Поиск по архиву

Газета "Вестник" № 36 - 2016 г.

В Боровске осквернили память репрессированых

За 10 лет картины художника-любителя пенсионера Владимира Овчинникова стали в Боровске частью городского фольклора. В десятках мест он изображает выходцев из Боровска, прославивших Россию. Начинал с пейзажей, но решил переключиться на историю. Изобразив знаменитых боровчан до XX века, обратился к теме репрессий, решив увековечить на стенах память о расстрелянных в сталинские годы жителях. Для этого пришлось поработать в архивах многие годы, собирая данные о надуманно осужденных советской властью жителях Боровска. Овчинников издал книгу «Расстрелянное будущее» и создал сайт, где теперь можно увидеть списки репрессированных, фотографии и копии приговоров «врагов народа». Таким образом боровский художник добивается исторической памяти и официальной реабилитации жертв политического режима.  Работа ведется своими силами, с поддержкой немногих неравнодушных единомышленников. Даже сейчас, в современной России никто не знает всей правды о жертвах политических репрессий, имена пострадавших до сих пор не рассекречены. Правда о том страшном времени, когда почти каждая семья попала под молот репрессий, является нашей историей, даже если она неприятна и неудобна и внешне не выглядит как торжествующая победа. Но и эта правда требует памяти.

В середине августа Овчинников попытался создать мемориальную галерею в память расстрелянных в сталинское время. Писать портреты репрессированных  художник начал для того, чтобы в городе был хоть какой-то памятный знак для тех, кого незаслуженно лишили честного имени и сослали в лагеря или расстреляли. На стене одного из магазинов в центре города появились портреты 20 расстрелянных боровчан, вместе с изображением Александра Солженицына, которые не продержались и двух дней. Вандалы из аэрозольных баллончиков раскрасили лица репрессированных желтой и красной краской. Изуродована работа Овчинникова была методично и тщательно. Такое отношение к исторической памяти народа неудивительно. Из интернет-комментариев: «Это, к сожалению, закономерно для нашей страны. Это сделали люди с той же психологией, что и те, кто расстреливал»; «Три поколения глумились над историей, культурой, уничтожили всех деловых и многих умных людей. А что ждать теперь?»; «Жаль что все испортили, просто нет слов. Зачем?! – ведь это память... все равно что наплевать на предков, не ведают что творят». Действительно, кому не понравились суровые, изможденные допросами и пытками, но по-своему аскетические, уже на пороге вечности, лица? Может быть, они стали укором для чьей-то совести? Надо ли их вспоминать, делать примером жизни? Они немощны, непобедители. Они же в скорбях, а современный человек привык к комфорту и душевному и телесному, к легкой и безответственной жизни. Зачем такая неудобоносимая правда, когда можно жить проще? Господь Иисус Христос сказал: «В мире скорбны будете» (Ин. 16:33), и апостолы говорят, что «многими скорбями подобает нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22). В иконописи лики святых, особенно мучеников, изображаются в скорбных и суровых тонах: «испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления» (Евр. 11:7-11).  Исповедники веры претерпели мучения, приняли смерть с достоинством, и через это выражение скорби сочувствуют нам в наших скорбях, в том, что предстоит человеку, который «возьмет крест свой» (ср. Мк. 8:34). Двадцатый век начался в нашей стране под знаком революции. В 1920–1930-е годы и в дальнейшем от невиданного ранее в истории государственного террора, от расстрелов, пыток, тюрем, лагерей и ссылок, голода погибли миллионы наших граждан, были искалечены судьбы и души десятков миллионов людей. Священник умирал за веру, выбор крестьянина был свободный труд на своей земле, военный за Отечество – каждый исповедовал свой личностный нравственный выбор – свой крест, и страдал за него. «Все желающие жить благочестиво… будут гонимы», – предупреждает ап. Павел (2 Тим. 3:12). Общество разделилось на тех, кто смог понести тяжелые для страны времена – они и стали исповедниками, и тех, кто старался приспособиться к новым условиям – занять место в «системе», стать палачом или молчаливо-согласным. Первые «победили мир» (ср. Ин. 16: 33) и пошли тернистым путем, они и могут стать нам примером жизни. Примером несения креста: без ропота, с благодарением и прощением врагов; примером победы. Легко ли быть праведником в гонениях, легко ли не предать и помогать ближнему в таких условиях? Тот, кто смог так поступить в скорбях – настоящий человек. Но как замазывали ложью этих людей тогда, так и сейчас продолжают замазывать краской их имена. Лица со стены выявили нежелание знать и исправлять прошлого. Мы не хотим хранить их память. Замалчивание – вот наша реальность. Может быть, установка памятника репрессированным поможет человеку различать добро и зло, поменять отношение к себе и к ближнему и преодолеть общественные противоречия, вспомнив о ценностях веры, жертвенности, патриотизма.

Послушник Георгий Грачёв

Галерея (1)

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь