Газета "Вестник" № 36 - 2016 г.

«Концентрация человеческой злобы…», или Что происходит с человеческим родом?

Тысячи людей пришли на праздник. Радостные лица, счастливые глаза: все любуются красивейшим фейерверком. И вдруг толпу на полной скорости таранит грузовик – истошные крики, паника, слезы, кровь, десятки убитых и раненых. Это не голливудский триллер, это террористический акт – массовое убийство, для которого не потребовалось ни взрывчатки, ни оружия. Это новая форма терроризма, безбожия и злобы, использующего все более «мирные» и от этого все более непредсказуемые средства.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал «безумным террористическим актом» нападение в Ницце. Предстоятель Русской Православной Церкви считает, что только в свете религиозного понимания состояния современного человечества можно дать настоящий ответ на то, чем является и что означает современный терроризм. «Бог никого не призывал уничтожать ради проявления религиозного чувства. Поэтому за фанатизмом, в конце концов, – безбожие… действовать так – значит отвергать Бога и Божий мир… Для того, чтобы создать террористическое сообщество, нужно людей вдохновить на ненависть, а ненависть – не от Бога… Поэтому, когда мы говорим о так называемом религиозном фанатизме, экстремизме».

 

Побеседовать на такую сложную тему, как религиозный экстремизм и ненависть, любезно согласился настоятель прихода в честь Иверской иконы Божией Матери в деревне Кривское священник Анатолий Чернов.

 

– Отец Анатолий, в связи с  последними страшными событиями в Ницце, подумалось, что в мире происходит быстрая невидимая концентрация человеческой злобы. Хотелось бы узнать ваше мнение.

– Согласен. Если припомнить времена не столь отдалённые, то тогда масштабы вопиющих злодеяний были заметно меньше. Что случилось с людьми? Попробую проанализировать очень непростую и многоплановую ситуацию.   

Рассказывают, что советские девушки, выпускницы снайперских школ периода Великой Отечественной войны, часто никак не могли решиться сделать свой первый выстрел по живому человеку – врагу. В объективе прицела он живой идёт или говорит. Видны его мимика, жесты. По движению губ специалист даже смог бы понять слова, которые тот произносит. Думаю, что у девушек это была нормальная реакция нормального человека. Убийству себе подобного сопротивляются человеческие дух, душа и тело. От необходимости и неизбежности совершения даже справедливого убийства врага трепещет и возмущается человеческая плоть.

Но давить колёсами безоружных и невинных, находя в этом радость, – такое злодеяние сразу исключает палача-шофёра из числа людей. Он становится в ряды тех нелюдей, что стреляют в затылки, сжигают живыми в клетках или режут ножами перед видеокамерами горла у своих пленников. Дело тут вовсе не в вере, а в устройстве души!

Для террористов нет границ, за которыми их можно запереть. Земля – планета небольшая. Не дай нам Бог повторения Будённовска, Волгограда или Дубровки!

Механика пополнения рядов злодеев проста: подобное тянется к подобному. А для этого есть телефон и интернет. Кто ищет – тот найдёт, кого ищут – тот найдётся. Главное, сформирована благоприятная среда для умножения ненависти и злобы. Среда эта постоянно подпитывается всё большей поляризацией мира на разломах, которые называются: социальное и имущественное неравенство, религиозные и расовые противоречия, культ силы и безнаказанности, неверие в возможность и желание правящих элит изменять обстановку к лучшему. Появляется соблазн у части изгоев этого мира взять в руки оружие и самим устанавливать тот «справедливый» порядок, какой им хочется. Только всё не так просто: говорят, среди мозговых центров террора можно встретить высокообразованных специалистов по различным отраслям знаний. Злодей со знаниями опасней злодея-недоучки. Создана мощная всемирная система, которая успешно идёт к своим ближайшим целям: получению тотального контроля над людьми и природными ресурсами и сокращению численности населения нашей планеты.

– В России в последнее время заговорили о бытовом насилии в семьях, в школах, в армии.

– Что заговорили – хорошо. Неозвученные проблемы не решаются. Ответ несложен: если наш православный Бог есть Любовь, то и отступление от Бога усиливает качества, противоположные любви – ненависть и злобу.

– Я слышал, что вы на исповеди какой-то свой стих предлагаете исповедникам за вами повторять. Так ли это?

– Ну и разведка у вас! Стих этот предлагаю за собой построчно повторять только тем, кто на исповеди сказал о своих непрощённых обидах на других людей. Вот что я говорю, а люди, захотевшие простить, но никак на это прежде не решавшиеся, за мной повторяют:

 

Господи, помилуй всех людей, кто меня когда-то оскорбили,

И не помяни им этот грех, хоть его и ведая творили.

Суд Твой без сомненья справедлив. Пощади ж Своих овец заблудших.

Знаю я – те овцы не из худших, потому молю: спаси всех их!

После этого спрашиваю ещё раз: «Нет ли ещё непрощённых обид?» Часто отвечают, что вот теперь точно нет.

– Так просто?

– Ненависть – состояние сложное, напряжённое и губительное для ненавистника. Ненависть сжигает своего носителя изнутри. Говорят, что от любви до ненависти один шаг. Сможем этот шаг в отношениях с ближними не сделать – себе же здоровья добавим. А любовь – это просто и чисто. Мы же всегда тайно или явно ищем этого состояния. Может быть, оно – воспоминание об утраченном Рае, где наши прародители до своего грехопадения обитали, окружённые Божией родительской любовью? Именно эта Божия любовь пока ещё отражается от маленьких зеркалец наших душ. Грязное зеркальце не может отразить ничего. Мы же с нашими обидчиками из одного теста сделаны. Наш мудрый народ говорит, что нет дыма без огня. А баснописец И. Крылов советовал не пенять на зеркало. Часто случается, что нам показал человек нашу проблему и беду, о которых мы не догадывались, а мы ему: «Сам дурак!» Начинаем вести активные «боевые» действия, и это вместо того, чтобы задуматься о том, как мы с нашей бедой справляться будем. Наш обличитель – наш благодетель. Вот так!

– К вопросу о ненависти и любви. Часто светские люди, критикующие религию, говорят: мол, вы христиане (разных конфессий) в одного Бога верите, а между собой договориться не можете, спорите, друг с другом не соглашаетесь. В этой связи, что бы вы могли сказать по поводу различий в направлениях христианства. Объясните этим «оппонентам», как оказалось, что Библия одна, а христианских конфессий множество?

– Прочитав или услышав какой-либо даже несложный текст, каждый прочитавший или услышавший будет иметь о прочитанном или услышанном своё представление. Множество факторов оказывают влияние на это: тут и уровень подготовки читателя или слушателя, и уровень сложности текста следует учитывать.

Библия – книга очень непростая, читать её просто для развлечения не имеет смысла. Святитель Иоанн Златоуст оставил нам свои слова о том, что «Ветхий Завет отстоит от Нового Завета, как земля от Неба». В Ветхом Завете главный интерес у христиан вызывают книги пророческие. В них за сотни лет до прихода в мир Спасителя были описаны Его дела, страдания и смерть. Новый Завет был дан человечеству после исполнения всех пророчеств о Мессии. Новый Завет не отменил все прежние заповеди, а дал людям намного более высокие. Этот идеал, как и выполнение ветхозаветных заповедей, для нас недостижим: природа наша человеческая склонна к греху. Но множество людей, которых мы провозгласили святыми, показали различные образцы приближения к Богу в своих лучших проявлениях в этой жизни.

Неискажённое понимание христианского идеала Человека и стремление ему следовать подводят человека к мысли о необходимости Божественной помощи. Православие начинается с осознания себя грешным и недостойным спасения.

Святые сказали, что Новый Завет написан для каждого из нас, и главная задача – стараться жить по нему, а не поучать других, не живя при этом по новозаветным заповедям. Есть путь святых, и есть путь «профессорский», когда алгеброй проверяют гармонию, как Сальери в драме Пушкина. Второй путь и раздробил христианство. Православие меньше всего пострадало: оно всегда считало, что простота личных отношений с Богом ближе к святости, чем высокомудрие и игра распалённого страстями воображения.

– Это про другие ветви христианства?

– В католицизме есть несколько шокирующих нововведений: о догмате Папы, об исхождении Святого Духа и от Сына, о чистилище, сверхдолжных заслугах отдельных людей и возможности передачи части этих заслуг другим людям. Из последнего получились индульгенции. Очень странные святые у католиков. Православие, в лице своих духоносных учителей, считало их несчастными  мужчинами и женщинами, впавшими в глубокую духовную прелесть. А ведь святые – это идеал, который даётся для подражания. (Уточню, что не во всём, а только в лучшем!)

В протестантизме множество ветвей, и каждая говорит, что только в ней истина и спасение. В некоторые догматы мне поверить сложно или невозможно. Я не могу поверить, что: «Надо только поверить, что Иисус умер за тебя, взял твои и грехи всех верующих, и теперь ты можешь жить с чистой совестью!» А всё это потому, что вместо нас – настоящих грешников, Бог Отец казнил Своего невинного Бога Сына, нас простил и успокоился!.. Страшная Жертва на Голгофе была принесена ради Любви к погибающему во грехе человечеству, не могущему своими силами приблизиться к Богу! Через Свой Крест Спаситель нас усыновил, устранил в Себе повреждение человеческой природы, стал новым Адамом и открыл нам дорогу к Царствию Небесному.

– А ещё в чём различия?

– Может ли домохозяйка назначить своего мужа Верховным главнокомандующим вооружёнными силами страны, или хотя бы дать ему чин сержанта? Может ли мирской человек получить священный сан от другого мирского человека? – Два раза «нет»! А у некоторых номинаций такая практика есть! Правда, священниками там своих духовный вождей называть не решаются, но «пресвитер» или «пастор» – это звучит и таинственно, благородно и на иностранный манер! Даже епископы таким же образом у них появились. А где-то женщины, не только пасторы, но и епископы уже есть! Узнали бы об этом апостолы! Женщины – очень хорошие люди, но как мужчина не предназначен рожать детей, так и женщине не предполагалось служение в алтаре христианского храма. Ничего обидного тут для разумных людей быть не может!

Если основатель баптизма сам себя водой крестил, то это действие может ли считаться таинством и стать нормальным фундаментом для основания одной из ветвей христианства? Я в прочность таких фундаментов не верю, какими бы прекрасными ни были последующие слова и дела.

– Вы сказали о таинствах.

– В Православии апостольское учение сохранилось наиболее неповреждённым. Таинства – естественная составляющая жизни нашей Православной Церкви. Главное таинство Православной Церкви – Причастие Тела и Крови Господа Иисуса Христа. В таинствах, когда их достойно принимает человек, он получает благодать Божию, вразумление, очищение от грехов, возможность дальнейшего приближения к Богу в этой жизни.

– Думается, вам удалось, никого не оскорбив, отметить различия между Православием и другими направлениями христианства.

– Религиозные убеждения другого человека могут не совпадать с моими убеждениями, но это его право иметь свою веру, и это право я должен уважать. А веру, которая, на мой взгляд, ложная, я уважать не обязан. Это моё право, иметь своё мнение, и мой оппонент обязан с ним считаться, даже если не хочет или не может его уважать. Если не спрашивают – значит, или моему мнению не доверяют, или твёрдо знают, что сами правы, и судачить попусту об этом не стоит. Когда спросят – выскажу своё мнение, а не спросят – лучше помолчу.

– Спасибо за интересную беседу и искренность.

Андрей Сигутин

Галерея (1)

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.