СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД В ЖИЗНИ МОНАСТЫРЯ

В советское богоборческое время Свято-Пафнутьев монастырь разделил судьбу остальных монастырей России. В 1918 году монастырь национализируется. В 1919 году на базе монастырского подсобного хозяйства создается Пафнутьевская сельскохозяйственная коммуна, в которой трудятся монахи и служащие обители. На основании декрета Совнаркома от 5 октября 1918 года «О регистрации, приеме на учет и охране памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений» 1–3 февраля 1919 года был произведен осмотр Свято-Пафнутьева монастыря комиссией из Отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса. 27 августа 1919 года был составлен акт описи историко-художественных ценностей. Так было положено начало государственного историко-художественного  музея, который формально начинает функционировать со следующего года. Во время изъятия церковных ценностей под предлогом помощи голодающим Поволжья в 1922 году возникли трения между представителями власти и насельниками монастыря, которых поддержало местное население. Только со второй попытки удалось произвести изъятие. Это случилось 16 марта 1922 года. Вскоре появилось постановление президиума Калужского губисполкома от 29 мая 1922 года: «Принимая во внимание историко-художественную ценность Боровского Пафнутьева монастыря, ходатайство населения об оставлении в нем музея и несовместимости монастыря и музея, а также считаясь с тем, что при изъятии церковных ценностей монастырем было оказано противодействие, о чем в настоящее время ведется следствие... ходатайствовать перед ВЦИК о закрытии и упразднении Боровского монастыря и превращении его в историко-художественный музей». Монастырь закрывается, хотя еще продолжает функционировать монашеская сельхозкоммуна на базе монастырского подсобного хозяйства. Впрочем, в следующем году ликвидируется и эта коммуна. Таким образом, монастырь был закрыт, братия разогнана, ценности расхищены.

Настоятелем монастыря во время революции и гражданской войны был епископ Алексий (Житецкий). Он принял настоятельство в 1915 году, был членом Церковного Собора 1917–1918 гг., в 1919 году хиротонисан во епископа Боровского. Когда его в 1922 году арестованного вели через город, он осенял плачущих людей архиерейским благословением. Умер епископ Алексий 17 октября 1924 года. Последним настоятелем обители был архимандрит Сергий (Гришин), руководивший монастырем с 1917 по 1925 гг.

После закрытия монастыря на его территории с 1923 года находились различные организации и предприятия: вначале краеведческий музей, потом его сменила детская трудовая и исправительная колония, затем  Боровская индустриально–ремесленная школа. В 1935 году на территории монастыря создается Боровская школа механизации сельского хозяйства, для которой на втором монастырском кладбище, прямо на могилах и костях защитников обители, погибших в 1610 году и двух церквей (в честь Успения Пресвятой Богородицы и Всех Святых) был выстроен административный корпус – единственное здание, не принадлежащее архитектурному ансамблю монастыря.

Хотя монастырь был зарегистрирован как памятник ансамблевой архитектуры ХV – ХIХ веков и взят под охрану государства, уникальные постройки находились в аварийном состоянии. Например, на стенах храма Рождества Богородицы появились сквозные трещины,  что свидетельствовало о серьезных процессах разрушения. Здание храма было превращено в ангар для сельскохозяйственной техники. Что же касается колокольни, то в 1932 году с нее сбрасывают колокола, среди которых и колокол, отлитый через 11 лет после смерти прп. Пафнутия Федькой Пушечником.

Осенью 1941 года школа механизации сельского хозяйства эвакуируется, а в монастыре размещаются части немецкой армии. Правда уже в январе 1942 года советская армия освобождает Боровск, и школа механизации возобновляет свою деятельность. Боевые действия не нанесли большого урона памятникам монастыря.

В 1945 году школа механизации в монастыре была реорганизована в школу инструкторов производственного обучения, на базе которой в 1953 году создается Центральный институт усовершенствования и переподготовки кадров училищ механизации сельского хозяйства. На территории бывшего монастырского хозяйства строится ряд учебных корпусов, нефтебаза, гаражи, мастерские. В 1956 году институт усовершенствования переводят в Орехово–Зуево. В монастыре создается училище механизации, которое функционирует на территории монастыря до 1963 года. В 1962 году в монастырь переводят Боровский сельхозтехникум с очным и заочным отделениями, который находился на территории монастыря вплоть до 1991 года.

В 1954 году в ночь с 13 на 14 мая – канун празднования памяти преподобного Пафнутия, рухнул центральный барабан в соборе Рождества Богородицы и раздавил находившиеся там два учебных зерновых комбайна. Это событие положило начало реставрационным работам в монастыре, и уже в следующем году начались научно-исследовательские и проектные работы по реставрации монастырских зданий. В 1960 году на территории монастыря создается прорабский участок по реставрации памятника архитектуры. В последующие 30 лет на территории монастыря ведутся многочисленные реставрационные работы. Восстанавливаются храмы, корпуса, крепостные стены и башни. Были сделаны разнообразные археологические и художественные открытия, а также обнаружено несколько кладов.

С 1968 по 1989 гг. на территории монастыря на общественных началах создается и действует историко-архитектурный краеведческий музей под руководством энтузиаста А. А. Антипова. За эти годы на экскурсиях у краеведа Антипова побывало более 78 тыс. человек. Результатом его долголетней краеведческой работы стали многочисленные публикации статей и выход в свет двух книг по истории Рождества Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. В 1984 году также на общественных началах в монастыре открылся музей декоративно–прикладного искусства.  В 1987 году на базе этих общественных музеев создается Государственный музей–филиал Калужского областного краеведческого музея.

В 1990 году исполком Калужского облсовета принимает решение о передаче монастыря Калужской епархии. В следующем году в  Пафнутьевой обители возобновляется монашеская жизнь.

СХИАРХИМАНДРИТ АМВРОСИЙ БАЛАБАНОВСКИЙ

Говоря об этом тяжелом богоборческом времени, нельзя не отметить, что духовное наследие монастыря не было полностью уничтожено, оно сохранилось в монахах упраздненной обители, которые после изгнания часто селились в окрестностях монастыря. Среди них выделяется известный старец схиархимандрит Амвросий (Иванов) Балабановский, насельник монастыря, живший рядом с г. Балабаново и служивший в Спас-Прогнанье.

Схиархимандрит Амвросий (в миру – Василий Федорович Иванов) родился в Борисоглебском уезде Тамбовской области 1 января 1879 года в крестьянской семье. Когда Василию исполнилось девять лет, отец внезапно умер, и для семьи Ивановых настали тяжелые дни. Вскоре мать Василия решила отдать сына на попечение Самого Господа. Она ушла в Тамбовский женский монастырь, а Василий по ходатайству дяди, брата матери (который жил в Оптиной пустыни), был принят 15 марта 1897 года послушником в Оптину пустынь.

В 1904 году по просьбе настоятеля Боровского Свято–Пафнутьева монастыря отца Венедикта и по благословению архиепископа Калужского Вениамина  Василий был переведен регентом в Боровский монастырь. 11 марта 1911 года он был пострижен в монашество с именем Амвросий в честь святого Амвросия Медиоланского. 1 мая 1912 года, на память преподобного Пафнутия Боровского, Амвросий был рукоположен во иеродиакона, а через год, 1 мая 1913 года – во иеромонаха. Кроме регентского послушания, он также преподавал пение в монастырской школе и был экзаменатором псаломщиков по пению.

В конце 1918 года по благословению владыки Амвросий уехал в отпуск на родину. Но отпуск затянулся на целых три года. Из–за военных действий по железной дороге нельзя было уехать обратно. Отец Амвросий два года прослужил в с. Алферовка и один год в с. Дмитровка Тамбовской области, куда стал писать епископ Алексий (настоятель Боровского монастыря), убеждая его вернуться обратно в монастырь. При первой же возможности о. Амвросий уехал в Боровскую обитель.

Когда в 1923 году монахи были вынуждены покинуть монастырь, о. Амвросий, по благословению епископа Алексия, был назначен священником в село Иклинское, где прослужил до 1942 года. 10 августа 1930 года по клевете, что о. Амвросий прячет оружие, из Калуги к нему приехали делать обыск. Оружия конечно не нашли, но при обыске нашли 7 рублей 50 копеек, что и явилось поводом для ареста. Утром о. Амвросия отвезли в Калугу, где провели допрос. После допроса он был отправлен в тюрьму, где просидел две недели, а потом по этапу был отправлен в Семипалатинск на вольное поселение.  Через три года отец Амвросий был освобожден и возвратился в с. Иклинское. С 1933 по 1939 годы служил в храме этого села, но с 1940 года был вынужден оставить службу из-за непосильного налога и идти работать в колхоз, чтобы не умереть с голоду.

В 1942 году после смерти настоятеля Спас-Преображенского храма протоиерея Владимира в деревне Спас-Прогнанье, по распоряжению местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия, отец Амвросий был назначен настоятелем в этот храм, где прослужил до своей смерти.

Девятнадцать лет прожил отец Амвросий в Боровском монастыре и 36 лет прослужил в Спас-Преображенском храме. По его молитвам храм не был закрыт, а был создан тайный женский монастырь. По словам очевидцев, о. Амвросием за все эти годы было произведено около 800 постригов. В общей сложности отец Амвросий прослужил Господу и Православной Церкви 71 год.

Почил схиархимандрит Амвросий в возрасте 91 года в 1978 году и был погребен у стен любимого храма. Как и при его жизни, до сих пор вереницей тянется народ к могиле почитаемого старца, где, по молитвам старца, происходит множество чудес.

Православный календарь