Газета "Вестник" № 52 - 2014 г.
Святитель Николай, Санта Клаус и Дед Мороз
Благодаря рекламе и информационным технологиям дети всего мира знают, что Санта Клаус – это менеджер компании CocaCola, ответственный за своевременный подвоз американской газировки к Новому году. Он колесит по всему миру на автопоезде, увешанном светящимися лампочками, и развозит сладкую воду на радость маленьким и взрослым.
На празднике Зимней Елки в толерантном западном обществе о Христе сегодня не упоминают ( это может больно ранить представителей других конфессий, атеистов или сатанистов). Поэтому Рождество там – это не празднование рождения Спасителя мира, а скидки, подарки под елкой и выходные. На этом празднике Санта Клаус – это профессиональный аниматор, развлекающий публику, раздающий подарки и фотографирующийся на память. Дедушка Мороз, так любимый у нас в России, мало отличается от своего западного коллеги. На Новый год он также ходит по квартирам, предприятиям и офисам, читает стишки, поет, фотографируется, выпивает и дарит заранее оплаченные подарки. Если вам доведется побывать в его резиденции в Великом Устюге, вам предложат сфотографироваться с ним за 6 тыс. рублей, а вечер в его обществе обойдется дороже, чем услуги лучших аниматоров столицы: цены могут исчисляться в десятках тысяч долларов для чиновников и топ менеджеров нефтяных компаний. Зато дедушка Мороз может прийти не один, а например, со Стасом Михайловым или Надеждой Бабкиной. Тогда праздник до утра вам гарантирован.
Какое отношение эти веселые бородачи с почасовой таксой и бородой из ваты имеют к празднику Рождества? Да никакого. Это медиаперсонажи общества потребления, чья задача – стимулировать продажи и организовывать корпоративы. Психологи давно отметили этот феномен: даже далекие от христианства люди во время рождественских каникул испытывают праздничное настроение и готовы делать близким подарки. На рождественских распродажах торговые гиганты и торговые сети США и Европы делают большую часть своей годовой выручки (достигающей иногда 90% от всех заработанных денег). Благодаря умелому маркетингу, рекламе и огромным скидкам продавцы создают ажиотаж вокруг распродаж. Возле торговых центров вырастают огромные очереди, возбужденных, готовых ради покупки на все, людей. Когда двери наконецто открываются, покупатели теряют последние остатки человечности: стремясь попасть в магазины, они давят, топчут друг друга, ругаются, толкаются и дерутся. Ежегодно в этих очередях гибнут несчастные, оказавшиеся под ногами обезумевшей толпы. Неслучайно, начало рождественских распродаж в Америке называют «черной пятницей».
Только в прошлом году в НьюЙорке в одном из торговых центров сети Walmart произошла драка между покупателями, которые буквально набросились на стенд с музыкальными системами. Когда стало ясно, что всем желающим товара не достанется, началась драка. Люди вырывали заветные стереосистемы друг у друга, и только вмешательство полиции предотвратило назревавшее побоище. В Калифорнии в городе СанБернардо во время драки пострадал полицейский. Когда он попытался разнять двух покупателей, ему сломали запястье. В этом же штате в городе Реалто в очереди вспыхнула потасовка с применением огнестрельного оружия; в результате был арестован местный житель. В штате НьюДжерси полиции пришлось применять перцовые баллончики для предотвращения драки в магазине Walmart; в Вирджинии у супермаркета той же сети дошло до поножовщины: один покупатель ранил другого в руку до кости, не поделив с ним место для парковки. В Чикаго разозлённый покупатель сбил на автомобиле полицейского. Напарники пострадавшего открыли стрельбу и ранили мужчину. В ЛасВегасе на парковке супермаркета произошла драка со стрельбой изза широкоформатного телевизора.
Газета Huffington Post отмечает ещё одну тенденцию: после Дня Благодарения в конце ноября американцы стали покупать больше огнестрельного оружия. Так, в прошлом году во время «чёрной пятницы» Национальная система проверки на наличие правонарушений зарегистрировала 154 873 обращения: коллцентры службы не справлялись с такой высокой нагрузкой. Магазин товаров для охоты и рыбалки Cabela's даже предлагает ружья в качестве подарков первым 600 покупателям.
По данным Американской исследовательской группы, в прошлом году в «черную пятницу» доходы от продаж составили $11,2 млрд, а в торговых центрах побывали порядка 150 млн американцев. В целом, до наступления Рождества (25 декабря), согласно оценкам экспертов Национальной федерацией розничной торговли, жители Соединенных Штатов намерены потратить $602,1 млрд. «Это на 3,5 % больше, чем в прошлом году и на 3,3% выше, чем в среднем за последние десять лет», отмечается в сообщении федерации.
С одной стороны самое главное событие в человеческой истории – Рождество Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего в мир, чтобы избавить людей от смерти и греха, с другой – вакханалия вещизма и невоздержанности. Как говорится, почувствуй разницу.
Что может быть ужаснее Деда Мороза, который ласково уговаривает вас купить дорогую совершенно не нужную вам стереосистему? Только Дедушка Мороз забывший стишки и упавший лицом в ваш «оливье» посреди праздничного стола…..
А ведь когдато он был совсем другим. Люди старшего поколения вспомнят, что у нас в России был Дед Мороз из фильмов замечательного советского режиссера Александра Роу. Этот добрый сказочный дед помогал добрым и защищал слабых, совершал чудеса и наказывал злодеев. Дед Мороз из русских сказок берет начало в христианском предании от своего прообраза, которому он обязан своим появлением, святителю Николаю Мир Ликийскому. Никола Угодник, как его любовно величает русский народ, был и остается одним из самых любимых и почитаемых наших святых. Ему посвящены сотни храмов и монастырей по всей России, а иконы с его изображением есть в каждой российской семье.
Он родился в III веке в малоазиатской провинции Римской империи Ликия в семье пожилых супругов. Еще в детстве будущий святитель помогал всякому, нуждающемуся в помощи. Когда он вырос, его выбрали архиепископом города Миры, центре провинции Ликия. Всю свою жизнь он посвятил людям и заботе о страждущих и обиженных. Среди спасённых им были и несправедливо осуждённые на казнь простые люди, и несправедливо брошенные в тюрьму римские военачальники. В его родном городе и сейчас стоит храм, который турки назвали Баба Ноэль Килизе Церковь Деда Мороза. Предание гласит, что именно под Рождество святитель Николай совершил одно из своих дел милосердия и сострадания.
Когда он узнал о том, что разорившийся горожанин изза крайней нужды собирается отдать своих дочерей «на блудодеяние», св. Николай спас всю семью от позора. Ночью он тайно подбросил в сад три мешочка с золотом и тем спас всех от голода и от духовной гибели. С той поры атрибутом Санта Клауса стал мешок с подарками. В западной Европе история о спасении св. Николаем трех дев стала притчей о том, как cвятитель бросил в трубу дома, где жили три бедные сестры, золотые монетки. Они упали в чулки, которые сушились у камина. Так родился обычай в ночь перед днем поминовения св. Николая ставить к дверям башмаки и вешать чулки у кровати, чтобы утром найти в них дары. Традиция делать детям подарки в день Святого Николая существовала в Европе еще с XIV века. Затем этот обычай «сместился» во времени, и подарки стали делать на Рождество, а святой Николай преобразился в веселого сказочного старика, который спешит выполнять желания. Но главные его атрибуты — это не мешок с подарками, а милость, сострадание и забота о всякой живой душе, которая готовится встречать Рождество Спасителя. И нет ничего более красноречивого и понятного в рассказах о грядущем Христе, чем дела любви, которым святитель Николай посвятил всю свою жизнь.