Крещение Господне
Все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал.3:27)
Сегодня Православная Церковь отпраздновала один из своих великих Праздников - Крещение Господне. Безгрешный Сын Божий установил новое сообщество верующих, вступить в которое можно только после принятия спасительного таинства Крещения.
Для верующих Крещение - это духовное рождение для новой жизни, - жизни со Христом. Погружение в крещальную купель - есть образ умирания для греха и всего, что ненавистно Богу. И сама купель символически обозначает гроб, в котором было погребено тело Спасителя. Выход же из воды - есть образ воскресения со Христом, воскресения для новой жизни. Через это вышеестественное Таинство, духовное рождение, непостижимое даже для бесплотных сил, верующий облекается в нового Адама - Христа, точно также, как при плотском рождении человек облекся в ветхого Адама.
Апостол Павел так определяет смысл Крещения: "Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха" (Рим. 6:3-7). Теперь человек должен умереть для греха и жить для Бога, так как через Крещение получает все возможности для этого, а главное - духовную свободу. Если ранее грех насильственно властвовал в нем, то Крещением у греха отнимается сила и человек уже по своему произволению выбирает путь либо с Богом, либо без Бога.
Крещение обязывает человека жить свято и наделяет его огромной ответственностью. Именно поэтому страшно видеть легкомысленное, формальное отношение некоторых к этому величайшему таинству. Большинство невоцерковленных, но крещенных людей даже близко не понимают какую благодатную силу они приняли в святом Крещении, о котором теперь даже не помнят. Так, что лежит этот бесценный дар под спудом непроглядной тьмы нерадения и служения плоти, а семена бесценных духовных талантов данных человеку в этом таинстве, всю сознательную жизнь попираются и втаптываются в землю забвения.
Теперь человек безответен, так как имел для угождения Богу и праведного образа жизни все средства. Он получил благодать Божию и стал причастником небесных даров, его имя записано в Книги Жизни. Но небрежение и безразличие к трудам по взращиванию этого семени, этой небесной закваски в сердце человека, может изгладить его имя из этой книги и подвергнуть сугубому наказанию, как презрителя и попрателя Божественной милости. Ибо, по слову апостола: "Невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]" (Евр.6:4-6). Для таких было бы лучше вовсе не познавать благость Божию, нежели познавши, отвергнуть.
Пафнутьев-Боровская обитель со всей Церковной Полнотой отпраздновала это знаменательное событие для жизни всей Церкви в целом и каждого христианина в отдельности. По традиции была совершена ночная Божественная Литургия с чином Великого освящения воды на святом источнике. Накануне этого в Крещенский сочельник наместник обители архимандрит Серафим совершил Великое освящение на Боровском подворье Пафнутьева монастыря в храме Покрова Божией Матери. На следующий день после Крещения отец наместник посетил второе подворье обители в городе Калуге, где также совершил чин освящения воды, разделив праздничную радость с отцом Дорофеем, настоятелем подворья.
Сегодняшний праздник должен напоминать всем верующим о тех обетах, которые все мы дали при своем крещении (или наши восприемники за нас). И самое главное - это отречение от сатаны и разнообразного ему служения. Именно для того, чтобы разрушить дела диавола и явился Сын Божий (1Ин.3:8). Теперь мы чада Божии, поскольку усыновлены Богу таинством святого Крещения. Не будем же забывать об этом. Но, напротив, постоянно памятуя о высоком призвании христиан на земле, потрудимся, чтобы сторицею приумножить семена добродетелей данных нам авансом в таинстве святого Крещения.