Поиск по архиву

18 мая 2014г.

Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на Оптинском форуме

Уважаемые гости и участники Чтений!
Дорогие братья и сестры!

Христос Воскресе!

Сердечно приветствую участников Форума на Калужской земле. Вчера мы в Москве начали его работу, а сегодня продолжаем ее в Калуге. Калужскую землю называют благословенной. И это не случайно.

Много подвижников освятили ее своими трудами. Здесь просвещал древних вятичей преподобномученик Кукша. Монашеские традиции преподобного Сергия принесли преподобные Пафнутий Боровский, Тихон Калужский и Феропонт Боровенский, а Оптина пустынь дала целый собор старцев.

Оптинские старцы были учителями покаяния, их духовными советами мы пользуемся и в настоящее время. Они происходили из разных сословий: купцов, крестьян, ремесленников, дворян и священнослужителей, но вера, подвиг послушания и молитвы сделали их духовно едиными. Увидеть неправду в себе было главным позывом у них к подвигу.

Все мы знакомы с картиной художника Генриха Семирадского «Христос и самарянка». Она написана по евангельскому сюжету, который будет читаться в храмах завтра. В нем мы видим, что Христос в беседе с самарянкой тоже побуждает ее увидеть неправду в себе. Христос, желая вывести эту женщину из состояния безразличия ко греху, касается ее сокровенных сторон жизни. Говоря о «воде живой», которая приводит «к жизни вечной», на ее просьбу, дать ей этой воды, Он сказал ей: «Позови мужа твоего». Она, желая показать себя невинной и не понимая своих духовных проблем, отвечает: «У меня нет мужа».

Христос, зная сокровенное сердца человека, говорит этой женщине: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе». Самарянка слышит горькую правду о себе.

Великое дело увидеть неправду в себе. Человек, сподобившийся этого и покаявшийся, приобретает благодать Духа Божия, которая очищает его от скверны греха.

Наше общество за последние десятилетия столкнулось с проблемой духовного и нравственного выбора. Не все смогли выдержать испытание свободой, доступностью разнообразной информации и ослаблением нравственных устоев общества. Для многих свобода обернулась вседозволенностью, а возможность нравственного выбора – распущенностью и утратой духовной идентичности.

Однако наше время несет еще более серьезные испытания. И если XX век принес разделение между духовной традицией и отечественной культурой, то век XXI стремится отделить человека от его национальной культуры и утопить его в океане глобальной постмодернистской псевдо-культуры и псевдо-нравственности. Особенно этому подвержены представители молодого поколения, которые, увлекаясь техническими достижениями прогресса, переносят это на сферу и культурного и духовного развития. Однако духовное возрастание возможно только при внимательном изучении опыта предшествующих поколений, только созидание, а не отрицание способно укрепить неопытные сердца. Укрепление нравственных устоев общества, сохранение духовной традиции и объединение усилий Церкви и сообщества деятелей науки и культуры – вот те шаги, которые крайне необходимы для противостояния разрушительному воздействию глобалистских тенденций современного общества.

Все эти шаги направлены не только на укрепление духовных устоев и культурной традиции российского общества, но в первую очередь на укрепление единства Русского мира, который в нынешнее время переживает серьезные испытания. Подвиг преподобного Сергия, духовного собирателя русских земель, укрепляет нас в решимости приложить все усилия для сохранения духовной традиции отечественной культуры, как залога единства Русского мира, Святой Руси.

Спасибо за внимание. Желаю успехов начавшемуся IX Оптинскому форуму.

Источник: http://eparhia-kaluga.ru

Православный календарь