Проповедь архимандрита Серафима (Савостьянова)
Дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю вас всех с воскресным днем, с Днем памяти всех святых!
Не случайно святая Церковь установила День празднования всех святых, от века просиявших, после праздника Пятидесятницы. Ибо они как живые свидетели являют нам пример того, что Дух Святый Божий, сошедший в Пятидесятницу на апостолов, не напрасно сошел. Он умудрил апостолов на проповедь евангельскую, Он сделал из них, некогда трусливых и малограмотных рыбарей, которые еще пятьдесят дней назад, испугавшись, бросили своего Божественного Учителя и в страхе разбежались, крепких, твердых в вере, бесстрашных проповедников слова Божия. И они вышли на проповедь о Воскресшем Христе Спасителе, не боясь ни лишений, ни мучений, ни самой смерти, которую они и восприняли.
Прославляя сонм всех святых, Церковь земная торжествует и радуется. Эти святые своей жизнью богоугодной, исполнением заповедей достигли райских обителей. Мы же, находящиеся в Церкви дольней, земной, чаем этого спасения, этого наследия. И в этом есть наше единение, то единение, о котором Господь молил Своего Отца перед страданиями: «Отче, да будут едино, как Мы едино» (Ин.17:22). И это единство нерушимо, непоколебимо в Церкви Христовой, это единство неразрушимо и имеет громадную силу, силу, которую Господь дает Своей Церкви.
На протяжении многих веков Церковь выстояла. Преодолела и гонения, и лишения, и внутренние раздоры. И что бы ни встречалось на пути Церкви, все Господь покрывал единством, о котором и молил. Когда прекратились внешние гонения, начались внутренние нестроения в Церкви Христовой. Во времена Вселенских Соборов, когда злочестивые еретики стали богохульно открывать свои уста и говорить не так, как мыслит Церковь о Святой Троице, о Христе, о Божией Матери, об иконах, святые отцы безбоязненно встали на защиту истины. «Днесь благодать Святаго Духа нас собра», – воспели они.( И ныне, когда собираются Святые Соборы, этот тропарь предваряет их работу). Святые отцы едиными устами, единым духом провозглашали святость истины, непорочность и непреложность ее. Уже их устами глаголал Святый Дух – тот Дух, Который сошел некогда на святых апостолов. Явным и видимым для нас с вами единением со Христом является приобщение Святых Тела и Крови Христовых. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, – говорит Господь, – пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6:56). Потому что мы причащаемся от одного хлеба и пьем от одной чаши. И тем самым мы, живущие здесь, на земле, соединяемся со Христом. И это единение дает нам силы, чтобы побороть все те невзгоды, которые встречаются на нашем пути.
Враг рода человеческого не дремлет, он старается внести раздор в и в общество человеческое, и в церковное сообщество. Но какие бы попытки и усилия он ни предпринимал, все тщетно, ибо Господь сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). Через нас с вами действует дьявол, если мы не очищены и не освящены Божественной благодатью Духа Святого, через нас вносятся раздоры. Единство евхаристическое было, есть и будет до скончания века. Ежедневно за Божественной литургией вы слышите слова, которые священник произносит в алтаре, вознося Тело Христово: «Святая – святым!», ибо Божественные Таины преподаются только святым. Мы можем сказать: «Все причащаются». Да, но можно причаститься и принять благодать, а можно причаститься в суд и в осуждение себе. Апостол говорит, что есть Церковь святых, и мы должны стремиться к святости, к тому идеалу, который для нас – Христос Спаситель. Для этого Господь дарует нам заповеди, согласно которым мы должны жить. И нарушая эти заповеди, мы отлучаемся от Церкви. Не Господь нас отлучает от Церкви, мы своими грехами, преступлением закона отвергаем себя от среды святых.
Есть у нас с вами законы человеческие. Все мы с вами знаем: горит огонь – не садись в него. Сядешь – получишь то, что должен получить. Не суй пальчик в розетку. Кто-то опытным путем познавал это. Человеческие законы мы не преступаем . Почему? Потому что знаем, что мы рану получим, рану телесную. Так же, преступая законы Божественные, заповеди Господни, мы наносим рану своей душе. А усугубляя свой грех, отлучаемся от Христа. Вот почему, когда человек впадает в тяжкие прегрешения, его прежде всего отлучают от Причастия. А что это значит – от Причастия отлучить? Это значит, человек отлучается от единения с Церковью, со всем церковным сообществом, он остается один. И наоборот, человек, который приносит слезное покаяние, раскаивается в своих грехах, вновь принимается в духовное церковное единение, в то единение, о котором молил Господь Своего Небесного Отца.
Мы с вами находимся в преддверии Петрова поста. Это, конечно, не Великий пост, он не так строг, но любой пост – это время подвигов, это время покаяния. Не только каждого христианина, но и народа Божьего.
Хотелось бы сказать о наших многострадальных братьях на Украине. Ведь кровь человеческая проливалась и проливается до сих пор. Я хотел бы сегодня призвать вас, даже не призвать, а просить вас о помощи. Не о той помощи, которую мы можем оказать финансово, продуктами, одеждой. Ее мы оказывали, оказываем и будем оказывать. Но сколько бы мы ни помогали, не прекращаются вражда и раздор на украинской земле. Враг рода человеческого посеял плевелы раздора, чтобы разобщить украинский народ, чтобы люди не были едины, что мы сейчас с вами и видим.
Я прошу вас, принесите хоть маленький плод молитвы. Малый подвиг совершите за эту многострадальную землю, за многострадальный народ украинский. Есть у кого силы, возможности телесные, хотя бы пять дней ежедневно по десять поклонов земных с молитвой Иисусовой положите. Это немного времени займет. Нет сил телесных – просто произнесите: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, вразуми и помилуй украинский народ». Или просто: «Господи, помилуй!». Не можете пять дней – два дня. И в нашей житейской жизни мы можем принести плоды, которые будут угодны Господу. К примеру, я люблю кофе. Я откажусь от него, чтобы Господь водворил мир в земле украинской – пять дней я не буду пить кофе, люблю чай – не буду пить чай, буду компот пить. Если пью чай с сахаром – буду без сахара пить. Кажется, это мелочь. Но ведь это же подвиг для человека. Поймите, если человек привержен какой-то страсти: курит человек – как ему тяжело продержаться без сигарет один день, это подвиг уже, если он отказывается от курения. Ведь то, что мелко для нас, может быть велико пред Богом. И Господь дарует Свою благодать и милость для водворения мира. И если будет это в нашем полном с вами единении, о котором говорил Господь, «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). Если мы с вами вместе откажемся от того, что нам нравится на какое-то время, откажемся от телевизора, откажемся от пирожного – это будет велико пред очами Божиими. Это будет подвиг, принесенный Богу о даровании мира на Украине. Наши собратья там живут, наши собратья там погибают. Я прошу вас, кто чем может: кто молитвой, кто поклонами, кто отречением от каких-то житейских своих потребностей, давайте соединимся вместе в этом подвиге, будем молить Господа, чтобы Господь водворил мир на украинской земле, чтобы то единение, которое было раньше, вновь пришло туда, чтобы то единение, которое было между нашими народами – украинским и русским – вновь восторжествовало, ибо истина Божия не может быть попираема.
Если Господь молил о единстве, и мы должны молить о единстве. И мы знаем, что если мы будем молить Бога истинно, искренно, от всего сердца, то незамедлительно последует Его Божественное чудотворение. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, Господь не сразу чудотворит, но долготерпит, дожидается нужного момента. Это могут быть и телесные страдания человека, это может быть и национальная трагедия. И когда человек уже не видит выхода из сложившейся ситуации, вот тогда он обращается всем сердцем к Богу - и Господь начинает чудодействовать. И я верю в то, что если мы все с вами обратимся с молитвой к Богу, Господь не замедлит помочь.
Я всех вас сердечно еще раз поздравляю с Днем всех святых. Каждый из нас носит имя какого-либо святого. Сегодня мы с вами прославляем всех святых. Пусть милость Божия по молитвам и предстательству наших Небесных покровителей всегда пребывает с нами. Пусть Господь всегда помогает нам Своею неоскудевающею благодатною помощью и сохранит нас в здравии и благополучии на многая и благая лета. Аминь.