Газета "Вестник" № 44 - 2014 г.
Бородино. Москва за нами
Бородино … «Как много в этом звуке для сердца русского слилось». Хотя поэт при написании этих слов имел в виду другой географический объект, но, наверное, вполне правомерно их употребление также и в отношении Бородина, потому что в памяти народной Москва и Бородино соединены нерасторжимой связью … Каждый русский солдат, оставшийся лежать на Бородинском поле или чудом выживший, будь то в «битве гигантов» 1812 года или в октябре 1941, в полной мере осознавал страшное значение слов: «За нами Москва – отступать некуда». Один офицер на поле Бородина в 1812 году даже сказал: «Если постигнет нас несчастье, что мы отдадим Москву, то я желал бы лучше погибнуть на этом месте, нежели видеть такой позор». Что самое интересное – слова офицера тотчас были услышаны Богом: произнеся их, он сразу упал замертво от разорвавшейся рядом бомбы. И пусть в 1812 году все же отступили – это отступление после Бородина было только тактическим, а занятие Москвы в конечном итоге обернулось для французов погибелью … Так что Москва и Бородино в русском сердце слились воедино.
12 октября в Бородино проходил военнопатриотический праздник «Москва за нами» с реконструкцией сражения на Бородинском поле в октябре 1941 года. Такое событие наши солдаты, естественно, не могли пропустить, тем более, что одним из участников реконструкции был их офицер, майор Дементьев Ю. Ю. (вот он на фото с биноклем и в каске). Желающих набралось немало – аж 80 человек: 50 солдат из наших частей плюс 30 военнослужащих из Краснознаменска, которые пожелали к нам присоединиться.
Когда мы прибыли на место, нас сначала три часа водили по Музеям и памятным местам Бородино. Показали, казалось бы, все, что возможно, и что могли показать: экспозиции двух Музеев – 1812 г. и 1941 г. в СпасоБородинском монастыре, батарею Раевского, Шевардинский редут и другие памятные места и монументы Бородинского поля.
А потом было сражение 1941 года. И мы на целый час превратились в «мы из будущего». Рядом с нами бежали и падали красноармейцы и немцы, поднимались в атаку и отступали. Строчили автоматы и пулеметы. Били пушки. Вздымалась от взрывов земля. Горела подбитая техника. Огромная толпа зрителей волновалась, переливаясь с места на место, стараясь не упустить ни одного фрагмента ожившего кусочка нашего героического прошлого…
По окончании боя, подкрепившись солдатской кашей на полевой кухне, наши солдаты пошагали к стоянке автобуса. Впечатления от увиденного так переполняли их, что решили запеть. «Пускай помнят балабановских», – прокомментировали они свое решение. И так бодро запели, что после второй песни сопровождавшему капитану уже пришлось их успокаивать, а попадавшиеся на пути жители и гости Бородина лихорадочно вскидывали свои фотоаппараты и фотокамеры, чтобы не пропустить редкие кадры.
Уезжали назад взволнованные и шумные, причем до такой степени, что оставили в Бородино одного солдата, который, наверное, также от волнения забыл про отъезжающий автобус. Только проехав уже порядочное расстояние, обнаружили этот факт непреднамеренного «дезертирства» и повернули назад. Так что Бородино нас не сразу отпустило. И мы поняли, что не раз еще туда вернемся.