Поиск по архиву

1 июня 2012г.

Боровск и Таруса вместе

Боровск и Таруса вместе

(размышление по итогам состоявшегося в Тарусе 23 мая 2012 года обсуждения перспектив государственно-общественного управления образованием)

 

Тарусский и Боровский район Калужской области объединяет богатое историческое, культурное и духовное наследие, а также единый подход к его использованию в системе образования. В двух районах давно и успешно идет процесс приобщения школьников с первого класса к духовной основе отечественной  культуры  с  помощью учебно-методического комплекта А. В. Бородиной, поэтому в марте 2012 года большинство родителей обучающихся в 3-х классах самостоятельно выбрали  модуль «Основы православной культуры» в новом школьном  курсе «Основы религиозных культур и светской этики», который вводится с первого сентября в школах страны в 4-х классах в обязательной части школьной программы  и будет изучаться  один год.

Сложившийся опыт преподавания предмета «Основы православной культуры» по учебным пособиям А.В.Бородиной позволили тарусским и боровским учителям преобразовать педагогическую среду и уклад школьной жизни, конкретизируя таким образом систему духовно-нравственного воспитания, эффективность которой зависит не только от государственного управления образованием, но и от участия в управлении общественности.

Правовые основы государственно-общественного управления  заложены федеральными законами «Об образовании» и «О местном самоуправлении». Второй документ, больше известный  как 131-ФЗ, содержит требование об участии муниципалитетов не только в обеспечении материально-технической базы образовательных учреждений, но прежде всего в воспитании  детей. Как в реальной жизни происходит это участие, по каким муниципальным и школьным моделям строится управление образованием в духовно-нравственной сфере, каковы новые точки сотрудничества двух муниципалитетов? Об этом шла речь на Круглом столе, состоявшемся 23 мая 2012 г. в школе №1 г. Тарусы.  На нем была наглядно продемонстрирована еще одна особенность двух районов: образовательная политика в них выстраивается благодаря открытому сотрудничеству муниципальной власти с  благочинными 1-го и 6-го округов Калужской епархии Русской Православной Церкви.

Круглый стол запланировали в феврале на XIII Свято-Пафнутьевских образовательных чтениях «Вместе в прошлом, вместе в будущее» (п.10 Резолюции чтений), участниками которых стала представительная делегация Тарусского района. Наглядно убедившись на педагогической секции в том, что предмет «Основы православной культуры» прочно вошел в наши школы (в  районах  открылись школьные кабинеты основ православной культуры), решили, что настало время обсудить вопросы управления в духовно-нравственной сфере. Местом проведения выбрали Тарусу, приурочив встречу к мероприятиям IV открытого фестиваля «Благословенная Тарусская земля», посвященного празднованию Дня славянской письменности и культуры.

 

Как начиналось сотрудничество

 

Боровчане второй год участвуют в мероприятиях Фестиваля. Такой активности предшествовал ряд событий, положивших начало становлению теплых дружеских отношений между Боровском и Тарусой. Назовем из них наиболее значимые. Это, конечно же, два широкомасштабных мероприятия: Всероссийская конференция «Уроки Смутного времени», посвященная 400-летию героической обороны Свято-Пафнутьева монастыря от польско-литовских захватчиков (Боровск, 29-30 октября 2010 г.), и образовательный форум «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Калужской области», инициированный депутатами Законодательного Собрания (Калуга, 21 января 2011 г.). Другие события, хотя и меньшего масштаба, но также войдут в историю двух районов. Это  Круглый стол в рамках Межрегиональной православной книжной выставки-ярмарки «Радость слова» (Калуга, 17 сентября 2010 г.), межрайонный семинар по обмену опытом преподавания курса «Основы православной культуры» в школах трех районов: Боровского, Мещовского и Тарусского (Мещовск, 11 мая 2011 г.) и культурно-просветительская встреча «Образовательный ресурс издательской деятельности Свято-Пафнутьева монастыря» (Таруса, 14 декабря 2010 г.).

Калужская сентябрьская встреча войдет как первый публичный обмен опытом преподавания «Основ православной культуры», хотя тарусян и  раньше знакомили с боровским подходом. Об этом рассказывали во время курсов лекторы от областного института повышения квалификации учителей   М.Н.Миронова и Т. В. Анохина. Семинар в Мещовске запомнится не только посещением современно обустроенной Кудринской общеобразовательной школы, но и эмоциональным  открытым обсуждением процесса введения в школах курса ОПК, с качественным преподаванием которого участники мещовской встречи связали решение демографической проблемы.

Культурно-просветительская декабрьская встреча в Тарусе останется в памяти как событие, где были сформулированы деловые предложения по взаимодействию светских и церковных структур. Это был своего рода первый отклик глав местных администраций и благочинных на региональный документ - Договор (№66 от 26 ноября 2010 г.) о сотрудничестве между Правительством Калужской области и Калужской епархией Русской Православной Церкви. Позже подобные отклики будут в Кирове, Мещовске, Калуге, где подпишут аналогичные документы по сотрудничеству в духовно-нравственной сфере местной администрации и благочиния. 

Собственно региональный Договор и стал стимулом и правовой основой  проведения тарусской встречи, с которой  пошло стремительное развитие плодотворных дружеских отношений. Уже 9 января 2011 г. главами администраций двух районов Геннадием Станиславовичем Новосельцевым и Евгением Михайловичем Мальцевым был подписан Протокол о намерении сотрудничать в сфере духовно-нравственного воспитания. В Протоколе записали предложение обратиться  к благочинным с просьбой окончательно согласовать текст взаимных обязательств и назначить дату и место подписания четырехстороннего Договора (два муниципалитета и два благочиния). И уже 14 января  Договор был скреплен четырьмя печатями и подписями. Церемония состоялась в конференц-зале Миссионерско-просветительского центра Свято-Пафнутьева монастыря http://www.borovskr.ru/files/pravoslavnaya_kultura/dogovor_borovsk_tarusaq.doc).

Хорошо запомнилось, как наместник монастыря, благочинный Боровского округа архимандрит Серафим (Савостьянов) на официальной процедуре подписания призвал каждого действовать на своем месте и подчеркнул следующее. «Отрадно не то, что мы гордимся своими успехами в духовном просвещении детей, а то, что имея мизерные финансовые ресурсы, опираясь на инициативы заинтересованных людей, стали по крупинкам собирать опыт делания и получили первые результаты... Нам нужно объединить усилия: совместно мы принесем больше пользы, чем поодиночке. Нам не надо конкурировать и хвастать своими успехами. Это забота о душе, о детской душе, и здесь нужно быть крайне осторожными. Все должно делаться спокойно и в одном русле».

С той поры все так и происходит. Разве что русло общественно-государственного движения становится глубже и шире, потому что совместные добрые дела сопровождаются новыми инициативами, к которым привлекается все больше заинтересованных людей и не только из двух районов.

 

Договор «Боровск-Таруса» действует

 

Буквально на следующий день после подписания Договора, который назовут условно «Боровск-Таруса», 15 января, состоялась ответная поездка в Тарусу делегации Боровского района, возглавляемой заместителем главы администрации А. Н. Ракитиным. Боровчане разделили радость с тарусянами  по случаю торжественного открытия и освящения  в школе №1 Центра духовно-эстетического воспитания и развития детей. Позже этот Центр в газете «Боровский просветитель» назовут Кабинетом будущего, а по жизни Центр станет больше известен как кабинет основ православной культуры. А дальше был Форум в Калуге, где провели совместный мастер-класс «Мы и наша культура», Свято-Пафнутьевские чтения по поддержке инициатив Форума, Круглый стол по обсуждению проблемы распространения ювенальных технологий, областной Круглый стол «В защиту детства, семьи и нравственности», молодежный слет «Пафнутьевград» и ряд других совместно проводимых дел.

Но вернемся к дням сегодняшним, когда проходил IV открытый фестиваль «Благословенная Тарусская земля». В этом году на его открытии побывала театральная студия «Ковчег» (руководитель А.Н.Лагунов) воскресной школы Свято-Пафнутьева монастыря. Тарусским школьникам показали драматическое сказание «Да исправится молитва моя» по рассказу К. Г. Паустовского «Горячий хлеб».  А накануне дня памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, 23 мая, Тарусу посетила представительная делегация Боровского района, в составе которой были директора практически всех школ района. Возглавили делегацию исполняющая обязанности заместителя главы администрации района, завотделом культуры И.А.Башкирева и завотделом образования администрации, заместитель сопредседателя Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию при администрации района Л. С.Силаева. От благочиния в поездке участвовал иерей Анатолий Чернов. В поездке также  приняли участие советник главы администрации по вопросам духовно-нравственного воспитания Т. В.Анохина, корреспонденты студии телевидения Боровского района и газеты «Боровские известия». 

В первой половине дня боровчане знакомились с историей Тарусы, ее богатым культурным наследием, путешествуя по городу и посещая тарусские музеи. Вторая половина дня прошла в средней общеобразовательной школе № 1 им. Героя России М.Г. Ефремова. В ней гости посетили школьные музеи, познакомились с выставками проектов «Спешите делать добрые дела», «Меня зовут...» и приняли участие в Круглом столе «Перспективы государственно-общественного управления в сфере духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Тарусского и Боровского районов».  Деловая часть визита оставила не менее яркие впечатления, нежели знакомство с культурным обликом Тарусы.

 

Кому нужен Управляющий совет?

 

Сначала показалось, что директору школы. Но чем больше знакомились с тарусским опытом, тем яснее проступал смысл усиления государствиз замысел. Совет нужен муниципальной власти, родителям, учителям, детям,  школе как живому организму. Рассмотрим все по порядку и расскажем сначала, кто представлял на Круглом столе Тарусский район. Отрадно заметить, что участников межрайонного мероприятия приветствовали главы муниципальной власти и церковной власти: Евгений Михайлович Мальцев и протоиерей Леонид Гвоздев. В заседании также участвовали: заместитель главы администрации района О.Э.Ленц, глава города Н.Д.Верзилина, и.о. заведующей отдела образования администрации района С.В. Телицына, директор школы № 1 Е.В. Котова и ее заместители, руководители проектов и психологи этой же школы,  а также директор школы № 2 Л.А. Архипова и два ее заместителя, журналист газеты «Октябрь» И.П.Асламина.

Евгений Михайлович, изложив свою твердую позицию о необходимости консолидировать усилия государства, общества и Церкви, назвал становящимся историческим сотрудничество, скрепленное четырехсторонним Договором. С заметной удовлетворенностью глава прямо сказал, что через тарусскую модель  общественного управления  образованием оказывается  огромная помощь власти.

«Но и школа только выигрывает от такого соуправления», - убеждала всех  председатель Управляющего совета школы №1 Н. Д. Верзилина, у которой дети учились и сейчас учатся в этой школе. Из  доклада  директора школы Е. В. Котовой   о деятельности  Управляющего совета  школы стало известно, что через школьный  Совет  удалось кардинально изменить отношение родителей к школе, и открыто принять  такие решения, как участие школьников в субботниках, введение предмета «Основы православной культуры» на всех ступенях образования.

«Дети, чувствуя чистоту заповедей, тянутся к ним: и это естественно - в каждом ребенке присутствует нравственное начало», - заметил настоятель храма в честь Вознесения Христова, благочинный 6-го округа  протоиерей Леонид Гвоздев. А вот со стороны родителей бывает противление, которое, возможно, от боязни и неумения воспитывать детей на основе заповедей. «А ведь как должна развиваться жизнь народа? Сердце народа - это его вера, культура - это экстраполяция веры на практическую область: во взаимоотношения между людьми, материальную культуру, в культуру быта, образование. Все это должно стоять на фундаменте - на вере. Все мы были свидетелями, как более чем 80-летний опыт создания атеистического государства потерпел крах.... Мы не должны забывать, что сегодняшняя наша текущая работа - предельно трудна, требует от нас напряжения всех сил», - заключил о. Леонид.

Таким образом, Управляющий совет школы, принимая решение о введении предмета ОПК в каждом классе, оказывается чрезвычайно нужным  детям. Он им помогает в тех случаях, когда родители сами того не ведая, могут ущемить право своих детей на свободу мысли, совести и религии. «Дети имеют право разговаривать на своем языке, исповедовать свою религию и пользоваться своей культурой». (Международное законодательство о правах ребёнка: Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.  Статья 14.). Ведь не секрет, что значительное число родителей были лишены в свое время возможности прикоснуться к животворящему источнику нравственной чистоты. И не вина их в этом, а беда. Поэтому так важна последовательная работа с родителями через советы и родительские комитеты, а также через Управляющий совет школы.

Е.В.Котова, пояснила, что уже в прошлом году ситуация кардинально изменилась и родители захотели войти  в школу, стать полноправными участниками образовательного процесса. Несомненный вклад в это внесли школьный психолог Ж.Л.Флинт и учителя, которые активно включились в просвещение родителей и организацию совместных дел с детьми. Назовем несколько дел и просветительских тем: «Семейный очаг», «Я и моя семья», «Курс ОПК - средство гармонизации общества»,  «Семья и род», «Что мы теряем, став взрослыми», «Как воспитать мальчика и как воспитать девочку». Учителя вместе с родительским активом придумали, что одновременно с посвящением первоклассников надо посвятить и родителей. Какие удивительные фотографии с этого праздника! Даже детям, которые живут только с мамой, в увлекательных играх  этого дня посчастливилось ощутить отцовскую силу и любовь, потому что все были вместе большой дружной школьной семьей.

Есть еще одна удивительная затея родителей и педагогов первой тарусской школы. О ней боровчане впервые услышали от Н.Д.Верзилиной во время ее выступления на пленарном заседании Свято-Пафнутьевских чтений. Идея создать в школе «Родительскую». Есть же «Учительская», а почему нет «Родительской»? По мере втягивания родителей в жизнь школы назрела необходимость преобразовать «Уголок родителей» в школьном коридоре в культурно обустроенное место для встреч родителей с учителями и родителей с родителями. С расширением сфер влияния Управляющего совета у родителей пробудилась невероятная активность, им понадобился свой «родительский кабинет». Так что школе неслучайно присвоен статус ресурсного центра федеральной стажировочной площадки по теме «Повышение педагогической культуры родителей как базового условия  решения задачи духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения». Здесь уже сегодня много интересного.

Н.Д.Верзилина, одновременно руководящая Муниципальным Управляющим советом образования и Управляющим советом школы №1, обратила внимание участников заседания на то, что школы теперь обрели невиданную ранее самостоятельность, которой надо умело пользоваться. Об этом Наталья Денисовна не раз говорила с трибуны региональных  и межрегиональных форумов. Об этом также речь шла и на заседании Координационного совета  по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при Правительстве Калужской области. Совет рекомендовал руководителям образовательных учреждений и руководителям муниципальных органов власти, представители которых входят в школьные органы  управления образованием, шире использовать новые полномочия, предоставляемые государством.

Областные рекомендации актуальны для  регулирования  именно духовно-нравственной сферы, которая в Калужской области определяется тем, что подавляющее число жителей считают себя православными. Поэтому в школах нашего региона давно ведется преподавание ОПК, а в условиях, когда новые предметы курса «Основы религиозных культур и светской этики» станут обязательными в школьной программе четвероклассников с нового учебного года, важно сохранить и использовать накопленный калужский опыт. Он позволит школьникам углубленно изучать православную традицию, не ограничиваясь одним годом обучения. Важно, что через содержание предмета конкретизируется система духовно-нравственного воспитания нашего региона.

 

Задача поставлена государством

 

Известно, что в федеральном стандарте второго поколения введена новая образовательная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». И сейчас в стране идет разработка содержательного ее наполнения. В этой связи заметим, что задача сохранения и использования опыта не придумана нами, а поставлена в прошлом году на  заседании Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве России, которое проходило под руководством заместителя председателя Правительства РФ А.Д. Жукова, а поэтому должна быть исполнена.

Приведем фрагмент выписки из Протокола № 1 (61) от 04 октября 2011 г., доступна по адресу:  http://otdelro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2129:-4--2011-&catid=71:2009-12-20-13-16-17&Itemid=137

П.I в) рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

  • во взаимодействии с религиозными и иными заинтересованными организациями в срок до 1 декабря 2011 г. принять меры по созданию необходимых условий для исполнения поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 о решении организационных и финансовых вопросов, касающихся введения с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов (выд.-Т.А.): основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики - для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей);
  • при реализации комплексного курса обеспечить сохранение и использование накопленного опыта духовно-нравственного воспитания и образования обучающихся с учетом этнокультурных и конфессиональных особенностей регионов (выд.-Т.А.);
  • содействовать распространению опыта работы региональных координационных советов по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений при введении комплексного курса во всех субъектах Российской Федерации.

 

Фактически в Калужской области мы сейчас имеем дело с двумя организационными подходами к ведению культурологического предмета «Основы православной культуры», который и войдет в новую образовательную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», которая предусмотрена федеральным стандартом второго поколения. Эти подходы мы назовем «качественным» и «количественным». «Качественному» подходу соответствует  организационная модель, которую условно можно назвать «качество в ущерб количеству», а количественному - модель «количество в ущерб качеству». В первом случае речь идет о качестве преподавания по всем годам обучения и по этой модели значительно число калужских школ давно и успешно работают. В таких школах предметы: «Основы православной культуры», «Православная культура» ведутся с первого (второго) класса по программе, разработанной по всем годам обучения. Школьники обеспечены учебными пособиями, рабочими тетрадями, демонстрационными таблицами. Преподают подготовленные учителя. Другими словами, качество преподавания гарантируется. Но курс, как правило, включен в вариативную часть школьной программы, что означает следующее: в одном районе или городе одновременно есть школы, где изучают ОПК, и где его нет. Это право образовательного учреждения. Таким образом, качество преподавания сопряжено с изучением малым количеством детей в масштабе всей страны.

Чтобы в перспективе решить проблему количества и приблизиться  к повсеместному  качеству преподавания придумали «количественный» подход, который апробировался в ряде регионов, и теперь модель «количество в ущерб качеству» вводится повсеместно. В соответствии с этой моделью решается задача увеличения количества детей, изучающих основы религиозной культуры. Изучают, правда, пока только четвероклассники, но зато по всей стране. Пока только один год и один час в неделю. Но зато в каждой школе  нашей страны. Курс включен государством в школьную программу в ту ее часть, которая инварианта, то есть неизменна на всей территории страны.

В печати встречаются высказывания о дальнейших планах государства расширить преподавание основ религиозной культуры и ввести обязательное преподавание  в 7 и 10 классах. Так постепенно государство будет «переводить» предмет из вариативной части в обязательную часть школьной программы, чтобы количество переросло в качество.

Поэтому на Круглом столе еще раз прозвучало, что мы имеем дело с двумя разными предметами, хотя они одинаково называются. «Основы православной культуры» и «Православная культура» по учебно-методическим комплектам А.В.Бородиной и Л.Л.Шевченко - это одно. А модуль «Основы православной культуры» по учебнику А.Кураева - это другое.

Обратим внимание, что не только государством поставлена задача сохранения многолетнего опыта работы по учебно-методическим комплектам. Его Святейшество Патриарх Кирилл на XX Международных Рождественских образовательных чтениях подчеркнул: «Важно сохранить, - и я уже говорил ранее, - тот объем преподавания ОПК, который уже имеется».

Для учителей и директоров школ важно знать, что из имеющегося разнообразия учебных пособий следует использовать только те, которые выпускаются издательствами, имеющими федеральный допуск.

 

Внешняя экспертиза

 

Участники заседания с интересом просмотрели видеосюжеты о пребывании калининградцев  в Калужской области. В контексте обсуждаемой темы был важен взгляд со стороны на опыт Боровска и Тарусы. Приведем высказывания об этом известного отечественного ученого В.И.Слободчикова, сделанные 23 апреля 2012 года в Боровске,  и   директора школы г. Калининграда Е.В.Ивановой во время встречи в Тарусе 27 апреля 2012 года.  Виктор Иванович назвал педагогическим открытием то, что показали и рассказали боровские директора. Не поименовав научными категориями,  раскрывая системную работу, которая строится вокруг преподавания «Основ православной культуры» по учебным пособиям А.В.Бородиной,  были явлены смыслы, ощутимые всеми присутствующими в тот день в школе №1 г. Балабаново.  В.И.Слободчиков обратил внимание, что  «именно православная культура с необходимостью  порождает  внутреннее преображение, но не только потому, что она духовна, но еще  и потому, что  Православие есть  соборность, единство и уклад жизни. Именно православная культура в наибольшей степени способствует формированию детско-взрослых профессионально-родительских общностей».

Всем известно, что  семья - малая Церковь. Но то, что  прозвучало в Боровске, по мнению В.И.Слободчикова «дает серьезные основания надеяться и трудиться в направлении того, что школа может стать малой Церковью. Стать соборным единством. Это не означает, что надо вносить обрядовую атрибутику в школу». «Как только православная культура входит в содержание образования, содержание образования  становится специфичным, и его носителями  становятся все, сопричастные к этому образовательному пространству,  где происходит это чудо «явление православной культуры».  Выводы В.И.Слободчикова полностью соотносятся с той гипотезой, которая была сформулирована нами в 2006 году при разработке муниципального проекта «Развитие культурной педагогической среды на основе духовной традиции отечественной культуры» (автор Т.В.Анохина), реализуемого в системе образования Боровского района  по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента.

Внешняя экспертиза состоялась и в Тарусе. Директор калининградской школы Е.В.Иванова увидела в работе Управляющего совета тарусской школы №1 образец триединого сотрудничества администрации города, школы и духовенства, их совместной слаженной работы. Елена Васильевна рассказала, что у них в городе также созданы управляющие советы в школах, но они в основном занимаются распределением финансовых средств. Теперь же появилась мысль, что вот так, по аналогии с тарусской моделью, и надо строить деятельность Управляющего совета. «Хотя в областном центре  это тяжелее, - заметила Елена Васильевна, - но начинать надо» (см. электронный ресурс: http://mo.tarusa.ru/novosti/novosti.htm).

Напомним, что экспертные выводы по тарусскому и боровскому опыту стали возможны благодаря тому, что в апреле этого года на протяжении десяти дней на базе Миссионерско-просветительского центра Свято-Пафнутьева монастыря Калужский государственный институт модернизации образования проводил курсы повышения квалификации. Курсы были для руководителей  и заместителей руководителей образовательных учреждений Калининградской области по программе «Образовательное партнерство школы и семьи по вопросам духовно-нравственного развития подрастающего поколения». В составе группы  из 30 человек находились  также начальник отдела модернизации образования Н.А.Строганова, ректор Калининградского областного института развития образования Л.А. Зорькина, начальник УМЦ духовно-нравственного воспитания Калининградского областного института развития образования С.Ю. Афанасьева, директор УМЦ им. С.А.Рачинского М.Е.Соколова, а также директор православной гимназии, руководитель отдела религиозного образования и катехизации  Калиниградской епархии РПЦ протоиерей Сергий Коротких.

 «Одним  из эффектов окончания данных курсов, - говорится в заметке на сайте Калининградского областного института развития образования,  - стало сплочение стажировавшихся в единую команду, объединенную желанием развивать процесс духовно-нравственного развития и воспитания учащихся как в образовательных учреждениях, которые они представляли, так и на уровне региона» (см. электронный ресурс:   http://www.koiro.edu.ru/news/news_main/index.php?news=4796).

 

Итоги Круглого стола в Тарусе

 

В результате дискуссии, презентаций и просмотра видеосюжетов о работе таких органов общественного управления образованием как Муниципальный Управляющий совет образования, Управляющий совет школы №1 в Тарусском районе и Координационный совет по духовно-нравственному воспитанию при администрации Боровского района участники Круглого стола единодушно сошлись во мнении, что необходимо признать роль глав администраций Боровского и Тарусского районовзадающих тон в работе по выстраиванию системы духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях. Их четкая позиция  позволяет открыто консолидироваться и сотрудничать всем социальным институтам, используя различные формы управления образованием. На это обратила внимание собравшихся Л.С.Силаева, дополнившая рассказом о боровской модели видеосюжет студии телевидения  Боровского района о Координационном совете по духовно-нравственному воспитанию, действующем при администрации района много лет.

Вторым итогом назвали открытое и плодотворное  сотрудничество с Церковью, особо отметив духовно-просветительскую миссию Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, наместником которого является архимандрит Серафим (Савостьянов). Так что неудивительно, что на протяжении всего заседания в выступлении практически каждого участника подчеркивалась необходимость взаимодействия с Церковью, а член Общественной палаты Калужской области Фрида Андреевна Никулина,  высоко оценив данное мероприятие, подчеркнула, что Россия исторически всегда была православной страной, поэтому так важно в настоящее время сближаться с теми людьми, которые несут веру.

Третьим итогом стало признание  огромного потенциала общественных форм управления образованием, который необходимо реализовывать на местах.

Четвертый вывод касается признания несомненной пользы обсуждения темы директорским корпусом. Именно директор школы лучше других понимает, что расширение самостоятельности школ влечет и расширение ответственности за принимаемые решения. Именно от директора зависит, чтобы  внедрение эффективных механизмов хозяйствования и управления ресурсами стало неотъемлемой частью модернизации образования, влиять на которое готово все  больше и больше родителей и представителей общественности. Для этого есть  механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций  и «обратной связи». В этом убедились участники Круглого стола на примере работы Управляющего совета школы №1, которым руководит глава города Тарусы Н.Д.Верзилина. Все согласились продолжить практику подобных встреч,  уже  намечены тематические встречи, на которых запланирован обмен опытом и  совместный поиск путей совершенствования системы духовно-нравственного воспитания  не только в школах, а и в муниципалитетах.  Это и стало пятым итогом встречи, который вобрал в себя перспективы сотрудничества двух районов.

 

Общественные инициативы востребованы президентом

 

 «Сегодня качество нашего государства отстает от готовности гражданского общества в нем участвовать, ­ пишет В.В.Путин в статье «Демократия и качество государства». - Наше гражданское общество стало несравненно более зрелым, активным и ответственным». Теперь есть реальные возможности непрерывно влиять на власть и на процесс принятия ею решений. «Граждане, профессиональные, общественные объединения должны иметь возможность заранее «тестировать» все государственные документы».

Такое  «тестирование» проходит проект ФЗ «Об образовании», и мы надеемся, что будут максимально учтены все предложения. Обратим внимание, что пока в проекте отсутствует  принцип культуросообразности, который бы гарантировал соответствие  отечественной культуры, в духовной своей основе православной,  приоритету  духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина и патриота  России, заявленному в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Поэтому и получается, что на местах для решения государственной задачи,   приходится муниципалитетам и образовательным учреждениям через механизмы общественного управления нормативно закреплять наполнение нравственных ориентиров живой водой духовного источника,  которым для Калужской области, как и для большинства регионов России,  является Православие. Напомним, что эту задачу действительного приближения школьного и внешкольного воспитательного дела к путям православной культуры В.В.Зеньковский называл грандиознейшей, а вместе с тем исключительно важной задачей. Если не удастся ничего сделать в этом направлении, то напрасны будут все теоретические построения и организационные начинания, ибо отрава современным «дуализмом» культуры происходит еще на школьной скамье, - так писал ученый в середине прошлого века (ст.31. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. )

А как сейчас обстоят дела с православной культурой в масштабах области и всей страны?  Модуль «Основы православной культуры»   выбрали  67,96%  обучающихся   (по РФ  - 28,7%),  «Основы светской этики» - 29,3%  (по РФ -  40,7%),  «Основы мировых религиозных культур» - 2,4%  (по  РФ - 20,3%), «Основы исламской культуры» -  0,3 %  (по РФ - 5,6%), «Основы иудейской культуры» -  0,02%  (по РФ - 0,1%) (данные по РФ взяты из материалов коллегии министерства образования и науки  РФ от 20 марта 2012г.).

Хотелось бы утешиться значительным «отрывом» от страны. Но сравнение данных внутри Калужской области вынуждает реально оценить ситуацию в образовательных учреждениях области и задуматься над вопросом о причинах  заметного  снижения  выбора родителями предмета ОПК в марте 2012 года в сравнении с данными в ноябре 2011года. Здесь надо пояснить, что в ноябре 2011 года по инициативе регионального министерства образования и науки повсеместно в школах прошли родительские собрания в четвертых классах, поскольку предполагалось, что курс «Основы религиозных культур и светской этики» дети будут изучать в последней четверти текущего учебного года. Однако все произошло не так. Эти дети и их учителя, проходившие курсы по ОРКСЭ в феврале 2012 года, не попадают в планы федерального министерства образования и науки по введению ОРКСЭ с 1 сентября 2012 г.

Выбор родителями обучающихся  модуля «Основы православной культуры»:

                           ноябрь 2011 г.   -   72, 7%       март 2012 г.  -  67, 96%

Выбор родителями обучающихся модуля «Основы светской этики»: 

                           ноябрь 2011 г.  -  24, 93%      март 2012 г.  -    29, 3%.

Таким образом, информация по выборам в ноябре  фактически обеспечила мониторинг ситуации, выводы  которого очевидны. Но их еще предстоит осмыслить в муниципалитетах, чтобы понять, что делать дальше.

 

Калужские перспективы

 

В.В.Зеньковский мыслил рост православной культуры, культуры, проникнутой духом Православия и в сознании детей и взрослых утверждающей эту связь, через «островки»  или оазисы православной культуры, которые своим очарованием, своей правдой должны овладеть душой народа. Такие «островки» есть в Калужской области. Например, тарусская школа №1, где высший орган управления образованием принял решение для своих детей изучать ОПК во всех классах. Это решение последовательно претворяется в практику. В Боровском районе такими «островками» можно назвать ноосферную школу и школу №3 г. Балабаново. Есть такие школы в Дзержинске, Калуге, Кирове,  Людиново, Мещовске. А кто позаботится о других детях? Всем ли родителям педагоги помогут сделать правильный выбор в изучении основ религиозных культур?Чем мы, взрослые, можем уже сейчас помочь подрастающим детям? Что каждый из нас со своего рабочего  места может сделать для своего близкого, для отдельного человека, для конкретной семьи,  для страны,  чтобы жизнь была по любви и правде, по совести и вере?

Будущее нашей страны мы созидаем сегодня. Вспомним слова известного педагога В.В.Сухомлинского: «Сегодня дети - завтра народ». Поэтому от нас требуется волевое усилие, чтобы следуя указаниям Президента, активизировать деятельность общественного управления образованием. Критикуя общественные советы при органах исполнительной власти, президент указывает на формальный  или показной характер и призывает «...отказаться от ведомственного подхода к формированию таких советов - их состав должна утверждать, например, Общественная палата России, а для региональных органов - соответствующие общественные палаты. Общественные советы должны перестать быть удобными для руководителей ведомств. Надо обеспечить участие в них по-настоящему независимых экспертов и представителей заинтересованных общественных организаций. Установить состав нормативных актов и программ, которые не могут быть приняты без предварительного и публичного обсуждения на Общественном совете. В компетенцию Общественных советов может войти паритетное с самим ведомством участие в деятельности конкурсных и аттестационных комиссий, а также комиссий по урегулированию конфликта интересов».

Большая цитата приводится с одной целью: обозначить вектор совершенствования деятельности калужских общественных структур, в частности,  Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию при Правительстве Калужской области, который трижды с момента своего создания заседал,  а принятые решения до сих пор ждут исполнения работниками государственных структур, для которых эти решения носят рекомендательный характер, что следует прочитывать как «необязательные к исполнению». Такой вывод не перечеркивает несомненное калужское достижение, которым  является создание такого Совета при Правительстве области. Благодаря новой структуре активно идет диалог с общественностью, с Церковью. И теперь на повестку дня выходят вопросы нормативно-правового регулирования, о чем были приняты решения участниками широкомасштабного общественного форума «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи», инициированного депутатами Законодательного Собрания (21 января 2011 г.). Фактически на этом Форуме впервые была сформулирована стратегия модернизации калужского образования, поэтому будет уместно привести отдельные положения Резолюции.

 Участники форума, определяя духовно-нравственное воспитание и развитие детей и молодежи в качестве ключевого фактора становления гражданского общества, констатируя, что социально-экономическое развитие Калужской области невозможно без приоритета духовно-нравственных, культурных ценностей жизни каждого человека, посчитали важным отметить, что  духовно-нравственное развитие и воспитание детей и молодежи признано важнейшей задачей современного российского общества, от решения которой зависит возможность его нравственного возрождения.

Важным шагом на пути приобщения детей и молодежи Калужской области к традиционным духовным ценностям является организация преподавания в образовательных учреждениях области предмета «Основы православной культуры». Участники Форума посчитали целесообразным: Законодательному Собранию Калужский области сформировать состав рабочей группы по подготовке проекта Закона, регулирующего вопросы духовно-нравственного воспитания и развития детей и молодежи Калужской области. В проекте Закона предусмотреть системное преподавание «Основ православной культуры» на всех ступенях образования, подкрепленное нормативно-правовыми актами и иными инструктивно-методическими документами соответствующих региональных структур и органов местного самоуправления. Публично обсудить данный проект Закона. А в рамках работы Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи Калужской области при Правительстве Калужской области участники Форума посчитали необходимым инициировать разработку межведомственной долгосрочной целевой программы духовно-нравственного воспитания и развития детей и молодежи Калужской области на 2011-2015 гг.

Таким образом, в Калужской области используется «возможность самим гражданам формировать законодательную повестку, выдвигать свои проекты и формулировать приоритеты» (В.В.Путин). На этом пути заметна консолидация Боровска и Тарусы, которые реально осваивают новые формы государственно-общественного управления образованием в духовно-нравственной сфере, понимая, что обращение к православной духовности как истинному источнику нравственной чистоты и красоты, так недостающему сегодня критерию для  различения Добра и зла, сможет помочь противостоять  дальнейшей деградации детей, молодежи,  общества.

.

Т.В.Анохина, советник главы администрации

Боровского района по вопросам духовно-нравственного воспитания

 

Другие материалы
20 мая 2019 года
В Боровском районе прошли XX Пафнутьевские образовательные чтения
6 ноября 2018 года
Концерт духовной музыки в Пафнутьевом монастыре в день иконы Божией Матери Казанская
12 июня 2018 года
В Пафнутьевом монастыре организованы курсы повышения квалификации для преподавателей ОПК
4 апреля 2018 года
Насельник монастыря принял участие в просветительском мероприятии на Камчатке
5 января 2018 года
Открытие Рождественского вертепа в Пафнутьевом монастыре
4 ноября 2017 года
Фестиваль "Оплот веры" у стен Пафнутьева монастыря
21 октября 2017 года
В Пафнутьевом монастыре прошло заседание Комиссии по защите окружающей среды
19 сентября 2017 года
Братия монастыря посетили Богородично-Рождественские чтения в Калуге
25 апреля 2017 года
Наместник монастыря иеромонах Пафнутий выступил с докладом на конференции
30 января 2017 года
Насельник монастыря принял участие в студенческом семинаре
7 января 2017 года
Поздравление наместника братией и Воскресной школой с Рождеством Христовым
5 января 2017 года
В монастыре состоялось торжественное открытие Вифлеемской композиции - Рождественского Вертепа
25 ноября 2016 года
Установлен памятник преподобному Пафнутию Боровскому
18 ноября 2016 года
2-я Научно-практическая конференция посвященная 75-тилетиею Московской битвы на Боровской земле
6 июня 2016 года
Начались курсы повышения квалификации учителей Калужской области
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь можно заказать ночлег Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.