Газета "Вестник" № 10 - 2015 г.

Как православные празднуют Масленицу

Масленица бывает и не православная. Ее легко узнать по градусу безумия, которое охватывает до этого адекватных и добропорядочных людей. Празднуется она так, что хоть святых выноси. Прыжки через костер и сжигание чучела Зимы — это невинные забавы современных дикарей. Представьте людей, у которых остался один единственный день, чтобы поделать все нехорошие дела и воплотить в жизнь все темные мечты и желания своей души: напиться до беспамятства, разбить кому-нибудь лицо, грязно ругаться, когда не удалось залезть на столб с призами, искупаться в луже, а потом потребовать за это награды.  Поссориться с женой, перепугать детей, сказать лучшим друзьям, что о них думаешь на самом деле, броситься на первых попавшихся девушек, предлагая им танцы со звездами. Это и есть настоящее язычество — когда человек снимает с себя всякое человеческое, как пальто, и становится просто животным, свободным от морали и приличий. Нет морали, нет ответственности, нет границ и норм. Это — свобода, которую обещает язычество. Будьте как дети: берите то, что можете взять, делайте, что хотите, и ни о чем не думайте.

Свобода волчьей стаи куда страшней человеческой тюрьмы, она держится на страхе и крови. В стае только один по-настоящему свободный — это ее вожак.  Для него кровь как вода, его забавы страшнее ада, а душа чернее ночи. Человеческая стая порождает гитлеров. Но пришел Христос, и люди узнали, что тьма — это всего лишь отсутствие света, а любовь — закон кротких, которым Он заповедовал Небо и землю.

На Прощеное воскресенье людей в храме немного, а очень много. Мне находится место только в притворе, где мамы с малышами и держащиеся за руки молодые парочки. Парочки стоят у стенок, смотрят в сторону алтаря и благоговейно крестятся на каждый возглас. Малыши снуют туда-сюда, перешептываются, просятся к родителям на ручки, чтобы через минуту снова попроситься на пол. «Давидушка, мальчик, зачем ты лезешь Семе на шею, Сема заплачет!» По глазам довольного Семы видно, что он заплачет, если Давид перестанет обращать на него внимание.

У взрослых серьезные лица, а малышам интересно и весело. В раю тоже будет весело, но взрослые об этом не знают и стараются поставить детей по струнке. Но ангелы не ходят по струнке и малыши тоже, поэтому взрослым остается только молиться.

Когда начитается Причастие, я наконец попадаю в храм. У столика с записками подросток с бабушкой берут свечи. Ценника на свечах нет, каждый может положить в кружку, сколько хочет, или не положить ничего. Увидев, что бабушка достает пятидесятку, подросток хватает ее за руку. «Баб, зачем столько? У меня есть четыре рубля, давай я заплачу за свечки!» Видно, что бабушкиным деньгам он знает лучшее применение, чем тратиться на ненужные свечи. Бабушка спокойно смотрит на внука, кладет деньги в кружку и молча отходит. Святые смотрят, как паренек ставит им свечи, и молятся за умную бабушку и ее внука. Выходя из храма, я снова его встречаю — он посыпает дорожки песком. И так это естественно и просто, что я им просто залюбовался. Вот так: мудрая бабушка, свечи, святые, раз, и песок на дорожку. И не потому, что кто-то попросил, а потому что скользко. Это — настоящее Православие. Когда не для себя, а для других, и не потому что заставили, а потому что хочется.

На купели народу видимо-невидимо. Хотя праздничный концерт начнется через час, люди идут и едут. Среди гостей замечаю главу города Боровска и зам. главы по культуре. Здороваемся и поздравляем друг друга с масленицей. Как оказалось, они не собираются произносить никаких красивых речей, а просто пришли вместе со всеми участвовать в конкурсах и есть блины. И это тоже одно из отличий православной масленицы — отсутствие официоза и пафоса. Праздник для всех, и всем одинаково рады. Потому что все Христовы.

Ведущими на празднике будут телеведущая и продюсер калужской телекомпании «Ника»  улыбающаяся загорелая Светлана и сотрудник пресс-службы Мосгордумы Андрей. Если для девушки организация праздников — часть работы, то для политолога МГУ — это зов души и доброе дело. Молодые люди приехали на Высокое, чтобы бескорыстно провести для детей-сирот и гостей масленицу. Может быть, поэтому прямо перед началом концерта до этого прекрасно работающие микрофоны по неизвестной причине вдруг отказали. На них несколько раз поменяли батарейки, все подключили заново — тишина. Микрофоны упорно молчали. Через полчаса безуспешных попыток их оживить, возникла идея поехать в полицию и попросить там громкоговоритель. Но пока доедешь, пока договоришься и найдешь, гости устанут и разойдутся. Лица ведущих, которые побросали все свои дела и приехали сюда дарить радость и смех, стали мрачнее тучи. Вот и езди после этого в монастырь, вот и делай добрые дела!

Только одним существам на земле это было нужно и эти существа теперь радовались. Но против них есть молитва. Настоятель подворья, отец Иосиф, увидел растерянные лица вокруг, и понял, что все пропало, потому что народу столько, что кричи не кричи, слышно не будет, и без микрофонов все накрывается медным тазом, как-то сразу собрался и куда-то ушел. А потом микрофоны сами собой заработали. Конечно, может быть, отец Иосиф в это время пел песни или читал стихи,  а может, играл в мяч, мы этого не знаем. Но что  знаем точно — микрофоны вдруг разом включились, и праздник начался. И что это был за праздник!

Малыши играли в «волки и овцы», в «снег-снежок», в «а я тесто завела-завела», перетягивали канат, водили хороводы, отгадывали загадки и таскали блины. Под русские народные песни взрослые начинали притопывать, прихлопывать, а потом, не выдержав, пускались в пляс и тащили с собой детей. Дети носились между ними, радостно кричали, а потом тащили взрослых кататься с горок. Горок на Высоком сколько хочешь, (поэтому оно и называется Высокое) и все замечательно скользкие, поэтому смех было слышно на другом берегу реки Протвы.

Когда все наигрались и набегались, их стали угощать монастырскими разносолами. Блинов напекли целую гору, но их все равно не хватило, потому что они были с разными начинками и все вкусные. Гостей угощали монастырскими пирожками из тончайшего теста, расстегаями, самсой с тыквой, медовыми кексами, рогаликами с орехами, глазурью и марципаном, и самыми разными пирожными. 

А потом сестры Ангелина и Серафима из Москвы пели под гитару красивые духовные песни, и люди вокруг брались за руки, смотрели друг другу в глаза и улыбались. Ангелина учится на втором курсе исторического в МГУ, каждое воскресенье поет в Донском монастыре, а иногда в других храмах, куда они ходят, и, когда получается, ездят с мамой на Высокое.

Солнце стояло высоко и по-весеннему пригревало. Какой-то малыш, скатившийся с горки, лежал на спине и, не обращая ни на кого внимания, улыбался, глядя в небо.

А потом все пошли в храм на службу просить друг у друга прощения и радоваться началу поста. Пост мы, христиане, посвящаем Богу. И нет ничего радостнее и лучше, чем говорить с Ним.

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.