Православные Чтения как феномен современной общественной жизни России
Православные Чтения занимают в общественной жизни современной России особое место. И это хорошее место. Место, где общественная культурная современная среда и православные исторические традиции становятся новым общественно-историческим феноменом развития современной России. Формат Чтений оказался настолько удачным и понятным, что сегодня успешно реализуется на самых разных уровнях – от федерального, где Чтения открывают первые лица государства, до регионального, областного и муниципального, где они также становятся заметным явлением общественной жизни. 17-ые Калужские Богородично-Рождественские образовательные чтения «Вера. Культура. Образование. Цивилизационный выбор России» посвящены самым насущным и актуальным проблемам нашего общества. Это вам не междусобойчик никому не известных людей в рясах и нескольких учительниц внеклассного чтения. Это конференции и выездные заседания, проходящие сразу в десятке городов: Калуге, Боровске, Кирове, Жукове, Малоярославце, Обнинске, Клыково, Балабаново и Полотнянном Заводе. Да, том самом, откуда родом супруга нашего великого поэта Александра Сергеевича Пушкина Наталья Николаевна Гончарова и где сейчас музей ее прославленного, сделавшего много на благо России даровитого дворянского семейства- усадьба Гончаровых. Это докладчики, которые сделают честь любому ток-шоу в прайм-тайм на Федеральных каналах: это протоиерей Алексей Уминский, только что вернувшийся с диспута с режиссером Александром Сокуровым о вере и безверии. Это Василий Давидович Ирзабеков, известный филолог-языковед и писатель, это директор Государственной Публичной Исторической библиотеки Михаил Дмитриевич Афанасьев и многие другие замечательные профессионалы самого высокого уровня. Это десятки круглых столов, это живые диалоги и обсуждения. Это обмен опытом и конкретные программы и рекомендации, проверенные и реализованные в жизнь. Идею любых Чтений любого уровня можно выразить одной простой формулой: «Церковь и современное общество. Церковь и школа. Церковь и армия. Церковь и культура. Церковь и семья». И так далее. Духовно-нравственные ценности и все с ними связанное оказались почти единственным средством спасения против смертельных для общества и страны угроз потерять свою национальную уникальность и самобытность от агрессивной и деструктивной тоталитарной по сути и античеловеческой по содержанию современной западной культуры. Культура, отменяющая понятия отца и матери, занимающаяся сексуальным «просвещением» детей с трехлетнего возраста, пропагандирующая эвтаназию, крайний эгоизм и самые гнусные пороки, может быть остановлена только на уровне личной неприязни и личного осознанного неприятия. Это никакими внешними запретами и установками не остановить. И значит, воспитание современного человека, его духовное образование и просвещение становится государственной и всеобщей задачей, от решения которой зависит будущее нашей страны. И в этом плане Калужской области есть чему радоваться – это один из первых в России регионов, где на основах православной культуры в школах региона воспитаны уже несколько поколений школьников, прошедших обучение от первого до одиннадцатого класса. И как показывает практика и статистика правонарушений и преступлений, в их среде на порядок меньше, чем среди прочих подростков и молодых людей. И в жизни они успешнее и организованнее своих сверстников. Эти дети гораздо более устойчивы и мобильны. Они лучше находят язык с окружающими и лучше умеют разбираться в сложной ситуации. Все это дает практика веры, которую нельзя заменить никакими знаниями и красивыми рассуждениями.
Сегодня Россия стремится не только на уровне деклараций и громких заявлений сделать духовно-нравственные основы, на которых сформировалась Российская империя, естественной средой для развития современного российского общества, а значит, у нашего общества нет иного пути,чем сделать духовно-нравственные традиции естественным и всеобщим достоянием для наших детей и подростков. А значит, Чтения продолжатся.