Поиск по архиву

1 марта 2010г.

Проблем не становится меньше

Выступление Аллы Валентиновны Бородиной, Члена Союза писателей России, лауреата Международного конкурса детской и юношеской литературы им. А. Н. Толстого, кавалера ордена Прп. Сергия Радонежского РПЦ, президента Межрегионального фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры», автора и разработчика курса ОПК, кандидата культурологии,

на Х районных образовательных чтениях.



Я благодарна организаторам Образовательных чтений за предоставленную возможность услышать очень важные слова о духовно-нравственной направленности развития образования, без которой невозможны никакие перспективы сегодня. Особенно радует, что это прозвучало и в выступлении Виктора Николаевича Терникова, главы администрации вашего района, и в выступлении протоиерея Иоанна Паюла о духовно-нравственном воспитании в семье. Под каждым их словом можно подписаться. А мне хочется обратить ваше внимание на роль языка и духовности в сохранении единства народа. Без этого народа просто быть не может и не может быть перспектив для государства. Но я говорю, конечно, о языке не просто разговорном, а языке - носителе культуры, научной, духовной, художественно-эстетической информации. Почему мы собираемся здесь, почему мы так понимаем друг друга? Потому что мы овладеваем общим языком, потому что в нашем с вами языке есть необходимая часть духовно-нравственной лексики, мы ею владеем, это позволяет нам сотрудничать на едином культурно-интеллектуальном пространстве. Это связано и с самым глубинным, с самым ценным, личным для каждого человека, и это является именно тем важным, что делает гражданское общество или просто отдельных людей, народом. Без духовного единства, без общего высокого языка, без культуры не будет никогда ни государства, ни народа. Хочу вспомнить о Семнадцатых Рождественских образовательных чтениях, которые недавно прошли в Москве. Мы с вами видим, что «Основы православной культуры» стали главной темой на этих Чтениях и заняли большую часть доклада Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Почему? Во-первых, проблема с преподаванием основ православной культуры так и не решена, а поскольку она не решается, то будет звучать. Да и как бы ей не звучать! Как может она не звучать! Вчера включаю телевизор и вижу: идет передача вроде бы неплохого содержания, судя по названию. Тема передачи: «Красота спасет мир». Пригласили биологов, медиков, которые могут помочь людям стать красивыми. Но, как оказалось, красивыми чисто физически. При этом используют знаменитое высказывание Ф.М. Достоевского «Красота спасет мир». Но Федор Михайлович говорил о красоте жертвенного подвига, которая спасет мир, о красоте подвига Христа! Посмотрите, как тонко происходят подмены. Зрителей привлекают словами, которые несут в себе высокий смысл, а говорят всего лишь о пластической хирургии. Представляете, как можно манипулировать сознанием, используя подмены.

Как же можно без «Основ православной культуры»?

Когда я ещё только апробировала свой курс в массовой школе, которая работала в две смены, я тогда думала, может, через литературу, через искусство говорить об этом? Но очень быстро убедилась, что должна быть система, если мы читаем какое-то произведение, то у нас уже должен быть понятийный аппарат, должен быть соответствующий ассоциативный ряд, чтобы понять и почувствовать, о чем говорит художник, о чем писал поэт, какие струны он хотел затронуть? И, если у нас нет этого языка, нет этого аппарата, то никакая струна не зазвучит. Она у поэта звучала, она у его современников звучала, а у нас она не звучит, и для ребенка она не будет звучать. Я обратила внимание, когда только начинала проводить этот эксперимент с введением ОПК, что в школе было какое-то охлаждение, может быть, даже раздражение по отношению к православию. Оказалось, причина была в следующем. В школе уже работал хороший специалист, он принес туда серьезные программы повышенного уровня по истории, литературе, отечественной культуре. Но оказалось, что ни один из учителей не может сдвинуться с места в этой программе, не может говорить о самом содержании, которое заявлено в программе, потому что дети не владеют основами православной культуры, и все остальное становится бессмысленным. И каждый учитель с первого урока начинает делать экскурс в историю человечества, в историю России и говорить обо всем том, что теперь у нас с вами содержится в курсе ОПК. Сравнительно недавно я была участником передачи «Ничего личного». Тема передачи - «Можно ли Россию назвать православной страной»? Опять была предпринята попытка подмены и манипулирования нашим сознанием. На экране были показаны исторические кадры, когда сносились храмы, кресты, затем показали нашу современность, детей-наркоманов, порнографию, пьянство. Показали наши сегодняшние беды, а потом задали вопрос: «Можно ли Россию назвать православной»? В зале была массовка, никто из нас не мог привести туда своих единомышленников, там управляли другие люди. И, тем не менее, 67% проголосовали за то, что Россия - православная страна. А как поспоришь? Исторически она такова, по условиям формирования культуры нашей она православная. Не один раз в истории она была образцом для других государств и защитницей. Когда-то и падения были, но, тем не менее, это страна православная. Тогда наши оппоненты стали говорить: «А что вы имеете в виду, что значит православная?» Стали вспоминать, что некоторые утверждают, что среди тех, кто называет себя православными, только один-два процента истинно православных, то есть тех, кто живет церковной жизнью, причащается. Потом был задан залу вопрос: «Кто из вас причащается»? Вы не поверите, половина зала подняла руки, сказав, что они причащаются. И тогда был использован последний аргумент против нас, сказали: «Ну какие они православные, если они ничего не знают о Православии они даже не знают, что такое Афанасьевский Символ веры»? Тогда отец Георгий, представитель нашей стороны, ответил: «А вы знаете, но это же не делает вас православными». И всё-таки мы должны признать, что наши противники правы: образования в области православной культуры недостаточно. Мы сказали: «Значит, вы считаете, что нам не хватает образования в области православия и надо обязательно вводить «Основы православной культуры»? И массовка стала аплодировать.

Тема введения «Основ православной культуры» стала темой уже постоянной секции «Основ православной культуры в системе образования», которую мы ежегодно проводим в рамках Рождественских образовательных чтений. Так получилось, что эта секция превратилась в орган общественного центра, помогающему введению ОПК в школах. Сделать это каким-то иным, административным методом, у меня нет возможности. А получилось всё как-то естественно. В этом году мы очень ждали выступления на нашей секции главы вашей районной администрации, Виктора Николаевича Терникова. Но сейчас я вижу, что он не приехал к нам не потому, что не захотел, или недооценил участие в нашей секции. На нем настолько большая ответственность, что он не смог даже на день оставить свое место. Поэтому я привезла ему все материалы секции, как говорится, с доставкой, и еще я привезла ему в подарок весь комплект наших учебников, сейчас это уже 37 наименований, но вышло пока 35, потому что две книжки еще в работе. Вот на таком уровне существует и разработан уже этот курс.

Почему так важно нам продолжать работать в этом направлении? Я приведу вам пример: представьте себе всю эту образовательную лесенку, вот учитель, вот завуч, вот директор, руководитель городского, районного управления образования и так вплоть до министра и рядом тот ребенок, ради которого это всё должно быть организовано и от которого зависит будущее страны. Действительно, наше будущее зависит от того, какой он будет этот ребенок, нравственный ли, духовно ориентированный, что он будет делать в жизни, не станет ли жертвой наркомании, всех других опасных явлений, которые на каждом шагу подстерегают его? Когда говорят о демографических проблемах, я понимаю, что это действительно важно. Но сколько бы ни родилось детей в нашем государстве, надо, чтобы они жили, получали хорошее образование и воспитание. Дети должны быть адаптированы к этой жизни, должны понимать, где добро, где зло, должны успешно социализироваться в нашей культуре, должны иметь какое-то пространство для творческого развития, и, конечно, мы должны повышать качество их образования, создавая для этого все условия.

Без повышения качества образования, особенно по русскому языку, если говорить о русском языке как о базовой дисциплине, которая является инструментом передачи культуры, никак нельзя. Если этого нет, то никакого образования не будет. Итак, если мы нарисуем всю эту иерархию и рядом поставим ребенка, то увидим, что кто бы ни решал за нас все вопросы, связанные с образованием, к ребенку выходит только учитель. Тот, кто в самом низу этой лестницы. Это вы, педагоги, спасаете этого ребенка. А ребенок с кем может общаться? Только с вами. И если вы донесете до своего руководства ту информацию, которую получите от ребенка, то может дойти до чиновников, а если не донесете, то влиять на всех тех, кто там наверху, будет кто угодно: и СМИ, и зарубежные фонды, кто угодно, но не ваш ребенок. И не вы.

По поводу ОПК. Важно, что все уже определились с названием курса. Было много попыток подменить название. Даже, если мы напишем: «Духовная культура» или «Православная культура», то это уже будет другое содержание, а нам нужно говорить об основах православной культуры, об основах веры, которая заложена в православной культуре, и вместе с тем, этот курс должен быть культурологическим. Он должен быть глубоким, серьезным, но культурологическим. Что нам позволяет этот курс? Он позволяет нам ребенка воспитывать высоко, нравственно, но вместе с тем, не нарушать его свободу. Если вы работаете по моему комплекту, то, наверное, помните, там есть даже такие задания в рабочей тетради: «А этот вопрос ты задай только самому себе». Понимаете, в эту минуту, или даже несколько секунд, мы даем ребенку возможность послушать свою совесть, не ориентируясь на посторонних. Важно, чтобы ребёнок чувствовал, что он сам должен делать выбор, который происходит в тайнике нашего сердца. Не навязываем, а просто показываем, как это было в нашей традиции на основе тех произведений культуры, которые уже есть. Я всегда напоминаю нашим учителям: «Мы с вами очень счастливые люди, мы имеем великий и могучий русский язык, мы имеем методический язык, и мы с вами имеем еще язык художественной культуры, который тоже пронизан духовным содержанием. Для введения этого курса никакие правовые акты не требуются. Нормативно-правовая база, о которой говорилось и сегодня, и на Рождественских Чтениях в докладе президента Российской академии образования, была давно нами проанализирована, проработана. На Чтениях были озвучены статьи, которые нам позволяют вводить ОПК в школах. Но мною все это уже было проработано в 90-е годы прошлого века. Это уже было опубликовано в отдельной брошюре моей концепции религиозно-познавательного образования, также в «Учительской газете». Именно с этого я начинала, с нормативно-правовой базы, с нашей Конституции и с международных актов по всем вопросам о правах человека. Проверка комиссии при Президенте РФ о правах человека, которая работала в Брянской области, пришла к выводу, что введение курса ОПК по нашей программе как обязательного предмета не нарушает принципов светскости образования. Комиссия даже выдала справку об этом, то есть она подтвердила, что мы все делаем правильно, законно. Но пока все же у этого предмета нет серьезного статуса, утвержденного министерством, а значит, и нет пока поощрительной базы. Пока что все осуществляется за счет энтузиазма, как вашего, так и моего. Много уже создано пособий, но мне практически никто не помогает. Только мои друзья и родители детей, которые у меня учились. Вот и весь мой центр.

И, тем не менее, у нас есть пособия, которые прошли федеральный экспертный совет. По всей России и за рубежом работают по нашим учебникам. Я была уже дважды в Беларусии. Там соблюдается даже преемственная система между дошкольной и школьной ступенями. У нас даже в Москве еще этого нет, а там есть, может быть, и у вас в Боровске получится. Сегодня здесь прозвучало предложение о том, что необходимо создать православную гимназию. Это так важно! Православная гимназия есть даже в Калмыкии, в Элисте есть государственная православная гимназия имени Сергия Радонежского. Очень бы хотелось, чтобы ваши мечты о православной гимназии осуществились.

И опять про ОПК. Пособия все есть. Они должны все к вам попадать постоянно. Может быть, стоит подумать, чтобы эти книги были доступны родителям, были бы в продаже в магазинах и церковных лавках вашего района. Родители должны знать, чему учат их детей на уроках по ОПК. Иногда у них возникает много вопросов, но зачастую люди просто не понимают, о чем спорят. Когда я впервые пришла со своими пособиями в Федеральный экспертный совет, там мне говорили: «Почему мы все это должны анализировать?». А когда познакомились, конечно же, никакого отрицательного ответа они дать не могли, потому что даже доктора педагогических наук сказали о том, что и им нужны все эти знания.

За учебник для 4 класса «Православие - культурообразующая религия России» они проголосовали единогласно.

В каком виде сейчас преподается этот предмет? Конечно, как учебная дисциплина, это оптимальный вариант. Где так не получается, то преподается как факультатив, или как кружок, или как секция, или интегрируется в другие предметы: в историю, литературу, музыку. Но для того, чтобы вести этот предмет, обязательно надо пройти курсы. Мы планируем провести курсы на базе Московского педагогического университета. У них уже отработана эта система. Курсы будут проходить во время весенних каникул. Они рассчитаны на 72 часа занятий с выдачей государственного сертификата. Необходимо также курсы проводить на местах. Во всяком случае, в ваш район я всегда приеду, и мы проведем либо курсы, либо семинары. Это очень важно. Если будет введен этот курс в основную программу и не будет хватать педагогов, это будет очень плохо, этого нельзя допустить. Надо, чтобы педагогов было достаточно. Хочу сказать, что в московской школе классу, где преподавался этот курс, во время аттестации был присвоен статус гимназического класса, потому что там был, по сравнению с другими классами, совсем другой уровень базового образования. Это еще и другой уровень межличностных отношений, потому мы решаем и другие задачи, это и успешная социализация ребенка, и содействие его творческому развитию, и сохранение единого образовательного пространства.

Боровский район для меня особенный. Здесь очень грамотные, мыслящие педагоги. Когда речь шла о том, по каким материалам преподавать, они смогли проанализировать все курсы и выбрать. Важно, что у вас мыслящие люди в администрации района. На базе вашего района ведется и серьезная научная работа, которую проводит ответственный ученый, энтузиаст - Тамара Викторовна Анохина. Нужно поддерживать, помогать этой научной работе, потому что важно положительный опыт распространять среди других регионов. Очень важно, что пресса вам помогает. Ваша небольшая газета такая содержательная. Я хотела бы вас поблагодарить за ваш совместный труд, административный, научный и педагогический. Спасибо.

Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.