Газета "Вестник" №10-2012

Полон верой и любовью...

Эта пушкинская строка дала название документальному фильму об одном из многочисленных потомков А.С. Пушкина, живущих заграницей - Николае Васильевиче Солдатёнкове.

Предыстория создания фильма удивительным образом связана с Боровском. В 2004 году в Боровск на юбилей художника Игоря Алексеевича Солдатенкова приехал из Франции православный протоиерей Николай Васильевич Солдатёнков - в поисках родства с боровским 35_1_300однофамильцем. Как выяснилось потом, родственных связей у них не оказалось, но Николай Васильевич и Игорь Алексеевич сдружились. На этой встрече Николай Васильевич познакомился с боровской художницей Инессой Данелия, которая, рассказывая о достопримечательностях Боровска, сопровождала его в Пафнутьев монастырь. Здесь у художницы и возникла идея создания фильма об этом удивительном человеке. Затем были долгие поиски режиссера и сценариста. Ими стали известный режиссер телеканала «Культура» Галина Александровна Самойлова и ведущий российский пушкинист Лариса Андреевна Черкашина. Так, при поддержке телеканала, и был создан этот фильм.

 ...Николай Васильевич Солдатёнков, потомок А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, родился в семье русских эмигрантов в Париже в 1938 году. В его паспорте в графе «гражданство» значится - француз. Но Россия стала духовной родиной Николая Васильевича.

 Впервые Н.В. Солдатёнков попал в Россию в 1966 году. Тогда же совершил первое в своей жизни паломничество в Троице-Сергиеву лавру. Там приложился к мощам преподобного Сергия, и в душе произошел перелом. В Париж он вернулся другим человеком... Он начал петь в храме. В 1977 году был рукоположен в дьяконы, а через год получил свой первый приход в храме в честь преподобного Серафима Саровского в Париже.

 Думается, что тяга Николая Васильевича к духовной жизни появилась не случайно, ведь в его родословной - двенадцать святых Русской Православной Церкви. Однако из всех многочисленных потомков А.С. Пушкина он один избрал путь священника.

 Н.В. Солдатёнков - представитель древнейшего и славного пушкинского рода, берущего свое начало от Рюрика. Родословная ветвь Николая Васильевича произрастает от старшего сына Пушкина - Александра Александровича, полковника-гусара, отличившегося в сражениях в Болгарии. Дочь Александра - Мария, внучка поэта, в 1881 году вышла замуж за молодого офицера Николая Владимировича Быкова, героя русско-турецкой войны. Николай Быков приходился родным племянником Николаю Васильевичу Гоголю. Так два великих рода - Пушкина и Гоголя - соединились родственными узами в своих потомках.

 Одна из дочерей Николая и Марии - Елизавета в 1912 году стала женой Владимира Андреевича Савицкого, владельца нескольких имений в Киевской и Полтавской губерниях. Через пять лет грянула революция, и семье пришлось покинуть Россию. Во Франции, куда эмигрировали Савицкие, на их долю выпало много испытаний. В 1937 году младшая дочь Савицких Анастасия Владимировна обвенчалась в Париже с потомком славного купеческого рода Василием Кузьмичом Солдатёнковым. В 1938 году у них родился сын Николай.

 Сейчас отец Николай живет в небольшом городке Семюр-ан-Оксуа в Бургундии. Сам он - дед десяти внуков. Но, помимо родных детей и внуков, есть у отца Николая и духовные чада - маленькие пациенты одной московской детской больницы. Печется о них Николай Васильевич, как о родных: не только лекарства и все необходимое получают страждущие детишки, но и слова утешения. Так, будучи потомком славного купеческого рода Солдатёнковых, Николай Васильевич не забывает дел благотворительности. Ведь его дед, «Почетный Гражданин и Кавалер, Московской 1-й гильдии Купец» Козьма Солдатёнков все свои главные богатства завещал России. На его капиталы построены в Москве больницы и богадельни. Самая известная из них - Солдатёнковская больница (ныне - Боткинская). Попечением купца возводились храмы, в том числе церковь Знамения Божией Матери в Кунцеве. Им были приобретены лучшие картины для Третьяковской галереи, финансировалось издание книг. Современники называли Козьму Терентьевича «атлантом российской культуры». Огромная личная библиотека - 8 тысяч книг и 15 тысяч журналов - завещана купцом Румянцевскому музею.

 Хранятся в доме Николая Васильевича семейные реликвии. Самая большая - золотой напрестольный крест работы Фаберже. Крест был заказан ювелиру в честь чудесного спасения деда Николая Васильевича - Козьмы Васильевича, флотского офицера, участника Цусимского сражения на крейсере «Олег». Этот крест стал памятным вкладом моряка в храм Христа Спасителя в Санкт-Петербурге -  «Спас на водах». В 30-е годы храм был снесен, все церковные ценности пущены «с молотка», в том числе и этот золотой крест. Чудесным промыслом Божиим памятный храмовый крест вернулся к отцу Николаю. По словам самого батюшки, он является лишь хранителем реликвии. Как только Цусимский храм  «Спас на водах»  будет восстановлен, Николай Васильевич обещает передать напрестольный крест церкви. А пока в маленьком храме городка Семюр-ан-Оксуа каждый год в день памяти Цусимского сражения отец Николай служит панихиду по погибшим морякам с этим золотым крестом.

 Теперь Николай Васильевич имеет и второе - российское гражданство. Не будучи богатым человеком, занимается благотворительностью, продолжая славные традиции русских меценатов.

 Один лишь завет своего великого прапрапрадеда - не писать стихов - Николай Васильевич нарушил. При первом посещении дома на Мойке в Санкт-Петербурге, где умер поэт, у Николая Васильевича родились стихи о Пушкине... Правда, стихи на французском языке, которым, как известно, сам Александр Сергеевич владел в совершенстве.

 Сейчас, в дни Сретенского кинофестиваля, приезда отца Николая ждали на Боровской земле. Лишь непреодолимые обстоятельства не позволили Николаю Васильевичу посетить историческую родину в очередной раз. Если будет на то воля Божья, батюшка намеревается приехать к нам в июне, на празднование юбилея А.С. Пушкина.

Ника Веденева

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.