Газета "Вестник" №21 - 2010 г.

Святой Дух и Соборность Церкви

Статья протоиерея Думитру Станилоэ из сборника Богословие и Церковь». Публикуется в сокращении.

 

(Продолжение. Начало в №17, 19)

 

Святой Дух и

Церковь в учении святых отцов

 

Благодаря присутствию и активности всего организма в каждом из своих членов, они «и тогда, когда, по-видимому, разделены между собою, на самом деле тесно соединены, так что с повреждением одного повреждается и другой. Смотри: пусть будут у кого-нибудь глаза светлые, ланиты улыбающиеся, уста розовые, нос прямой, брови стройные; но, если повредишь что-нибудь из этого, то исказишь общую красоту всего; все будет безобразным, и казавшееся прежде прекрасным представится отвратительным» (Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Первое послание апостола Павла к Коринфянам. Беседа 30).

Таким же точно образом нераздельны и функции членов: факт, показывающий, что специальная функция каждого члена совпадает с функцией целого, с общей функцией единого организма и, в некотором смысле, также с функциями всех других членов по причине того, что она поддерживает их собственные функции. «Если обратишь внимание на деятельность членов, то увидишь то же самое; отними один палец, и увидишь, что и прочие будут менее деятельны и не так будут исполнять свое назначение. Если же повреждение одного члена есть общее безобразие и сохранение одного есть общая красота, то не будем превозноситься и завидовать ближним. Важный член бывает красив и благообразен чрез член маловажный, и глаз украшается бровями; посему тот идет против самого себя, кто идет против брата; потому что вредит не только ему, но не мало и себе самому... Подобие тела приложим к Церкви, и будем пещись о всех, как о собственных членах» (там же). В другом месте Златоуст говорит о точно такой же взаимозависимости или согласованности различных членов: «Опять, когда болят глаза, тогда и все члены страждут, все впадают в бездействие, ноги не ходят, руки не действуют, чрево не принимает обыкновенной пищи, хотя болезнь в глазах. Почему тогда ты умащаешь чрево? Почему покрываешь ноги? Почему обвязываешь руки? Потому, что они находятся в связи с глазами, и все тело невыразимо страждет вместе с ними. Если бы они не страдали вместе, то не нужно было бы и общего о них попечения... Справедливо и обратное: увенчавается голова, и весь человек прославляется; говорят уста - и глаза блестят радостью и весельем, хотя хвала не глазам, а языку» (там же).

Истолковав таким образом слова ап. Павла: «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены» (Кор.12: 26), Златоуст делает упор на общем элементе, который опытно известен всем членам. «Для того, говорит, Бог установил взаимное попечение друг о друге, устроив единство в таком разнообразии, чтобы и все случающееся было общим для всех. Если от попечения о ближнем зависит спасение всех, то необходимо и слава и скорбь делаются общими для всех. Таким образом, апостол предлагает здесь три заповеди: не разделяться, но быть в тесном единении, иметь равное попечение друг о друге, считать все случающееся общим» (там же).

Из этих нескольких строк св. Иоанна Златоуста нам следует удержать основную идею о присутствии и действии всего организма в каждом члене. Целое в настоящем контексте есть Церковь. Через Церковь каждый член выполняет свою собственную задачу, но таким образом, что она становится одновременно и общей задачей - деятельностью Церкви на благо Церкви. То, что придает Церкви этот характер «цельности», есть Дух Святой, потому что при последнем анализе Он является Тем, Кто сообщает различные дары, и поэтому направляет их на службу целому, делая  их общими дарами на благо целому. «Дары различны, но Дух один и тот же» (1Кор.12: 4). Дух один и тот же; Он всецело пребывает во всей Церкви и всецело в каждом из ее членов.

Так как Дух присутствует в каждом верующем и как таковой есть сила, удерживающая всех в единстве, то мы можем сказать, что все верующие пребывают в Нем. В этом смысле Дух уподобляется некоей духовной «среде», в которой все собираются вместе, или мосту, всех соединяющему. Св. Василий говорит: «Дух нередко называется как бы местом освящаемых» (Св. Василий Великий. "О Святом Духе") и, несомненно, Он является животворящим флюидом, «местом» или атмосферой, в которой и по причине которой все те, кто составляет Церковь, живут и действуют духовно...

Эта живая связь осуществляется в Духе Святом, потому что Сам Он есть живой Дух. Он есть Жизнь и Податель жизни двоим (или более чем двоим), встретившимся в Нем, при единственном условии, что они воистину в Нем встречаются. Один не может войти в эту среду, потому что она находится между двумя или более, и никогда не ограничивается пределами единичности одного.

В то же самое время Святой Дух есть Личность между двоими. Он - Личность, которая поддерживает отношения, а не просто безличностная среда. Возможно, что именно потому, что Он является Личностью, поддерживающей отношения, Он - Личность, которая дарует жизнь, так как личность пребывает живой всегда и только «внутри  взаимоотношений». Ни при каких обстоятельствах нельзя обладать Духом Святым в самоизоляции. Следовательно, Дух подает Себя в Новозаветной Церкви так же, как Он делал это и в Церкви Ветхозаветной, то есть, главным образом в целях служения общине. Он даруется ради священнического служения. Даже те дары Его, которые подаются в Таинстве Крещения, предназначены для общего священства, для укрепления служения. Спаситель подает Духа всем вместе апостолам (Ин. 20:22); в день Пятидесятницы Дух Святой сошел на всех апостолов, пребывающих вместе; в свою очередь, апостолы, по крайней мере, двое из них вместе сообщили Духа крестившимся (Деян. 8:14-17); и даже до сегодняшнего дня елей, которым помазываются получающие дары Святого Духа, освящается несколькими епископами, представляющими собою всю Церковь.

Мы все имеем в себе импульс, побуждающий нас выходить за пределы своей самости и быть в другом, однако, не растворяясь в другом и не растворяя другого в себе. Только грех имеет тенденцию растворять других внутри нашего собственного «я», уничтожая их. Поскольку все мы желаем пребывать «между» собой и другим, все мы, несовершенным пока образом, действительно находимся между собой и другим.

Святой Дух обладает этим свойством в наивысшей и совершеннейшей степени. Он собирает в Себе и того, и другого. Он находится между тем и другим, но как нечто большее, чем просто стремление их друг к другу: Он есть живая реальность. Поэтому Тот, Кто «вся исполняяй», есть также исполняющий наше стремление к общению. В Нем мы воистину обретаем положение «между» собой и другим. Он является средоточием между нами, средой, в которой мы реально преодолеваем свою природную ограниченность. Это свойство Святого Духа прежде всего является очевидностью внутренней жизни Пресвятой Троицы. Он постоянно исходит или изливается от Отца к Сыну и воссиявает на Отца от Сына, в Котором Он упокоевается. Он не исходит также и от Сына, потому что вечно пребывает между Отцом и Сыном. Он не исходит за пределы Сына, потому что Он не имеет места для движения далее Сына. И от Сына к Отцу Дух также не может исходить, потому что в Их взаимоотношениях Отец должен сохранять неизменной Свою позицию Отца, а Сын - Свою позицию Сына.

Как раз потому, что Дух не исходит «также и от Сына», или за пределы Сына, но служит связью между Отцом и Сыном, Он собирает нас всех воедино в Сыне, лицо Которого всегда обращено к Отцу. Свое общение с нами и наше общение друг с другом Он осуществляет не вне Сына и Троицы.

Через Духа мы, соединенные в Сыне, обретаем сыновнее отношение к Отцу, не в том же точно смысле, разумеется, как природные сыны, рожденные Отцом, но в смысле сынов, усыновленных через Духа, или, что означает то же самое, мы собираемся воедино под тем же самым преосеняющем крылом Духа, в Котором и через Которого Сын также соединяется с Отцом. И теперь мы связаны друг с другом как братья, и Иисус Христос - Брат нам всем между нами.

Спаситель говорит: «Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20). Он «посреди» двоих или троих (или более) во Святом Духе. Дух - это своего рода «середина», «среда» для верующих. Именно в этом смысле священник говорит за Божественной Литургией «Христос посреди нас». Когда Христос находится посреди верующих со Своим Духом, Он находится в среде, не изолированной от человеческого существования; более того, для Христа быть «посреди» верующих значит находиться в среде, которая наподобие моста, простирающегося между ними, соединяет их воедино.

Поэтому в Православии Церковь не рассматривается исключительно только с христологической точки зрения: Церковь является Телом Христовым только потому, что один и тот же Дух Сына соединяет всех Ее членов во Христе как Его братьев и как братьев друг другу, тем самым, поставляя их всех вместе в единое сыновнее отношение к Отцу.

 

 

Материал подготовил

инок Максим (Смирнов)

 

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.