Поиск по архиву

27 февраля 2012г.

Сретенские естивальные встречи

 

СРЕТЕНСКИЕ ФЕСТИВАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ.

 В культурной жизни Калужского края ежегодный Международный православный Сретенский кинофестиваль «Встреча» - безусловно, одно из наиболее заметных и значительных явлений.

 Вот уже в седьмой раз собираются кинематографисты России и стран зарубежья на праздник православного кино. Ведь фестиваль «Встреча» - это, действительно, праздник соприкосновения с прекрасным, радости человеческого общения, познания нового.

 Приходилось слышать мнение, бытующее даже среди некоторых кинематографистов, о том, что кино не может быть православным или неправославным. Кино — это искусство отображения действительности, выражение художественного замысла режиссера, сценариста. И, в зависимости от того, что и как отображает кино, оно является добрым, несущим свет и истину с экрана, или не имеющим доброго начала — нравственного, познавательного, воспитательного. Однако, что такое добрый фильм? Фильм, в котором нет насилия, разврата может ли уже только поэтому называться добрым? Где тот критерий истинности, по которому должно сверять любое искусство, и киноискусство, в частности? Эти и многие другие вопросы поднимались на конференции, проходившей в рамках кинофестиваля «Встреча». И в ходе жарких обсуждений, не без помощи церковнослужителей, была найдена точка отсчета, мерило для определения духовно-нравственной составляющей каждого фильма. И мерило это — Закон Божий.

 Любое ли высоконравственное кино можно считать православным? По мнению игумена Потапия (Зобкова), только то искусство является православным, которое совершается под водительством Божиим, по Его вдохновению, с помощью которого решается сверхзадача — приведение ко Христу. Талант и владение мастерством киноискусства — необходимые, но недостаточные условия для создания православного кино. Надо жить во Христе и творить со Христом. Но это сотворчество с Богом, когда человек становится «кисточкой в руках Божиих», возможно только по благодати Божией, даруется по мере очищения сердца человека, в меру его подвига.

 Говорилось на конференции и о том, что православное кино должно отражать историческую правду. Ведь ложь в искусстве, как и любая ложь, есть грех. А всякий грех влечет за собой наказание. Художник, говоря свое слово в искусстве, должен помнить об ответственности за свое произведение, чтобы по прошествии времени не возникло чувство стыда и сожаления о сделанном.

 По степени влияния на современного человека кино преобладает над прочими видами искусства, вытесняя собой — это приходится признать — и литературу. Поэтому не случаен интерес Церкви к фестивалям православного кино, которое призвано остановить мутный поток пошлости, низвергающийся с экранов телевизоров. По крайней мере, оно может стать отдушиной, тем «окошком в мир», к которому захочется прильнуть и к которому не страшно допускать детей.

 Много замечательных фильмов было показано в течение пяти фестивальных дней. В конкурсном финале участвовало 82 фильма, отобранных жюри фестиваля. Среди них игровые фильмы, документальные и анимационные. Просмотры проходили в Обнинске, Калуге, Малоярославце и Боровске. Интерес к такому кино есть, и он из года в год возрастает. Фестиваль знают, и многие ожидают его ежегодного продолжения.

 Название Сретенского фестиваля «Встреча» очень точно отражает его суть: это всреча с талантливыми киноработами, захватывающими историями и интересными героями. Наконец, это встреча добрых друзей. Ведь в эти фестивальные дни встретились давние друзья, а многим посчатливилось обрести друзей новых. Любовь к киноискусству и к Православию стала объединяющей. В культурно-паломническом центре при Пафнутьев-Боровском монастыре, принявшем участников фестиваля, все были как одна семья: вместе молились в храме, вместе трапезовали, совершали экскурсии, участвовали в кинопросмотрах, делились впечатлениями об увиденном. И, несмотря на несовпадение мнений подчас, атмосфера неизменно оставалась теплой и дружественной.

 Невозможно было охватить всю фестивальную программу. Однако некоторые картины и их герои оставили особый след в душе.

Апофеозом фестиваля стало награждение победителей в заключительный день. Мнение компетентного жюри и зрителей по большей части совпало. Но даже фильмы, не удостоенные особой отметки жюри, нашли отклик в сердцах простых зрителей.

На церемонии закрытия была поддержана идея о необходимости создания общественного телевидения. Ведь православные фестивали становятся все более профессиональными по составу участников, по качеству фильмов. Настало время, когда православное кино должно проникнуть на экраны телевизоров, стать доступным для массового зрителя.

 

«Полон верой и любовью...»

Эта пушкинская строка дала название документальному фильму об одном из многочисленных потомков А.С. Пушкина, живущих заграницей — Николае Васильевиче Солдатёнкове.

 Предыстория создания фильма удивительным образом связана с Боровском. В 2004 году в Боровск на юбилей художника Игоря Алексеевича Солдатенкова приехал из Франции православный протоиерей Николай Васильевич Солдатёнков — в поисках родства с боровским однофамильцем. Как выяснилось потом, родственных связей у них не оказалось, но Николай Васильевич и Игорь Алексеевич сдружились. На этой встрече Николай Васильевич познакомился с боровской художницей Инессой Данелия, которая, рассказывая о достопримечательностях Боровска, сопровождала его в Пафнутьев монастырь. Здесь у художницы и возникла идея создания фильма об этом удивительном человеке. Затем были долгие поиски режиссера и сценариста. Ими стали известный режиссер телеканала «Культура» Галина Александровна Самойлова и ведущий российский пушкинист Лариса Андреевна Черкашина. Так, при поддержке телеканала, и был создан этот фильм.

 ...Николай Васильевич Солдатёнков, потомок А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, родился в семье русских эмигрантов в Париже в 1938 году. В его паспорте в графе «гражданство» значится — француз. Но Россия стала духовной родиной Николая Васильевича.

 Впервые Н.В. Солдатёнков попал в Россию в 1966 году. Тогда же совершил первое в своей жизни паломничество в Троице-Сергиеву лавру. Там приложился к мощам преподобного Сергия, и в душе произошел перелом. В Париж он вернулся другим человеком... Он начал петь в храме. В 1977 году был рукоположен в дьяконы, а через год получил свой первый приход в храме в честь преподобного Серафима Саровского в Париже.

 Думается, что тяга Николая Васильевича к духовной жизни появилась не случайно, ведь в его родословной — двенадцать святых Русской Православной Церкви. Однако из всех многочисленных потомков А.С. Пушкина он один избрал путь священника.

 Н.В. Солдатёнков — представитель древнейшего и славного пушкинского рода, берущего свое начало от Рюрика. Родословная ветвь Николая Васильевича произрастает от старшего сына Пушкина — Александра Александровича, полковника-гусара, отличившегося в сражениях в Болгарии. Дочь Александра — Мария, внучка поэта, в 1881 году вышла замуж за молодого офицера Николая Владимировича Быкова, героя русско-турецкой войны. Николай Быков приходился родным племянником Николаю Васильевичу Гоголю. Так два великих рода — Пушкина и Гоголя — соединились родственными узами в своих потомках.

 Одна из дочерей Николая и Марии — Елизавета в 1912 году стала женой Владимира Андреевича Савицкого, владельца нескольких имений в Киевской и Полтавской губерниях. Через пять лет грянула революция, и семье пришлось покинуть Россию. Во Франции, куда эмигрировали Савицкие, на их долю выпало много испытаний. В 1937 году младшая дочь Савицких Анастасия Владимировна обвенчалась в Париже с потомком славного купеческого рода Василием Кузьмичом Солдатёнковым. В 1938 году у них родился сын Николай.

 Сейчас отец Николай живет в небольшом городке Семюр-ан-Оксуа в Бургундии. Сам он — дед десяти внуков. Но, помимо родных детей и внуков, есть у отца Николая и духовные чада — маленькие пациенты одной московской детской больницы. Печется о них Николай Васильевич, как о родных: не только лекарства и все необходимое получают страждущие детишки, но и слова утешения. Так, будучи потомком славного купеческого рода Солдатёнковых, Николай Васильевич не забывает дел благотворительности. Ведь его дед, «Почетный Гражданин и Кавалер, Московской 1-й гильдии Купец» Козьма Солдатёнков все свои главные богатства завещал России. На его капиталы построены в Москве больницы и богадельни. Самая известная из них — Солдатёнковская больница (ныне — Боткинская). Попечением купца возводились храмы, в том числе церковь Знамения Божией Матери в Кунцеве. Им были приобретены лучшие картины для Третьяковской галереи, финансировалось издание книг. Современники называли Козьму Терентьевича «атлантом российской культуры». Огромная личная библиотека — 8 тысяч книг и 15 тысяч журналов — завещана купцом Румянцевскому музею.

 Хранятся в доме Николая Васильевича семейные реликвии. Самая большая — золотой напрестольный крест работы Фаберже. Крест был заказан ювелиру в честь чудесного спасения деда Николая Васильевича — Козьмы Васильевича, флотского офицера, участника Цусимского сражения на крейсере «Олег». Этот крест стал памятным вкладом моряка в храм Христа Спасителя в Санкт-Петербурге — «Спас на водах». В 30-е годы храм был снесен, все церковные ценности пущены «с молотка», в том числе и этот золотой крест. Чудесным промыслом Божиим памятный храмовый крест вернулся к отцу Николаю. По словам самого батюшки, он является лишь хранителем реликвии. Как только Цусимский храм «Спас на водах» будет восстановлен, Николай Васильевич обещает передать напрестольный крест церкви. А пока в маленьком храме городка Семюр-ан-Оксуа каждый год в день памяти Цусимского сражения отец Николай служит панихиду по погибшим морякам с этим золотым крестом.

 Теперь Николай Васильевич имеет и второе — российское гражданство. Не будучи богатым человеком, занимается благотворительностью, продолжая славные традиции русских меценатов.

 Один лишь завет своего великого прапрапрадеда — не писать стихов — Николай Васильевич нарушил. При первом посещении дома на Мойке в Санкт-Петербурге, где умер поэт, у Николая Васильевича родились стихи о Пушкине... Правда, стихи на французском языке, которым, как известно, сам Александр Сергеевич владел в совершенстве.

 Сейчас, в дни Сретенского кинофестиваля, приезда отца Николая ждали на Боровской земле. Лишь непреодолимые обстоятельства не позволили Николаю Васильевичу посетить историческую родину в очередной раз. Если будет на то воля Божья, батюшка намеревается приехать к нам в июне, на празднование юбилея А.С. Пушкина.

Ника Веденёва

Фото автора

 

Галерея (37)

Другие материалы
20 мая 2019 года
В Боровском районе прошли XX Пафнутьевские образовательные чтения
6 ноября 2018 года
Концерт духовной музыки в Пафнутьевом монастыре в день иконы Божией Матери Казанская
12 июня 2018 года
В Пафнутьевом монастыре организованы курсы повышения квалификации для преподавателей ОПК
4 апреля 2018 года
Насельник монастыря принял участие в просветительском мероприятии на Камчатке
5 января 2018 года
Открытие Рождественского вертепа в Пафнутьевом монастыре
4 ноября 2017 года
Фестиваль "Оплот веры" у стен Пафнутьева монастыря
21 октября 2017 года
В Пафнутьевом монастыре прошло заседание Комиссии по защите окружающей среды
19 сентября 2017 года
Братия монастыря посетили Богородично-Рождественские чтения в Калуге
25 апреля 2017 года
Наместник монастыря иеромонах Пафнутий выступил с докладом на конференции
30 января 2017 года
Насельник монастыря принял участие в студенческом семинаре
7 января 2017 года
Поздравление наместника братией и Воскресной школой с Рождеством Христовым
5 января 2017 года
В монастыре состоялось торжественное открытие Вифлеемской композиции - Рождественского Вертепа
25 ноября 2016 года
Установлен памятник преподобному Пафнутию Боровскому
18 ноября 2016 года
2-я Научно-практическая конференция посвященная 75-тилетиею Московской битвы на Боровской земле
6 июня 2016 года
Начались курсы повышения квалификации учителей Калужской области
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь можно заказать ночлег Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.