Газета "Вестник" № 9 - 2017 г.

Великая тайна иконы

«…дело это требует особой внутренней подготовки и собранности, и постоянного обращения за помощью ко Господу и к тому угоднику, которого дерзает писать»

(Из писем архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

 

Женщина-иконописец – о чудотворных образах, «народной» иконе и своем пути овладения церковным ремеслом с многовековой историей.

 

 

Ирина Филатова работает иконописцем в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре уже 11 лет. Ее путь в уютную мастерскую, заставленную иконописными образами, был непрост. Юная москвичка вместе с родителями переехала в Обнинск, когда ей не было и двух лет. Тогда в городе науки только открылся Институт медицинской радиологии. В числе молодых специалистов, которых направляли сюда со всех концов Советского Союза, был и отец Ирины. Прошедший всю войну, он сначала окончил институт стали и сплавов, но затем решил посвятить свою жизнь спасению людей и снова пошел учиться – теперь уже в медицинский. В Обнинск он приехал аспирантом, с женой и двумя детьми. Ирина в чем-то повторила судьбу отца – инженер-радиотехник тоже решила свернуть с выбранной профессиональной дороги вскоре после получения диплома. Такое решение она приняла после того, как случайно зашла на службу в храм.

«Я стояла напротив иконостаса и вдруг поняла, что икона – это великая тайна. Мне очень захотелось узнать, как эту тайну постичь», – вспоминает Ирина Петровна.

Первая икона

 

Рисовать Ирина Филатова никогда не умела. Из художественных навыков были только знания, полученные на курсах росписи по дереву. А за окном была середина девяностых. В московских Кузьминках в это время открылась школа ремесел. На отделение иконописи набирали всех, но сам курс длился не больше года, вспоминает наша героиня. Написав первую свою икону Спаса Нерукотворного, Ирина поняла, что хочет продолжать постигать искусство иконописи. Она снова стала искать объявления о курсах и нашла – как раз шел набор в иконописную школу при Институте Иоанна Богослова. Принимала вступительные экзамены в ней и обучала Екатерина Ильинская. В течение двух с половиной лет ученица из Обнинска перенимала знания и опыт известного иконописца, стараясь не думать о том, что будет после окончания обучения – перспектив трудоустройства на тот момент не было никаких.

«Очень хорошо помню, как мы с еще одной ученицей Людмилой уезжали из Москвы в Обнинск. Наша общая молитва была: «Пресвятая Богородица, помоги! Что нам делать дальше?»

 

Сбывшаяся мечта

 

«В скором времени я была на службе в храме Преображения Господня в селе Карижа под Малоярославцем и узнала, что в иконописную мастерскую при храме нужны работники», – продолжает Ирина Филатова.

Мастерская представляла собой небольшую комнату. По благословению отца Андрея в ней трудилась выпускница училища при Казанском Девичьем монастыре в Калуге, которая и позвала Ирину в соработницы. Несколько лет женщины нарабатывали практический опыт, выполняя задания настоятеля. В свободное время Ирина отправлялась в паломнические поездки по православным храмам. Через несколько лет мастерская при сельском храме вскоре закрылась. В такие моменты неопределенности, считает Ирина, нужно обязательно учиться, начинать новую главу в своей жизни. Она вновь поехала в Москву, в православный институт «Содействие», где училась сначала иконописи, а потом и реставрации.

В Боровский монастырь Ирина Филатова приезжала время от времени. Глядя на величественные купола собора Рождества Пресвятой Богородицы, не раз мечтала о том, чтобы работать в монастыре. Господь услышал молитвы Ирины. В то время в местной церковной лавке работала ее подруга – Марина Иншакова. Она и сейчас трудится здесь, теперь уже в должности заместителя руководителя монастырской лавки. Именно Марина Вячеславовна посоветовала тогда художнице написать несколько икон для продажи. Спустя некоторое время Ирина принесла икону «Не рыдай Мене Мати». Ее работа привлекла внимание отца Серафима, в те годы являвшегося настоятелем монастыря. Вскоре он предложил Ирине работу, а она с радостью согласилась. Мастерская тогда находилась в том же розовом корпусе, где принимал схиархимандрит Власий (Перегонцев). Со своими многочисленными духовными чадами он общался в келье на втором этаже, а на первом трудилась Ирина. В 2015 году, после того, как здание снесли, иконописная мастерская переехала на территорию Миссионерско-просветительского центра.

 

Иконопись как служение

 

За 11 лет работы Ирина Филатова написала и отреставрировала множество икон. Но она по-прежнему считает, что у мужчин больше возможностей стать хорошими иконописцами. За счет целеустремленности, меньшей в сравнении с женщинами эмоциональности им лучше удаются аскетичные образы.

«Просто сейчас время такое – когда спасаться этим хотят и мужчины, и женщины. При этом сейчас в России работает много женщин-иконописцев, и очень неплохих. Лично для меня эта профессия – один из способов держаться за ту соломинку, которую дает Господь, чтобы жизнь текла в определенном русле. Без этой работы мне здесь делать нечего», – добавляет она.

При этом путь постижения этого ремесла бесконечен. Иконопись – та  область, в которой человеку никогда не достичь совершенства, считает Ирина Филатова. А титулы и награды здесь и вовсе ничего не решают – через икону Господь непостижимым образом являет Себя вне зависимости от мастерства художника. Труд этот непрост. В жизни каждого иконописца есть времена нездоровья, опустошенности и той внутренней маеты, которая часто отвлекает от богоугодного дела. Все эти состояния становятся подчас труднопреодолимыми преградами на пути к рождению иконы. Наверное, поэтому среди иконописцев так мало тех, кто совмещает это ремесло с работой в миру.

«Это постоянная борьба. В такие моменты понимаешь, что сам по себе человек – очень немощное создание. Не так страшно, когда тебе кто-то мешает, нежели когда ты сам себе мешаешь», – поясняет Ирина Филатова. Чтобы настроиться на работу, мастер часто включает аудиозаписи чтения Псалтири и песнопения хора Валаамского монастыря.

Иконописец – инструмент в руках Господа. Но все художники – живые люди, а потому у каждого мастера с годами появляется свой узнаваемый стиль. И чем больше опыта, тем чаще иконописец ощущает необходимость обращения к истокам. К примеру, к образцам древнерусской или византийской живописи – для того, чтобы снова и снова переосмысливать опыт великих древних мастеров с духовной и художественной точек зрения. Икона, как «богословие в красках», открывается не сразу. За каждой из них стоит, прежде всего, духовный опыт мастера. Древнерусская икона отличается аскетичностью и сдержанностью, она чужда «миленькой красивости» и полна высочайшей духовной красоты. Именно поэтому современным мастерам бывает так трудно копировать ее, особенно начинающим иконописцам.

 

Рождение иконы

 

Как же создается икона? Сначала необходимо подготовить доску. Ее грунтуют левкасом. Это меловой грунт, замешанный на рыбьем клее или желатине. На завершающей стадии приготовления левкаса в него добавляют несколько капель льняного масла или олифы – для пластичности. В течение недели покрытие сушится, после чего превращается в надежную основу для краски. Сам процесс написания иконы, а это десятки слоев краски и золота, занимает от трех недель и больше. После этого икона обрабатывается защитным слоем натуральной олифы и лака. В общей сложности работа над одним образом длится от полутора месяцев.

 

Сила «народной» иконы

 

Говоря о реставрации, Ирина отмечает, что икона всегда наполняет и питает душу художника. Бывает, приносят простые домашние иконы, но от них идет невероятное тепло. Среди реставраторов и сегодня ведутся дискуссии на тему «народной» иконы – той, которую в какой-нибудь маленькой деревеньке по велению сердца и Божиему благословению написал некий мастер-самоучка. Чистая вера и любовь, вложенные в этот труд, делают такой образок неповторимым. Расстаться с «народной» иконой, передаваемой из поколения в поколение, очень непросто для человека – такая тихая и теплая сила идет от нее. А вот икон, щедро украшенных декоративными элементами, Ирина Филатова всегда смущается. Все-таки смысл иконы – в Образе, а не в излишнем украшательстве, которое может и отвлечь от главного.

 

Чудотворный образ

 

Через руки Ирины Петровны в свое время прошла и одна из главных святынь монастыря – чудотворная икона Божией Матери «Иверская». Когда отец Мисаил и трудники принесли ее в мастерскую, художницей овладел необъяснимый страх, с которым она не сразу справилась. Стиль, в котором изображена Богородица, характерен для афонских иконописцев середины XIX века. О происхождении иконы говорит и надпись на оборотной стороне доски: она была написана в 1878 году на святой горе Афон в Свято-Пантелеймоновом монастыре. Образ, которому почти полтора века, в монастырь привез схиархимандрит Власий. По распоряжению старца, особо почитающего Пресвятую Богородицу, каждый день к реставрируемой иконе приносили живые цветы. Свежие букеты неизменно окружают ее и сейчас, в стенах собора.

Раньше икона Божией Матери «Иверская» висела в иконостасе. Она проявила себя, когда почил отец Нил. Вскоре после смерти монаха образ Богородицы замироточил. Сегодня братия монастыря и многочисленные паломники обращаются к чудотворной иконе с самыми разными просьбами. О том, слышит ли их Богородица, без слов говорит широкий занавес из драгоценных украшений, пожертвованных прихожанами в благодарность за помощь.

 

Молитва должна идти

из сердца

 

Сейчас Ирина Филатова – не только иконописец, но и педагог. В мастерской монастыря она обучает этому сложному ремеслу всех желающих. Отсев, правда, большой – через год от группы из десяти человек остается лишь половина. Уходят те, кто находит себя в другом деле, зато остаются по-настоящему трудолюбивые и талантливые люди. На прошлую Пасху ученики Ирины Филатовой преподнесли братии монастыря подарки – расписные яйца из дерева. Сюрприз всем так понравился, что в мастерской решено было открыть новый класс, в котором обучают росписи по дереву.

Прощаясь с Ириной Петровной, я задаю вопрос, часто возникающий у людей, которые находятся в начале своего пути к храму. Можно ли в некоторых случаях молиться не перед иконой, и услышит ли такую молитву Господь?

«Конечно, домашнее молитвенное правило выполняется перед иконами, – отвечает она. – Но в течение дня у вас наверняка бывают ситуации, когда вы обращаетесь к молитве, а икон рядом нет. Эта молитва – в вашем сердце. А Господь всегда слышит сердце человека».

 

Екатерина Замахина

Фото автора

Галерея (1)

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.