Газета "Вестник" № 9 - 2016 г.

Один выходной из жизни незрячего Олега Колпащикова или иллюзия как она есть

«С удовольствием и радостью наблюдаю за многолетней успешной деятельностью «Белой Трости». Торжество человеческого духа в преодолении ограниченных возможностей вдохновляет меня и всех, кто соприкасается с «Белой Тростью». Пример Олега и его соратников позволяет взглянуть иначе на свою жизнь, переоценить ценности, найти свой путь в служении ближним!

Протоиерей Георгий Кохно, Свято-Николаевский Собор,

г. Вашингтон, Русская Православная Церковь Заграницей

 

 

С руководителем движения «Белая трость», занимающегося социальной реабилитацией людей с ограниченными возможностями  в Екатеринбурге, а также Севастополе, Самаре и Москве, Олегом Колпащиковым мне хотелось душещипательного келейного интервью без свидетелей. Чтобы до слез, до дрожи, до судорог сердечных и порванного баяна, а как еще пишут в современных, а тем более православных СМИ про слепых? А Олег приглашал меня то на выставку Интернет-Expo, где они представляли программу «Самореализация незрячих людей с помощью интернет-технологий»,  то на встречу с екатеринбургскими офтальмологами, которым он рассказывал о своей методике реабилитации слепых, то к наркоманам в фонде «Урал без наркотиков», с которыми он делился опытом решения жизненно важных проблем, до душевности ли? В конце концов я не выдержал и позвонил: «Олег, а давайте встретимся, когда у вас будет законный выходной, чтобы спокойно поговорить без врачей, наркоманов и широкой общественности!» Он хмыкнул и говорит: «Хорошо! В субботу вас устроит? Я буду ждать вас в одиннадцать в нашем офисе на Тургенева рядом с Вознесенкой (храмом Вознесения в Екатеринбурге).

Я приехал минут за пятнадцать до условленного времени и застал Олега в обществе директора Института дизайна управления конкурентных стратегий Константина Витальевича Баранникова,  с которым они о чем-то с увлечением говорили. Меня усадили за стол, напоили чаем, а потом Олег говорит: «У нас сейчас будет исследовательская сессия по инклюзии в рамках подготовки к Международному Всемирному Конгрессу людей с инвалидностью, который мы первый раз будем проводить в России, потом проведем коротенько рабочее совещание по текущим делам «Белой трости», а в конце дня мы всех отпустим, пообщаемся и пойдем с вами гулять по Екатеринбургу: вы – с завязанными глазами, а я буду вашим поводырем. Нормально?»

Олег Колпащиков. Когда-то он жил обычной жизнью современного молодого человека из хорошей семьи: папа – юрист, мама – детский врач. Учился в английской школе, после которой поступил не в МГИМО, куда отправлял его отец, а в Свердловский институт народного хозяйства, где изучал машины и аппараты пищевых производств. Олег серьезно увлекался хоккеем, играл в одной команде с будущими звёздами НХЛ — Алексеем Яшиным и Николаем Хабибулиным. А потом открыл свой бизнес. Так бы эта история скучно и продолжалась, но на дворе были лихие девяностые. Однажды в спортивном клубе, где он тренировался, в спортивном зале взорвалась бомба с часовым механизмом, Олег был ближе всех к месту взрыва, к счастью, выжил, но навсегда лишился зрения. Что такое остаться без глаз в 21 год? Страшная трагедия, после которой остается спиться, сколоться, а потом умереть в страшных проклятьях, обиженным на весь белый свет. На осознание того, что случившееся с ним – благословение Божие и новые возможности, потребовалось  больше десяти лет. За это время он успел перессориться с друзьями, бросить работу, куда как директор малого предприятия он поначалу ездил в сопровождении провожатых, узнать алкоголь, наркотики и как итог – полное разочарование в жизни. А зачем жить, если ты овощ? Овощам положено тихо гнить где-нибудь на задворках жизни. Но все изменила одна встреча.

Однажды ему посоветовали очень хорошего незрячего массажиста – Михаила Войцеховского. Конечно, он отказался. И так жизнь улетела под откос, только массажа еще не хватало! А потом все-таки встретился. И вдруг оказалось, что полностью слепой человек живет не просто полноценной жизнью, но  радостно и счастливо, гораздо лучше многих вполне себе здоровых людей вокруг. У Михаила оказалась прекрасная работа, в которой он был одним из лучших специалистов в городе, друзья, множество увлечений, а главное, он был совершенно, до невозможности самостоятельным! Ездил по городу на общественном транспорте, встречался в кафе с друзьями, гулял парке и дарил девушкам цветы. Вот как сам Олег об этом рассказывает: «А потом я познакомился с замечательным человеком – Михаилом Войцеховским, это был первый счастливый слепой человек, которого я встретил в своей жизни. Когда мы познакомились, он работал массажистом в Институте профпатологии, а еще пел, плясал, путешествовал. Первым делом он  потащил меня гулять по институту, потом на улицу. И так весело, виртуозно он ориентировался в окружающем пространстве, что я совсем позабыл, что мы оба слепые. Я просто обалдел от счастья, и говорю: «Миша, ты меня, пожалуйста, тоже научи так жить!» Тогда я ходил на пары в институт, и начал все по науке расспрашивать, подводить научную базу. А он мне говорит: «Ходить надо, Олег! Постоянно ходить! И чем больше будешь ходить и поначалу падать, тем легче потом будет». И уже через два дня отправил меня гулять одного: только я и белая трость. А на улице стоял месяц март, под ногами снежная каша и скользко. Я говорю: «Давай дождемся мая, а потом станешь меня учить!» «Ты так и будешь всю жизнь ждать хорошей погоды?» В общем, я не стал ждать и пошел. Он поводил меня по улицам с полчасика, а потом говорит: «Теперь давай сам!» У меня паника, но я пошел. Конечно, первый раз падал, а потом еще потерялся. Но когда все-таки нашел свой подъезд – это было настоящее счастье! После этого год расхаживался один. Просто каждый день себя заставлял ходить. Это сложно, но можно. И чем больше стараешься, тем больше отдачи и уверенности в собственных силах. Это радость, которую трудно описать. Иди! Ты веришь, и просто идешь».

Это он сейчас так об этом спокойно говорит, а тогда…. Тогда у него просто выхода другого не было, чтобы бросить все и сдаться. Вот как он об этом говорит: «Когда все внешние источники твоей силы, твоего благополучия исчезли, растворились в воздухе, ты обращаешься к единственному надежному источнику, который тебе принадлежит – своему внутреннему духу. А в жизни это чаще происходит, когда случилась беда, когда все отвернулись и  ты остался один. У меня это так было. Жалел себя, обижался, ах, какой я несчастный, а все вокруг гады, сволочи бессердечные! Я никак не мог смириться со своим новым качеством: делал вид, что все нормально. Конечно, со стороны это выглядело смешно. Ты же на самом деле слепой, и нравится тебе это или нет, но тебе придется жить по другим правилам, в другом качестве. Мир слепых очень отличается от мира обычных людей, например, положишь что-нибудь на несколько сантиметров в сторону от обычного места, и потом можешь весь день проискать – и не найдешь. Придешь с друзьями в пельмешку, а потом будешь по тарелке пельмешки катать, не попадая в них вилкой, а все вокруг будут смотреть и головами качать. Пока ты не распишешься в своей слабости, в своем ничтожестве, не возопишь, ничего не изменится. Дно – оно вот, ниже падать тебе уже некуда. И остается только наверх. Но когда ты признаешь свое ничтожество, свою никчемность и всеми фибрами своей души захочешь себя изменить,  твоя слабость оборачивается великой силой. Или – или, третьего не дано. Замечательный повод начать жить счастливо.

Только тот, кому уже нечего терять, способен на великие дела. Когда ничего нет, когда вокруг только тьма, ты инстинктивно начинаешь двигаться в сторону света. Сначала ползешь, упираешься, потом встаешь, потом начинаешь идти, потом бежишь и от радости еще и песни орешь. А потому что хорошо! Сейчас на встречах с инвалидами я говорю: «Вам невероятно повезло! Радуйтесь!»»

Со своей женой Олег познакомился на улице. Вот у меня, зрячего, с руками, ногами и головой на плечах, жены нет, а у Олега есть! У меня книга уже год недописанная лежит, а у Олега – уже переведена на английский, Look Wider («Смотри шире») называется. Я дальше своей дачи редко куда выезжаю, а Олег ходил на яхте в кругосветное путешествие. В компании Сергея Бурлакова, безрукого и безногого паролимпийца из Таганрога, который на протезах пробежал Нью-Йоркский марафон. Когда они с Олегом встретились, один слепой, другой без рук, без ног, вместо того, чтобы плакаться друг другу в жилетку, решили совершить кругосветное путешествие на яхте. Первая тренировка прошла в 2011 году в Хорватии. Сейчас у этой экспедиции готовится уже одиннадцатый этап. В составе участников как люди с инвалидностью, так и здоровые яхтсмены. Это называется реальная инклюзия. Когда не ты мне, или я тебе, а все вместе, и каждый отвечает за свое дело. В каждом порту, куда приплывали, устраивали совместные концерты для местной публики: здоровые и инвалиды исполняли такие номера, что зрители очень быстро забывали, кто где, слушали, радовались и кричали браво! А еще они совершили паломничество на Святую землю, в Иерусалим, поклонились великим святыням, помолились, побывали в Русской Духовной миссии.

Продолжение следует.

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.