да потому что ему привиты религиозные мотивации. Мы должны постараться сделать все от нас зависящее, чтобы дети и в школе могли приобщаться к традиционной культуре, потому что многие взрослые люди не смогли в свое время это сделать. Было радостно, что у нас в Калуге недавно проходила Олимпиада по «Основам православной культуры». Для участия в Олимпиаде дети приезжали к нам в православную гимназию, и я видел, как они радовались.

В заключение хочу пожелать всем, чтобы ответственность, жертвенность, самоотдача стали основанием наших семей. И чтобы все понимали, что только через подвиг мы достигнем здесь, на земле, полноты радости.

Православный календарь