Газета "Вестник" №2 - 2014 г.

Это трудное дело - победа

В далеком царстве­государстве жил маленький царевич. Он был сиротой, потерял родителей, когда ему было три года. Воспитывать его стали учителя неправедные. Они нахальством, обманом и подкупом захватили власть. И очень были обеспокоены тем, как  остаться здесь надолго. Но  не просто остаться, а владеть всеми богатствами царства­государства. Долго продумывали  они, как осуществить свой план и не повторить когда­то совершенных ошибок. Решили -царевича­малыша оставить у власти  с тем, чтобы убедить народ: на престоле - законная власть. Затем уничтожить всех, кто окружал  мальчика раньше. И стали воспитывать царевича так, чтобы  он остался навсегда в их подчинении. Постепенно, сначала осторожно, а затем открыто обогащались: стали носить только  золотые одежды и  поселились в мраморных дворцах. Были уверены, что они  самые умные и прозорливые. В упоении  своими успехами  продолжали богопротивное обучение царевича. Отучили мальчика ходить в храм, хотя  покойная матушка­царица всегда брала в храм с собой маленького сыночка. В храме ему все нравилось, там так красиво, родители показывали ему ангелов и святых на иконах, рассказывали, что сверху на них смотрит Бог, и его нельзя огорчать шалостями и глупостями. Малыш, запрокидывая голову, смотрел высоко  вверх и видел там, на своде купола, Бога, сияющего в солнечных лучах. Матушка говорила, что Господь любит его, и сердце малыша переполнялось радостью, ему очень хотелось, чтобы Господь погладил его по голове. Однако теперь учителя неправедные сказали, что ходить в храм - это пустая трата времени, что никакого Иисуса Христа нет, и вообще вера -отрава для народа. Сначала мальчик очень переживал, что больше, оказывается, нет Бога, который любит его и которого он сам полюбил всем сердцем. Он плакал по ночам, переживая потерю. Но потом смирился и привык. Однако наставники­атеисты на этом не успокоились. Очень скоро по их распоряжению разобрали не только великолепный храм радом с царским дворцом, но и все другие храмы в столичном граде. Осталась одна маленькая церквушечка  где­то на окраине. Учителя неправедные решили, что храм крошечный, народ в нем  просто не поместится, а священник там слишком стар, чтобы на что­то повлиять. Царевич туда не дойдет,  а кто  против воли учителей его туда повезет? 

Все как будто и устроилось, трудиться учителя особенно не стремились, сложностей для себя избегали, поэтому решили еще более широко  учить царевича   беззаконию. Давно известно, что человек проще всего и быстрее  усваивает плохое,  так ведь легче - себя преодолевать не надо. Вот и стали учить царевича так,  чтобы он думал, что прекрасно только безобразие, что безнравственный поступок  является нормой, что жить надо только для собственного удовольствия: «Не хочешь учиться - и не надо, гуляй себе где хочется. Не хочешь думать о будущем своей страны - еще лучше. Думай лишь о том, чтобы у тебя было больше золота. Зачем себя так обременять и думать  думы трудные? Лучше поручи это нам. А мы для тебя, так и быть, собой «пожертвуем».

Время шло, мальчик рос. И все изощреннее становилось «обучение наоборот». Учителя неправедные наглядно показали, как весело проводить время на пирах, на охоте, на балах. Это гораздо интересней, чем  сидеть на каких­то уроках. Как хорошо, взглянув грозно или топнув ногой, заставить трепетать непокорных. Ведь вся власть у тебя,  захочешь  - не только в опалу отправишь и разоришь, но можешь казнить надоедливых и недовольных новыми порядками в царстве­государстве. Эти мудрецы внушали будущему властителю, что самое прекрасное - быть абсолютно свободным от любых законов, правил и обязательств. В этом, де, широта твоей души и сила личности.

Дальше - больше. Научили лжеучителя царевича, как держать подданных в постоянном страхе,  называли это политикой всеобщего террора. Например, можно устроить показательные массовые казни, а можно натравить людей друг на друга, возвысив одних и унизив других. Можно разрешить кому­нибудь безнаказанно убивать или воровать, а потом - перевести недовольство подданных на этих злодеев. Вот и будет холопам  занятие, а на самом деле  - отвлечение от мыслей бунтовать против его, царевичевой, власти. «Мы тебе подскажем, кого миловать и кому все разрешать», - шептали «учителя» царевичу на ушко. Учителя­мучители стали заключать в тюрьму всех, кто возмущался   реформированным методом «обучения» царевича и новыми грабительскими порядками, воцарившемся в царстве­государстве.

Потом, повзрослев, стал царевич царем, и пришла ему пора жениться. Начал он заглядываться на хорошенькие  белые личики, стройные ножки, золотые косы, сапфировые глаза­озера. О, как всполошились учителя неправедные! Ах, так он вопреки их учению предпочитает красоту?! Ну уж нет, этому не бывать! И привезли ему на выбор сразу несколько шемаханских цариц. «Вот тебе - свобода, выбирай любую, но только свободно,  только из этих». Всполошились так, что срочно собрали симпозиум, как сделать, чтобы и здесь все было по их воле. А то, кажется, молодец выходит из­под контроля, задумал выбирать жену по своему вкусу.  Совещались долго, но недаром были они не столько мудрецами, сколько поднаторевшими в долгих неправдах хитрецами. Вошли они  в покои  молодого царя и сказали: «Ну, огорчил ты нас! Никак мы от тебя не ожидали такого конфуза, чтобы ты - царь, поступил так шаблонно, неоригинально, чтобы в столь важном  вопросе  оказался жертвой предрассудков, рабом несвободы. Да ты что! Именно сейчас ты должен проявить всю свою неординарность, все свое превосходство в широте взглядов и души!» Молодой царь удивился и сконфузился: действительно, по шаблону, как все, невесту ищет. Но он  - царь! Он не должен поступать  как все. Покраснел, смутившись, и обратился к учителям: «А как же мне быть? Как стать оригинальным и свободным от предрассудков?» Они ему отвечают: «Именно для этого, Ваше Величество, у тебя есть мы, чтобы не дать тебе опозориться и поступить, как простолюдин. Ты должен объявить  смотр или, лучше сказать, кастинг. И выбрать  невесту самую... безобразную, да и нравом не очень строгую. Вот это - свобода, вот это необычно, вот это - для аристократов духа!»  Очень расстроился неопытный  молодой царь, но делать нечего, не может же он так банально жениться на красавице. Все «учителя» смотрят на него  свысока, с сожалением и  усмехаются. Пошел он к шемаханским царицам. А они все одинаковые: лицом темные, волосы черные, жесткие, как щетка, носы длинные, крючком, да и «фигурами не вышли». Ведут себя развязно, точно, как сказал Пушкин: все «хи­хи да ха­ха­ха, не боятся знать греха». Одеты так, будто наполовину голые, все время пританцовывают как то неприлично и, кружась вокруг царевича, все поют: «Американ бой!». Ужаснулся царевич, но привычно  не мог ослушаться «учителей». Зажмурил глаза и ткнул пальцем в первую попавшуюся.  «Случайно» она оказалась  дочерью «главного» учителя. Он  очень довольно потирал руки:  «Пристроил­таки доченьку на хлебное место!»

А потом начался настоящий ад. Невеста  безостановочно ныла, что царь должен жениться немедленно. Чего ждать? И заглядывала ему в глаза, и гладила руку, и все пыталась его обнять покрепче. Впрочем, так же она заигрывала с любым более или менее симпатичным мужчиной из его челяди. Ужас застыл в глазах молодого человека,  ему казалось, что  нет ничего хуже его  положения.  И не только в невесте дело, все было как­то неправильно. Он мучительно искал выход. И однажды бессонной ночью вспомнил, как его добрая нянюшка рассказывала ему о вековом обычае, без соблюдения которого никто не считал царский брак законным. Нельзя было даже подумать о таком важном событии, а  для царя особенно, на которое не было бы получено благословение Божие. Няня вспоминала о венчании в  церкви его родителей: как прекрасна была матушка в алмазном венце,  как был уверен в своем счастье батюшка.

Счастлив был и народ, считая, что такая счастливая и прекрасная семья Помазанника Божьего принесет им  справедливое и мирное житье. Царевич вскочил и не мог больше уснуть, понимая, что получил божественный совет. Вот как надо поступить. Господь спасет!

Утром он вызвал своих мучителей и сообщил им свою волю. Трудно представить, что тут началось, но царь воспользовался их же советом - глянул грозно, топнул ногой и сказал: «Будет только по­моему - венчаться, а на все остальное - воля Божья!»

Учителя неправедные поняли, что могут потерять все и решили сменить тактику - отступить, взяв время на придумывание новых козней. А утром все поехали в храм.

Конечно, старец­священник в стареньком храме, который чудом уцелел, сказал, что  царская невеста, прежде всего, должна принять святое Крещение и перейти в веру православную, иначе она не может быть царицей их царства­государства. Услышав такое, девица опрометью бросилась вон из храма, за нею бросились «учителя», но не догнали. Куда там, она бежала быстрее лошади.

Долго после этого говорил старец с молодым царем, который понял, что всем сердцем ждет возвращения в лоно церкви, и  впервые ощутил свою ответственность перед народом своим, перед Богом. Понял, как много он должен обдумать, как  все изменить,  чтобы жить в соединении с Богом, с Богом в сердце, как жить по воле Господа, чтобы  в решении самых трудных проблем государства иметь счастье получить божественный совет. Теперь он один, верхом, ездил к старцу. Дорогой думал, как все исправить. Тяжелые думы буквально наваливались на него, под этой тяжестью молодой царь низко, низко опускал голову. Но после исповеди у священника он был уверен, что все исправить необходимо. И что он сможет это сделать. И вихрем мчался во дворец, высоко подняв карающий меч. Он был готов  победить или умереть.

А вот конец сказки я предлагаю придумать самим читателям. Получится ли жить  молодому царю по  его прозрению и озарению или по грехам его победят темные силы?   Но одну подсказку все же дам: само Рождество Спасителя  свидетельствует о том, что победит правда.

Алла Тагиева

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.