Газета "Вестник" №17 - 2014 г.

Лицей "Держава"

Лицей "Держава"

 7 апреля, в день большого церковного праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, митрополит Калужский и Боровский Климент с культурно­просветительским визитом посетил лицей «Держава». По сути, это было историческим событием для нашего города, так как подобная встреча в светском школьном учреждении произошла впервые. Неудивительно, что владыку Климента встречала не только вся администрация лицея «Держава» во главе с Оксаной Николаевной  Копыловой, но и Тамара Викторовна Анохина, член Координационного совета по духовно­нравственному воспитанию детей и молодежи при Правительстве Калужской области, научный редактор издательства Свято­Пафнутьева монастыря, представители Администрации города Обнинска: вице­мэр по социальным вопросам Татьяна Сергеевна Попова, начальник Управления общего образования Татьяна Валерьевна Волнистова, начальник Управления культуры и молодежной политики Ирина Николаевна Фалеева, депутат Обнинского городского Собрания Александр Юрьевич Силуянов и председатель Совета учреждения Павел Михайлович Решетник.

Как и положено, митрополита Климента и других почетных гостей встречали хлебом­солью и с цветами. Лицеисты младших классов выстроились по обе стороны ковровой дорожки, по которой шествовали почетные гости, и дарили им цветы. Владыку сопровождали: наместник Свято­Пафнутьева Боровского монастыря архимандрит Серафим (Савостьянов), священство города Обнинска во главе с благочинным 3­го округа Калужской епархии, директором ДПЦ «Вера, Надежда, Любовь» протоиереем Сергием (Вишняковым).

 Почетные гости осмотрели профильные кабинеты «Основы православной культуры» и «Начальной военно­морской подготовки» лицея «Держава». По их лицам было видно, что оформление кабинетов им очень понравилось. После этого гости в сопровождении представи­телей СМИ посетили интегрированный урок основ православной культуры и истории в 10 «А» классе по теме «Крещение Руси», который вела учитель высшей категории Татьяна Геннадьевна Ламыкина и консультировал инок Свято­Пафнутьева монастыря Максим (Смирнов). Если читатель думает, что он проходил по стандартной схеме: учитель стоит перед учащимися и что­то им вещает, — то глубоко ошибается. Этот открытый урок скорее был похож на дискуссионный клуб или интеллектуальную игру «Брейн­ринг». В классе в шахматном порядке были расставлены столы, за которыми сидело несколько команд лицеистов. Более того, из числа учащихся 10­го класса было создано экспертное жюри, которое оценивало ответы разных команд и подводило итоги. Во время обсуждения поднимаемых вопросов Татьяна Геннадьевна Ламыкина то и дело обращалась к лицеистам: «А как вы думаете, как вы считаете?» — тем самым поощряя инициативу и самостоятельность старшеклассников. Было видно, что такой неформальный способ проведения урока нравился учащимся: у них светились глаза, ребята с радостью принимали участие в обсуждении столь сложной темы. Мы увидели новый формат урока по методике формирования критического мышления в соответствии с ФГОС второго поколения.

После того как преподаватель объявила детям домашнее задание  — написать сочинение­рассуждение по обсуждавшейся теме, — слово было предоставлено владыке Клименту. Он также отметил эффективный и своего рода новаторский метод проведения таких уроков, сказав, что был рад присутствовать на занятии и видеть увлеченность и заинтересованность ребят в изучении этой темы. Митрополит назвал лицеистов хранителями той традиции, которую при князе Владимире принесли на Русь первые миссионеры.

Несмотря на большое количество гостей в классе и присутствие представителей телекомпаний с видеокамерами, лицеисты принимали активное участие в обсуждении.

 Мне запомнилось высказывание одного из старшеклассников, которое вызвало дружное одобрение присутствующих. Молодой человек сказал: «Как Пушкин — это наше все, так и православная вера для нас  — это наше все».

В своей беседе со старшеклассниками владыка Климент детально остановился на том, что дало нашему народу крещение Руси. Обобщив его слова, кратко можно сказать: веру, язык и великую культуру.  А для того чтобы связать прошлое с настоящим, митрополит Климент объяснил старшеклассникам, что если бы в те далекие времена князь Владимир взял за основу вероучение миссионеров из латинской Европы, то сейчас мы бы говорили на других языках. И вместо единой державы у нас могло быть, как в Европе: множество мелких государств, Возможно, тогда не было бы и Обнинска.

В заключение митрополит дал лицеистам совет: «Хотите иметь успех в учебе — полюбите то, что изучаете».

А они, в свою очередь, задали владыке «недетский» вопрос: «Как вы считаете, какая форма правления наиболее приемлема для России?». Митрополит Климент дал полный развернутый ответ:

—  У нас были разные формы правления: и княжеская, и царская, и императорская, и советская, и президентская — нет на земле одной идеальной формы правления. В России должна быть та форма правления, при которой в стране будет порядок. К монархии сейчас наш народ не готов. Возникает вопрос: кого мы поставим монархом? 400 лет назад это было естественно: выбрали Романова, и власть стала переходить по наследству. В начале XX века существовало Временное правительство, и мы знаем, какие мужи там сидели. Но они не смогли справиться с ситуацией. В итоге, большевики захватили власть... Получается, что если нет у нас в стране жесткой власти, то нет и порядка, независимо от того, выбранное это лицо или потомственное. Но сейчас передача власти по наследству не возможна. Представьте себе: изберут главу государства на 50­60 лет. Понравится он или нет? А кому­то не понравится. В IX веке менталитет был такой: царь — это помазанник Божий, и одно это давало ему авторитет среди народа. Современное общество к этому не готово. Одно можно сказать точно: России нужна твердая рука. Без дисциплины и демократии никакой не будет, — подытожил митрополит Климент.

Затем владыка от политической темы плавно перешел к вопросу о кризисе современной семьи:

— Для нашей страны XX век был очень тяжелым: Первая мировая война, гражданская война, голод, репрессии, Великая Отечественная война. В результате была уничтожена большая часть мужского населения. Многие семьи без мужей и отцов стали неполными. Женщина стала лидером в семье, на ее плечи лег весь груз домашних проблем, а ее дети познали, что такое безотцовщина. Не было в доме жесткого голоса отца. Мне моя мама рассказывала: раньше не садились за стол, пока не придет отец. И попробуй за столом вести себя плохо. Порядок должен быть в доме. Отец всегда держал дисциплину, а мать сохраняла тепло, поддерживала семейный очаг.

В 20­50­е годы много было неполных семей, поэтому семья утеряла целостность, а мальчики стали расти с пониманием, что хозяин в доме — мама, то есть женщина. Было утеряно главенство мужчины в семье. В результате изменился менталитет современных мужчин. Сейчас есть даже полные семьи, где супруг зачастую говорит жене: я ухожу смотреть телевизор, а ты занимайся воспитанием детей, обед свари. Просто в детстве у него не было перед глазами примера полноценной семьи. Он видел, что мама всем занимается. И потребуется еще немало времени, чтобы в сознании людей восстановилось понимание того, какой должна быть полноценная семья.

Основа государства — это семья. Правильно устроенная семья — это крепкое государство. Семья будет способствовать укреплению общинной жизни в городе, в поселке, в селе. Тогда и страна будет крепкая. А у нас, к сожалению, сейчас большой процент неполных семей. И вырастает новое поколение, не понимающее роли отца в семье. Вспоминаю своего отца: он приходил с работы и шел что­то делать по хозяйству. И мы, глядя на него, шли работать. У нас перед глазами был пример. Устройство семьи переносится на устройство мира. Дома отец  всегда — лидер. Это не значит, что мужчина один в семье должен все решать, без жены; нет. Это должно делаться согласованно, — подчеркнул митрополит.

Урок окончился, а встреча продолжилась в актовом зале лицея. Там, перед иконой Казанской Божией Матери в День Ее Благовещения, митрополит Калужский и Боровский отслужил молебен, который объединил гостей встречи, педагогов лицея, родителей. Лицеисты разных возрастов порадовали присутствующих своими патриотическими песнями, танцами, которые никого не оставили равнодушными. В продолжение встречи директор Оксана Николаевна Копылова дала установку педагогам и родителям на эффективную работу над моделью соработничества образовательного учреждения и Русской православной церкви, которая реализуется в стенах лицея «Держава». Модератором встречи выступила Наталья Ильинична Куликова, руководитель лицейской программы «Духовность». А затем владыка Климент почти два часа выступал перед собравшимися и отвечал на их вопросы. Никто не хотел расходиться — встреча митрополита с педколлективом и школьниками удалась. «Держава» все организовала на самом высоком уровне.

Визит митрополита Калужского и Боровского Климента в муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей «Держава» — это начало взаимовыгодного сотрудничества Церкви и школы.

В. Овчиников

Впервые опубликовано в газете  «Контакт»  №13 (1142) 2014. г. Обнинск

Фото: http://eparhia-kaluga.ru  

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.