Поиск по архиву

30 сентября 2014г.

Слово митрополита Климента на XVII Богородично-Рождественских образовательных чтениях

Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на XVII Богородично-Рождественских образовательных чтениях «Вера. Культура. Образование. Цивилизационный выбор России» Калуга, 29 сентября 2014

Многоуважаемый Анатолий Дмитриевич! Дорогие собратия архиереи! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую всех участников XVII Богородично-Рождественских образовательных Чтений с пожеланием плодотворных трудов на благо нашего Отечества.

Вновь мы собрались вместе, чтобы обсудить волнующие наше общество вопросы. Хотелось поблагодарить Губернатора области, А.Д. Артамонова, Председателя Законодательного собрания области В.С. Бабурина, членов Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при Правительстве Калужской области за деятельное участие в его подготовке Чтений.

Чтения это площадка, где должно происходить обобщение опыта работы по духовно-нравственному просвещению и воспитанию подрастающего поколения, это то место, где мы должны открыто говорить о проблемах в этом вопросе и наметить пути их решения. Результаты работы наших областных Чтений будут использованы на Международных Рождественских образовательных чтениях, которые пройдут в Москве в начале следующего года.

В этом году наше общество отмечает ряд юбилейных дат. Это 700-летие преподобного Сергия Радонежского. Скромного по жизни отшельника, но великого в духовном делании и решении государственных дел. Другой юбилей 900-летие кончины преподобного священномученика Кукши Печерского, просветителя вятичей. Этот юбилей мы отмечали в сентябре, и празднества возглавил Святейший Патриарх Кирилл. А на будущий год исполняется 1000-летию преставления святого равноапостольного великого князя Владимира,

Благоверного князя Владимира Церковь чтит за равноапостольный подвиг по распространению в русских землях Евангелия Христова. С крещения жителей града Киева началась смена культурно-религиозной парадигмы нашего общества.

Во всей полноте Церковь стала шириться при потомках достопамятного князя. В XI веке сонмом святых расцветает Киево-Печерская Лавра. Множество монахов-проповедников из этой обители расходились по европейской части России. И выходец из вятичей преподобный Кукша пришел к своим единоплеменникам проповедовать о Христе. Мы живем на земле вятичей, а знаем ли мы то место, где проповедовал и пострадал преподобномученик Кукша, наш просветитель. С его проповеди древние наши сородичи уверовали в Христа. Капли его крови это то семя, из которого выросла церковь на Калужской, Орловской, Московской, Рязанской, Тульской землях. Но пострадал он на нашей земле, в окрестностях нынешнего Мещовска, место это называется «Серенское городище», и мы должны помнить об этом.

Кроме того этот год в нашем Отечестве Указом президента определен как год культуры. Слово Божие является источником нашей языковой и культурной общности и стало одним из главных факторов способствовавшим появлению и сохранению русской государственности. Благодаря евангельским ценностям наша культура успешно закрепилась на гигантской Евразийской территории, и достигла пределов Америки.

Отношение к культуре это одно из проблемных явлений в нашей жизни. У нас еще сотни заброшенных храмов и усадьб, невосстановленные монастыри и заброшенные кладбища, умирающие деревни, а вместе с ними и исчезающий колоритный сельский быт. Мы уже не слышим, чтобы в деревнях молодежь пела народные русские песни. Но все это часть нашей культуры, нашей культурной идентичности, и пока не поздно, еще есть очаги культурного народного творчества, мы должны помочь им сохраниться и обратить на них внимание нашей молодежи, научить молодых людей любить ее. Такое явление не в каком-то конкретном муниципальном образовании или районе, а это мы видим по всей России. Эта наша трагедия сегодня – мы теряем наш культурный код.

Поддержка Отечественной культуры и сохранение монументального и духовного наследия пожалуй одно из самых недофинансированных направлений. Куда более трепетно государство и общество относится к экономике, обороне, природным ресурсам, чем к своей культуре. Действительно поддержание культуры дело затратное и не дающие сиюминутных выгод (особенно в условиях ограниченности бюджетов всех уровней). Поэтому всегда будет иметь место утилитаристское мнение: «Имеет ли смысл тратиться на сеяние разумного, доброго, вечного?».

Хочу заметить, что самые страшные диверсии против нашего государства производились именно на культурном фронте. Приведу такой пример. Когда была продана Аляска и началась ее американизация главный удар был направлен на культуру автохтонов и их язык. В середине 80-х годов XIX в. пастор Шелдон Джексон, глава пресвитерианской миссии на Аляске и одновременно возглавлявший там федеральный отдел образования, писал, что «не следует использовать никакие книги ни на каких индейских языках... мы должны дать этим старым языкам умереть... и чем скорее тем лучше, заставив учеников во всех школах говорить только по-английски». По его мнению, только американская монолингвиальная цивилизация правильная.

Мы также имеем массу подобных примеров и сегодня, когда за десятилетия планомерной работы внешних сил разрушалась культурная идентичность народонаселения суверенных государств. Воздвигались ложные идеалы, переписывалась история. Не поместившиеся в прокрустово ложе новых парадигм люди подвергались остракизму, репрессиям, поражению в гражданских правах.

Построить такую огромную страну как Россия можно только имея веру и любя Родину, любя ближнего, как самого себя. Россия всегда имела идеалом своим – святость. Главным подвигом была жертва ради ближнего (семьи, села, города и всей страны). Господь к этому нас призывает, говоря: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15,13). Это не означает, что надо идти, и где-то погибать на поле боя. Это говорит, что мы должны посвятить свою жизнь полностью тому делу, к которому призваны. Необходимо дать свои таланты людям, как призывал Христос во вчерашнем евангельском чтении, чтобы приобрести новые, т.е. чтобы наша молодежь восприняла веру и русскую культуру, и полюбила ее.

Для целеполагания, т.е. направления жизни, нужно иметь завершенное мировоззрение. Эту завершенность нашим отцам давала вера во Христа. И сегодня жизненно необходимо обращение к опыту наших отцов, который под изменяющимися одеждами политических режимов и экономических моделей видит единственное историческое земное Отечество, неразрывно связанное с Отечеством Небесным.

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Для выполнения социального заказа по духовно-нравственному образованию молодежи на территории области считаю необходимо, чтобы Министерство образования Калужской Области разработало поправку в Закон «Об образовании в Калужской области», которая закрепила бы духовно-нравственное направление в качестве ключевого в организации развития, воспитания и социализации обучающихся в образовательных организациях области.

Надеюсь, наше плодотворное сотрудничество послужит укреплению нашего общества.

Благодарю за внимание.

Православный календарь