Торжество Православия
В храме пророка Илии Пафнутьев-Боровской обители прошло празднование Торжества Православия, которое было установлено в 842 году царицей Феодорой в честь восстановления почитания святых икон. Эти события происходили в Византии в IX в., в память окончательной победы над врагами Православия - иконоборцами. Почитание икон, основанное на Священном Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим православным странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему, чем от язычников, и появилась реальная угроза исчезновения Православия. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами.
После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Решительное заступничество царицы Феодоры положило конец разрушительной для православия ереси. Христолюбивая царица объявила: "Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!"
Патриарх Константинопольский Мефодий установил тогда же особое праздничное богослужение. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцов. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема (отлучение от Церкви) провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.
Едва ли это только торжество видимой славы Православия, это и празднование торжества Бога в нас самих. Традиционно это празднование проходит в воскресение недели Православия - первую седмицу Великого поста - святой Четыредесятницы. Великий пост - это Богом отведенная десятина каждого года, в которую мы отрешаемся от всевозможных увеселений, развлечений, плоти угождений и посвящаем себя служению Богу - спасению своей души. Ушедшая неделя отличалась особой строгостью: мы, превозмогая свои немощи духовные и телесные, встали на борьбу со страстями. Конечно, мы несовершенны, для нас это трудноисполнимо, потому мы и несем в эти дни особое покаяние Господу, просим прощения за свое несовершенство. Тем самым побеждая наше греховное состояние Божественным началом - так и зарождается Торжество Православия в каждом из нас.
Ко всем пришедшим в этот светлый день под своды храма пророка Илии с поздравительным словом и проповедью обратился духовник монастыря схиархимандрит Власий. В своем слове батюшка не только напомнил, что Православие - это правильное прославление Господа: святое почитание заповедей Его и неустанное хранение уставов святой Матери-Церкви, что означает пребывание с Богом и Бога в нас.
- Мы служим Господу - сказал старец - мы не рабы, а возлюбленные чада Его. И мы любим Господа, а значит, мы должны любить ближнего, потому что каждый человек носит в себе образ Божий. Имейте Духа Святого в себе, возлюбленные мои, чтоб дух это горел в вас огоньком не затухающим, старайтесь оградить его, чтоб не задул его какой противный ветер, чтоб не вошел в вашу душевную ограду враг, через людей, через поступки недостойные и непотребные или не молитвенное состояние, а чтоб вы всегда пребывали в молитве и поддерживали друг друга, ибо «хромой» и «слепой» вместе никогда не собьются с пути.
Отец Власий пожелал всем обильной благодати Духа Святого, чтобы «беспорочно пройти святую Четыредесятницу и тогда в радости встретить Светлое Христово Воскресение».
В конце Литургии после святого таинства Евхаристии, прошло молебное пение перед святыми иконами Спасителя и Божией Матери - молитвенное обращение ко Господу об утверждение в вере православных христиан и о возвращение в лоно церкви всех сбившихся с пути истины, затем испросили «вечную память» всем скончавшимся защитником веры православной, живущим же - «многая лета», а всем кто осмелился искажать истины православной веры была объявлена анафема.
С праздником, дорогие братья и сестры, пусть Торжество Православия никогда не оставит наших сердец.
18 марта 2024 года |
В Пафнутиевом монастыре прошло чтение Великого канона прп. Андрея Критского |
17 марта 2024 года |
Расписание проведения таинства Елеосвящения (соборования). |
4 марта 2024 года |
Издательский совет организовал встречи школьников с писателями в Луганской народной республике |
4 марта 2024 года |
Издательский совет передал комплекты книг в воинские подразделения в зоне СВО |
24 февраля 2024 года |
В Пафнутиевом монастыре отметили именины схиархимандрита Власия |
15 февраля 2024 года |
Сретение Господне в Пафнутиевом Боровском монастыре |
19 января 2024 года |
Крещение Христово в Пафнутиевом монастыре |
12 января 2024 года |
Изменение почтового адреса Пафнутиева монастыря |
8 января 2024 года |
Рождественские агнцы из Боровского монастыря доставили бойцам на передовую |
8 января 2024 года |
Поздравление братией отца наместника на Рождество Христово |
7 января 2024 года |
Рождество Христово в Пафнутиевом Боровском монастыре |
5 декабря 2023 года |
Митрополит Калужский и Боровский Климент совершил диаконскую хиротонию инока Симеона (Власова) |
5 декабря 2023 года |
Архиерейское богослужение на подворье Свято-Пафнутиева Боровского монастыря в храме Преображения Господня |
4 декабря 2023 года |
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в Пафнутиевом монастыре |
4 ноября 2023 года |
День Казанской иконы Божией Матери и память схиархимандрита Власия |