Поиск по архиву

14 февраля 2014г.

День рождения отца Власия

Сегодня, 8 февраля, дорогому и любимому тысячами людей по всему миру схиархимандриту Власию (Перегонцеву) исполнилось 80 лет. У батюшки уникальный дар: он может найти ключик к сердцу любого человека, независимо от его социального статуса, жизненного опыта и возраста. Неудивительно, что на его юбилей собрались сотни людей как местных, так и из ближнего и дальнего зарубежья (к примеру, были те, кто прилетел даже из Америки).

Многие люди приходили с букетами цветов... Чтобы оценить масштаб происходившего, скажу, что журналистам невозможно было протиснуться сквозь плотные ряды молящихся в соборе, где проходила литургия, чтобы хоть издали увидеть отца Власия и сделать видеорепортаж об этом праздничном событии.

Из-за большого количества народу даже в сам храм было невозможно войти: многие ждали батюшку на улице в течение двух часов, пока шло богослужение. Несмотря на это, у всех ожидавших было радостное настроение, которое, возможно почувствовали даже птицы: такого огромного количества голубей, синхронно взмывающих в небо, я еще не видел. Как сказала одна женщина: смотрите, птицы тоже прилетели поздравить батюшку!



После тожественного богослужения, посвященного 80-летию духовника Свято-Пафнутьевой обители схиархимандрита Власия, в трапезной монастыря состоялось чествование юбиляра.

Первое, что бросилось в глаза при входе в трапезную - это огромное количество гостей, а также празднично и с любовью оформленный зал: из надутых воздушных шаров была сделана надпись «80», на столах стояли большие, красивые торты с такой же надписью. Было видно, что каждый из собравшихся хотел внести свою лепту в общий праздник, как-то послужить друг другу.

После молитвы перед вкушением пищи секретарь Калужской митрополии игумен Мефодий обратился с приветственным словом к присутствующим:

- Хотел бы духовно похвалиться и возрадоваться тому, что мы в монастырях имеем старцев, в которых нуждаемся и к которым тянется народ. И мы духовно радуемся тому, что у нас есть духовники, помогающие людям. Мы благодарим Бога за эти удивительные Его благодеяния.

Где бы мы ни находились: и в ближнем и в дальнем зарубежье, - когда общаемся с народом, и они узнают, что мы из Калуги, то люди сразу говорят нам: «Слышали, что в вашей митрополии есть отец Власий, помогающий многим людям».

Слава Богу, что Боровский монастырь имеет такого наставника и подвижника... Да хранит Вас Господь на многая и благая лета, на радость всем нам!

После этих слов духовенство и миряне пропели дорогому батюшке многолетие...



Зал трапезной, где собралось более четырехсот человек, гудел, как улей: людские голоса перемешивались с аппетитным звяканьем столовых приборов. Звуковой фон в трапезной время от времени затихал, когда звучало дружное «Многая лета» в адрес юбиляра.

Повторюсь: все было приготовлено с душой - чувствовалось, насколько сильно организаторы юбилея старались угодить имениннику и его гостям.

Девочки из детского хора воскресной школы Боровского монастыря, похожие в своих белых воздушных платьицах на ангелочков, тоже поддерживали праздничное настроение своим замечательным пением.

На юбилее присутствовали даже представители княжества Лихтенштейн (страны, граничащей с Австрией на востоке и Швейцарией на западе), которые в торжественной обстановке вручили отцу Власию малую золотую медаль ордена Заслуг Княжества Лихтенштейн.

Праздник шел своим чередом: звучали поздравления, вручались подарки - все, как положено в подобных случаях. Всем было хорошо. Невольно вспоминаются восторженные слова царя и псалмопевца Давида: как хорошо и приятно быть братьям вместе, это как драгоценный елей... (Псалом 132:1-3).

В заключение отмечу: общую мысль всех собравшихся точно выразила игуменья Николая, настоятельница Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря, сказав, что, конечно, отцу Власию будет лучше с Богом, на Небе, но нам он еще нужен на земле...



Проповедь иеромонаха Романа (Кропотова)

Притча о неправедном судье (о вере и постоянстве - 80 лет о.Власия)



В Египте есть гора Дур-Даго. История этой горы связана с жизнью святого Иоакима патриарха Александрийского. «В начале XVI века при султане Селиме в Египте свирепствовала ужасная чума. И один из еврейских врачей распустил слух, что христиане виновны в эпидемии, так как это они опускают крест в воду и тем переносят заразу. Молва дошла до султана, но он уважал патриарха Иоакима за добродетельную жизнь и благоразумие, потому оставил слухи без внимания. Но еврей подговорил верховного визиря и тот повлиял на султана. Патриарх вызван был на суд. Сначала султан вел продолжительную беседу и в подтверждение Евангелия приказал Патриарху передвинуть гору. Патриарх испросил несколько дней для молитвы и вместе с верными христианами постом, бдением и молитвами умилостивил Господа. В назначенное время, при стечении множества людей, Патриарх повелел горе двинуться. К великому ужасу всех гора с грохотом начала передвигаться. Остановленная именем Христовым, она и поныне называется Дурдаго (стань-гора). Враги же приготовили яд и убедили султана приказать патриарху выпить, тоже в подтверждение Евангельских слов. Патриарх Иоаким осенил смертоносную чашу крестом и выпил яд. После сего он ополоснул чашу водой и предложил выпить еврею, султан потребовал того же. Еврей выпил воду и тут же умер. Удивленный виденным, султан приказал обезглавить визиря, а Патриарха удостоил почестей».

Эта история служит отличной демонстрацией живой веры и действенности христианской молитвы. Приближается Великий пост, и Церковь начинает потихоньку готовить нас ко времени поста и молитвы. Накануне одной из подготовительных недель - Недели о мытаре и фарисее, на Литургии положено чтение притчи о неправедном судье и вдовице. И если притчей о мытаре и фарисее Господь хочет научить нас смиренномудрию на молитве, то притчей о неправедном судье Спаситель призывает нас к терпению, вере и постоянству в молитвенном подвиге.

Действительно, терпение и постоянство. Как часто их не хватает нам. Наверно, каждый имеет опыт неисполнения своих молитвенных прошений. Если Господь всемогущ, тогда почему Он медлит, почему не дарует сразу, ведь я прошу полезного, я прошу духовного, возмущается наш нетерпеливый разум! А то, что Господь медлит, это Он сам сказал в притче. И если Он сказал, что будет медлить с исполнением наших прошений, значит на то есть свои причины. И если вдовица смогла умолить того, кто Бога не боится и человек не стыдится, то не тем ли более будет умолен нами Господь Бог, милосердный и человеколюбивый Судья.

Каждый христианин должен понимать, что молитва, это не просто беседа с Богом, высказывание Ему своего наболевшего и требование чего-то. Мы всю жизнь учимся молитве. Молитва — это школа жизни, экзамен, это проверка нашей духовной зрелости. Человек может подвизаться долго и упорно, но именно его молитва покажет в правильном ли направлении он двигался.

Мы называем себя христианами, то есть — Христовыми, но своим нетерпением, своим маловерием огорчаем Бога, показываем, что мы еще не готовы к получению того, о чем просим Его. Всякий раз, когда мы ропщем, когда мы возмущаемся и в нетерпении восклицаем — Да за что мне это?! - мы теряем благодать, теряем опыт, который может быть приобрели в своем терпении. Каждое наше недовольство, это словно открытая дверь в бане нашей души, когда накопленный пар благодати безвозвратно улетучивается наружу. И только вера в Бога и доверие Ему способны сохранить человека от ропота нетерпения.

Любовь и вера — два крыла молитвы, на которых она только и способна оторваться от суетной земли, преодолеть притяжение гордыни и самонадеянности, воспарить сквозь небеса и подняться к Престолу Божию.

Что побуждает человека обращаться к Богу? Именно вера в Него и является отправной точкой в молитве. Именно вера толкает человека к тому, чтобы просить у невидимого Бога помощи и вразумления. Только поверив в Бога, человек делает шаг к Нему навстречу, забывая себя и ища высшего и неведомого. Этот прыжок веры бывает в жизни каждого. Однажды наступает такой момент, когда разум оказывается неспособен понять, а логика теряется в объяснениях. Это словно кризис неверия. Есть такое выражение — кризис веры. Так вот есть и кризис неверия, когда человек оказывается в рациональном тупике, когда все земные законы и правила перестают работать и бывают не в состоянии объяснить вышеестественные вещи. Человек не может понять и должен просто поверить, сделать шаг навстречу неизвестности, навстречу непонятности. Человек должен преодолеть себя и совершить этот прыжок веры, поверить, как говорит апостол Павел, что ожидаемое осуществится, а невидимое верно и реально.

Но вера бывает разной. Новоначальная или догматическая вера помогает только начать молитвенный подвиг. Такую веру еще называют — научающей, когда человек просто соглашается на что-либо. Человек верит, что Бог есть и ищущим Его воздаёт. Но для терпения, для постоянства, которое было у вдовицы, нужно нечто большее. Для постоянства нужна вера сердечная, вера благодатная, которая есть — ясное созерцание Бога в Его делах. Это уже — вера созерцательная. Имея такую веру, человек уже не колеблется, он видит Бога глазами веры и несомненно верует в исполнение просимого. Именно такая вера передвигает горы, иссушает моря, воскрешает мертвых. Только такая вера способствует продолжительной и терпеливой молитве, когда человек препобеждает долготерпение Божие и получает венец за свое терпение. Такой является исполнителем воли Божией, является понимающим промысел и замысел Божий.

Кто из нас хотя бы раз в жизни не пытался понять Бога, сказать Ему, что Он не прав, навязать Ему свои желания и свою волю? Каждый человек грешен этим. Но только проявив долготерпение, терпеливое смирение перед непостижимыми судьбами Всевышнего, мы оказываемся понимающими волю Божию. Вдовица взяла измором того, кому было все равно на суд Божий и мнения людей. Своим постоянством женщина приклонила на милость того, который был сам для себя указ и сам распоряжался судьбами людей, так как являлся судьей. Но не таков праведный Судья. Он всегда истинен и постоянен, нелицеприятен и скор на милость.

Но сподобиться этой милости способен только тот, кто непоколебимо верует в сверхъестественное, верует, что человек не перестает существовать с прекращением работы мозга, верует, что естество и законы вселенной подчинены своему Создателю, что для Бога нет такого понятия, как — невозможно. Мы никогда не сможем быть истинными христианами не имея веры в то, что Господь ближе к нам, чем наше дыхание. Наши молитвы останутся неисполненными, пока мы всем сердцем не ощутим живое присутствие Бога и свое предстояние перед Ним, не ощутим того, что говоря — Господи, Господь каждый раз отвечает: «Я здесь, чадо». Такой живой вере нас должен научить опыт общения с Богом, который начинается с веры новоначальной, с веры в воскресение мертвых, в рождение и вочеловечение Бога, в приснодевство Богоматери, во всемогущество Божие, то есть в то, что не может быть доказано и увидено, но является предметом веры до готовности исповедать это на неправедном суде. Как говорит преподобный Симеон Новый Богослов: «Вера есть то, чтобы быть готову умереть Христа ради за Его заповеди в уверенности, что такая смерть приносит жизнь».

Почему мы слабы, почему мы мечемся от одного к другому, сомневаемся и боимся? Потому что наши сердца, словно паразит, точит маловерие и сомнение. Святые были сильны и мужественны. Они были духовными львами, которые не боялись ничего и никогда не колебались, так как вера в Бога давала им силы, давала знание и уверенность в правильности их действий и истинности их пути. Но мы боимся всего: мы сомневаемся в своих делах, ропщем на обстоятельства и трепещем последствий. Часто мы даже боимся признаться себе в своей трусости, переваливаем ответственность на духовников и боимся принимать решения, которые обязаны принимать самостоятельно. И причина всему — слабость веры.

Но тот факт, что все мы сегодня здесь говорит о том, что доброе начало положено, мы верим Евангелию и потому сегодня мы в храме. Вера объединяет нас, делает одной большой семьей во главе с общим небесным Отцом, который дал нам жизнь, снабдил законами, чтобы жили по ним, вложил в нас совесть, чтобы регулировала исполнение этих законов, принес Себя в жертву, даровал прощение грехов, одним словом - сделал все ради нашего спасения и теперь ждет от нас ответных действий, ждет от нас самоотдачи и самопожертвования.

Однако, существует мнение, что в наше время нет подвигов. Отчасти это утверждение верно — оскудение преподобных привело и к оскудению духовного рассуждение, которое является душой православной аскезы. Потому чрезмерность подвигов видоизменилась: отпала нужда в столпничестве и юродстве, сверхъестественном посте и многом другом, чем сияли древние отцы и о чем мы читаем теперь с удивлением и глубоким благоговением.

Но есть один подвиг, актуальность которого никогда не иссякнет. Это подвиг веры! Непросто сохранить верность среди возгласов кощунства и иронии, богохульства и клеветы, когда святыни оскверняются, Церковь и Патриарх находятся под перекрестным огнем нападок тех, которые только ищут повода в любых действиях и словах представителей Церкви.

Этот подвиг начинается в сердце с самого малого — с исполнения обыденных вещей, соблюдения правила, постоянства в исполнении заповедей и вообще хранении своей совести во всем, даже в самом малом. Именно этот подвиг рождает на свет духовных богатырей, способных понести немощи других.

И сегодня промыслом Божьим мы имеем возможность отпраздновать круглую дату со дня рождения одного из таких богатырей, ставшего духовным лидером для многих людей со всего света. Схиархимандрит Власий — это личность, которую знают во всем мире. Как хорошо заметил убиенный иеромонах Василий, хотим мы или не хотим, но прославляет нас Господь. Именно так и бывает с праведниками, положившими свою жизнь на алтарь служения людям. Слава идет за ними и предваряет их, они стяжали мирный дух и тысячи вокруг них находят ответы и разрешения своих насущных проблем. Отец Власий один из таких самоотверженных людей, для которого свои собственные интересы стали на второй план, который раскрыл свое сердце для многих и впустил их в него.

Псалмопевец говорит: «Дней нашей жизни 70 лет, а при большей силе 80» (Пс.89:10). 80 лет это приличный земной срок, и не каждый из нас доживет до него. Мы видим, что Господь даровал отцу Власию силы, чтобы прожить эти 80 лет. И прожить их не для себя, а для нас. Он несет нас и терпит нас, он молится о нас и не требует ничего взамен. И я прошу всех, кому он не безразличен, кому он дорог — усилить свои молитвы о нем, умолить Господа, чтобы сохранил его еще ради нас немощных и слепых, способных невозвратно заблудиться в дремучей чаще своих страстей. Господь знает наши нужды и немощи. И если есть Его святая воля, то чтобы Он оставил нам нашего отца, дабы взирая на его пример и имея залогом его дерзновенные молитвы, мы могли преуспевать и возрастать от силы в силу, приобщаясь его опыту, который он приобрел потом и кровью.

Пусть же образ евангельской вдовы будет нам напоминанием в постоянстве нашего молитвенного поприща. И если вода точит камень, то тем более воды слез кающейся души способны размягчить долготерпение Божие и распахнуть двери Его человеколюбия, сподобляя нас неизреченных благ в Царствии Небесном. Аминь.

Галерея (11)

Другие материалы
29 апреля 2024 года
В Пафнутиевом монастыре совершен иноческий постриг
28 апреля 2024 года
Цветоносная Неделя в Пафнутиевом монастыре
7 апреля 2024 года
Благовещение и Крестопоклонная Неделя в Пафнутиевом монастыре
31 марта 2024 года
В воскресенье вечером в Пафнутиевом монастыре был совершен чин Пассии
29 марта 2024 года
В Пафнутиевом Боровском монастыре совершен монашеский постриг
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь можно заказать ночлег Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.