Газета "Вестник" №48-2012
Заикание. Православный подход.
Сергей Александрович, ставя во главу угла воцерковление, считал, что церковнославянский язык содержит синтагмы, способные «излечивать» от заикания. Опытным путем профессор Рачинский убедился в том, что хорошо поставленное церковно-славянское чтение Псалтири (а в то время детей учили читать именно по Псалтири), убирает запинки в речи, делает ее плавной и свободной. Таким образом, он первый предложил использовать чтение на церковнославянском языке как способ избавления от заикания, отказавшись от привычных в то время методов логопедии: работы с зеркалом, проговаривания и т.д.
Прошло больше ста лет... И вот три года назад в Камчатской епархии при Свято-Пантелеимоновом мужском монастыре открыли Центр церковной реабилитации заикающихся, который работает по методике профессора Рачинского. Центр был создан по благословению правящего архиерея и инициативе иеромонаха Иоанна (Заяц), которой сам в прошлом заикался, но Господь его чудным образом исцелил (когда он нес послушание в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре). Естественно, что отец Иоанн, ощутив на себе всю тяжесть и мучительность логоневроза, хочет помочь всем, кто страдает этим недугом. Разговаривая с батюшкой по телефону около двух часов, никогда бы не подумал, что раньше, с трехлетнего возраста, он сильно заикался! Яко благ господь, яко в век милость Его.
В Центре отцу Иоанну помогают семь сотрудников (православных логопедов, дефектологов, педагогов и психологов). По словам отца Иоанна, их метод избавления от заикания основан на православной антропологии и заключается в восстановлении естественной иерархии человеческого существа, когда тело закономерно подчиняется душе, душа - духу, а дух, соответственно, Богу. Речь, в рамках таких представлений, является даром Божиим. И в продуцировании речи участвуют не только тело и душа, но и дух. Человек - существо целостное, и в нем переплетено и телесное, и душевное, и духовное. Говорит весь человек, все его человеческое существо. Звук воспроизводится с помощью тела, но телом управляет душа, а душой - дух. Если эта иерархия выстроена правильно, то человек получает свободу во владении своей речью. На Камчатке есть несколько священников, которые до рукоположения заикались, но со временем их речь восстановилась в силу их священнического служения, требующего максимального обращения к Богу. Всецелое устремление человека к Богу помогает верующему выстроить ту самую иерархию, при которой дух - высшее начало, производящее речь, - владеет «инструментом»: телом, устами, дыхательным аппаратом. Например, иерей Василий Гросс был рукоположен достаточно молодым. На глазах у верующих всего города медленно происходило исправление его речи, прихожане сопереживали и радовались за священника. Наконец, он стал проповедовать совершенно свободно и плавно. Более того, если у некоторых православных еще и сохраняются небольшие речевые запинки, то это уже не оказывает на верующих людей психотравмирующего влияния.
В камчатском Центре церковной реабилитации заикающихся уверены, что, уповая на Божию помощь и опираясь на церковно-славянский язык, службы, на богослужебные тексты, можно бороться с заиканием.
По мнению отца Иоанна, наиболее продуктивным способом церковной реабилитации заикающихся представляется путь извлечения страждущего из привычного круговорота жизни: помещение его в "санаторий" - православный монастырь - и пребывание в нем достаточно долгое время. Используя терминологию Н.П. Бехтеревой, это должно привести к "дестабилизации устойчивого патологического состояния". В данном случае происходит выработка новых речедвигательных комплексов, направленных от адресанта к адресату (молитва как обращение к Богу и святым), и перенесение этих навыков на бытовую почву, вхождение в древнюю просодическую систему, обретение нового интонирования с другими семантическими ударениями (см. проф. Прохватилова О. А. «Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи» http://www.portal-slovo.ru/philology/37453.php).
А значит, необходимым условием успешности работы с заикающимися является погружение их в православную среду, воцерковление. Несомненно важным для реабилитантов является понимание того, что по мере обретения ими опыта духовно-нравственной жизни улучшается и звучащая речь.
Практическая часть воскресных занятий в Центре состоит из упражнений: чтение вслух Псалтири и других священных текстов нараспев, хоровое пение, молитва. Приглашаемые на занятия специалисты (психологи, логопеды, актеры, психотерапевты) помогают преодолевать психологические барьеры замкнутости и страха. Важной частью занятий являются духовные беседы, в которых раскрываются основные положения святоотеческого учения о человеке. Обязательным считается участие в церковных таинствах - исповеди, причастии, соборовании. Важным компонентом в ходе занятий является воспитание послушания. Оно интегрирует человека в Церковь, выводит его за границы человеческой природы, дает навык преодоления самости, подчинения своей воли. Послушание - это практическое упражнение по выстраиванию иерархии, когда дух человека переходит в состояние послушания Богу. Подчиняя свою волю Богу, страдающий заиканием человек закономерно получает себе в подчинение лежащие на более низком иерархическом уровне душу и тело. Следовательно, овладение свободной речью является закономерным результатом духовно-ориентированного подхода в преодолении логоневроза.
Таким образом, сотрудниками Центра предпринята попытка воссоздания и современной интерпретации существовавшего в Православной церкви опыта помощи людям, страдающим заиканием. Новизна их опыта в том, что методика С.А. Рачинского применяется ими в новых условиях: участники занятий - взрослые люди, и речевая коррекция происходит в процессе их воцерковления.
По словам отца Иоанна, можно констатировать положительную динамику процесса формирования плавной речи у тех, кто занимается в его группе: они уже свободно наизусть и по книге читают как церковную, так и художественную литературу, при этом в спонтанной речи иногда наблюдаются запинки.
Новизна данного подхода к решению вопроса оказания практической помощи лицам, страдающим заиканием, состоит в том, что, повторюсь, в его основании - православная антропология с идеей трехчастного строения человека и иерархического соподчинения духа, души и тела. А восстановление иерархии соподчинения - главное условие коррекции речевого дефекта.
Практический эффект применения методики С.А. Рачинского заключается в значительном уменьшении запинок в речи заикающегося и положительном изменении его психологического состояния. Часто это проявляется в исчезновении самого логоневроза.
Внесение духовного компонента как приоритетного для решения рассматриваемой проблемы, включение человека в процесс воцерковления и принятие им правил церковной жизни является главным принципом церковной реабилитации заикания.
В заключение, еще хорошая новость: 14 декабря 2012 года состоится первая краевая научно-практическая конференция «Православный подход к проблеме заикания». Это первая конференция такого рода на канонической территории Русской Православной Церкви.
Андрей Сигутин