Газета "Вестник" № 23 - 2015 г.

Служите друг другу...

Апостол Павел в Первом Соборном послании учит нас: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией». Сегодня я хочу рассказать о коренном боровчанине Владимире Ивановиче Мелихове, который во всей полноте исполнил этот апостольский призыв. Всю свою жизнь он посвятил духовой музыке и воспитанию музыкантов, более полувека руководил самодеятельными духовыми оркестрами района. Второго июня 2015 года ему исполнилось бы 80 лет. Четыре месяца не дожил он до своего юбилея. 

Вспоминается прошлое лето. Каждую субботу  с двенадцати до часу  на главной площади  города Боровска играл духовой оркестр. Прекрасная музыка заполняла все пространство, торжественно и грустно плыла она над древним Боровском. Оркестранты, человек 10–15, сидели  с непокрытыми головами, несмотря на  жару. Были среди них и люди в возрасте, и молодые мужчины, и совсем юные школьники. Этот разновозрастный коллектив, даривший нам радость, вызывал  восхищение и благодарность. Музыка жила сама по себе, она плыла над городом, наполняя весь воздух неземной красотой, она просто щедро отдавала нам себя, и ей было все равно, слушают ли ее прохожие. Ведь даже если они со своими авоськами проходили мимо, совершая свой маршрут выходного дня по магазинам, она все равно успевала незримо приласкать каждого из них, одарить радостью.  У меня же всегда сердце сжималось от того, как мало людей   приходило послушать этот концерт. Но все же было несколько десятков человек, которые приходили сюда  почти всегда специально послушать музыку, они записывали ее на телефон, восхищенно фотографировали оркестр. Среди них были и мои знакомые из Москвы. Они восхищались не только музыкой, но и тем, что в наше время, когда все имеет свою цену, (даже если нужна сложная операция или редкое лекарство, без денег – не получишь), здесь же – бесценное, целебное лекарство для души – совершенно бесплатно, просто подарок от сердца – к сердцу.

 Но у каждого подарка всегда есть тот, кто его создал.  И у этих субботних концертов был свой автор – это коллектив духового оркестра районного Дома культуры и, прежде всего, человек, создавший этот оркестр, вдохнувший в него свой талант и всю свою любовь к музыке и к людям – Владимир Иванович Мелихов, талантливый трубач, руководитель  и дирижер  духового оркестра.

 Рука не поднимается написать слова о нем, как о «бывшем руководителе». Он не бросал свой оркестр до последней минуты своей жизни, просто в одно февральское утро репетиция не состоялась потому, что Владимир Иванович  умер.  Хэмингуэй писал: «Смерть каждого человека умаляет и меня…» Так и смерть Владимира Ивановича потрясла многих до оцепенения. Казалось, что его дело, его музыка будут хранить его вечно. «Человек умирает, а вещи его остаются, что им дело, вещам, до твоей человечьей беды?» – так сказал поэт. Когда-то в школьном детстве меня поразили эти строки, поселившись в  душе  вопросом: что же остается после ухода человека? Повзрослев, я поняла, что остается немало. Остается память. Остаются дети, которых он вырастил. Остается дело, которым он служил людям, и мастерство, которое он получил от Творца и сумел передать другим. От Владимира Ивановича нам на память осталась музыка, которая плыла над  древним и прекрасным Боровском, его родным городом. Осталась надежда, что и после его ухода музыка будет радовать нас и возвышать над обыденностью дней, потому что остался оркестр, созданный им из людей, так же как и он, беззаветно преданных музыке и верных ей.

Кто-то из мудрецов сказал, что дело, которое делает человек, – это открытое окно в небо, через него он общается с Богом. У Владимира Ивановича это окно всю жизнь было распахнуто настежь, и через него прекрасная музыка устремлялась ввысь и в небеса наших сердец. Она согревала нас радостью и возвышала над обыденностью, делала нас лучше и счастливее, потому что, как сказал Бертольд Ауэрбах: «Музыка – единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою. Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни». Я думаю, что Владимир Иванович был очень счастливым человеком, потому что  сумел выбрать то, что было ему предназначено судьбой, – музыку, и музыка его тоже выбрала, ответила взаимностью.  Так рука об руку они прошли по жизни.  Константин Паустовский писал о счастье творчества: «Суть заключается в том, чтобы наиболее верно наметить ту наивысшую меру прекрасного, которую вы можете передать людям». Владимир Иванович сумел все это передать нам.

 У него была трудная жизнь. На долю его выпало немало испытаний. Военное детство. Володе было всего шесть лет, когда фашисты расстреляли отца и старшего брата недалеко от дома, где жила семья Мелиховых. Теперь их имена начертаны на мраморной доске возле вечного огня.

Дочери Владимира Ивановича Маргарита и Ирина рассказали мне о том, как он вспоминал свою первую встречу с духовой музыкой. После войны одиннадцатилетний мальчишка был просто потрясен игрой духового оркестра и сказал себе тогда: «Я тоже научусь так играть,  и у меня тоже будет свой оркестр». Может быть, в Небесной канцелярии  как раз тогда и была принята к рассмотрению его  «заявка», но те мальчишеские слова оказались лично для него пророческими. Он действительно стал не просто прекрасным музыкантом, руководителем оркестра, но человеком, который помог войти в мир музыки, научил играть многих и многих из тех, кто связал с его духовым оркестром свою жизнь. Служение музыке, служение оркестру было образом его жизни, смыслом жизни. Он посвятил музыке более  68 лет своей жизни. Оркестр стал для него и музыкальной школой, и народной консерваторией. Учителя у него были музыканты, как говорят в народе, «от Бога». Многие боровчане помнят их имена: это – Николай Афиногенович Маломощный, Дмитрий Федорович Клочков, Николай Васильевич  Потороченков. В разные годы они руководили боровскими духовыми оркестрами и для многих стали учителями музыки. Владимир Иванович, начав заниматься в совсем юном возрасте, больше не расставался с музыкой никогда.

Даже когда  поступил в Боровский сельскохозяйственный техникум,  продолжал свои занятия духовой музыкой, и во время  военной службы в Армии, которую он проходил в Риге, тоже играл в военном полковом  оркестре. Эти годы он вспоминал с благодарностью. Многое ему дала творческая дружба с известным  латвийским композитором Оскаром Давыдовичем Строком, (автором музыки «Ах эти черные глаза» и многих других прекрасных мелодий).  Между ними завязалась дружеская переписка. Известный композитор присылал Владимиру Ивановичу ноты своих новых произведений и дорожил их дружбой. Вот строки одного из писем Оскара Давыдовича: «Как и ранее я с удовольствием буду посылать Вам свои сочинения. Последнее время Вы редко мне пишете. Ваши письма меня всегда вдохновляют. Пишите. Ваш Оскар Строк».

Демобилизовавшись в 1957 году, он вернулся домой и устроился работать в районный Дом культуры. Счастливое это было время: Владимир Иванович женился на симпатичной девушке Нине – ткачихе с суконной фабрики «Красный Октябрь», родилась  первая дочь Маргарита, и в это же время в Доме культуры родился новый духовой оркестр. Все началось с квартета: аккордеон, труба, контрабас, ударник. Благодаря творческой энергии Мелихова вскоре в коллективе уже было около двадцати музыкантов. Большой удачей стало то, что в коллектив пришли опытные, еще довоенные, духовики: Пафнутий Александрович Леснов и Юрий Васильевич Сапельников.  В 1961 году впервые поехали на областной смотр и заняли первое место среди десятков сильных, более опытных коллективов. Победа окрылила. Было не только признание, было еще более важное –  востребованность оркестра в жизни города. Люди старшего поколения, наверное, еще помнят времена, когда  в выходные – в городских парках, а в праздничные дни – на центральных площадях больших и малых городов повсеместно играли духовые оркестры. Так сохранялась традиция, ведь в России еще в девятнадцатом веке к духовой музыке было особое почтение. В дореволюционные времена особенно большое внимание духовой музыке уделяли военные и пожарники. Среди пожарных команд по всей империи шло негласное соревнование, чей оркестр лучше. В Боровске тоже был замечательный духовой оркестр пожарной команды. Интерес к громкой бравурной музыке не угас и в советские времена. Свои оркестры были у крупных заводов, спортивных обществ, воинских частей.  По будням музыканты играли на свадьбах и похоронах. Под звуки труб встречали делегации и сдавали нормы ГТО, катались на коньках и убирали мусор на субботниках.

В 1963 году Владимир Иванович стал заведующим клубом суконной фабрики «Красный Октябрь». Работы прибавилось. В те годы на фабрике была крепкая художественная самодеятельность, при клубе успешно работал народный театр, который занимал первые места на конкурсах и смотрах, имел в своем репертуаре несколько спектаклей, с которыми гастролировал по городам и весям. Но главное – это сильный, созданный из фабричного оркестра и оркестра Дома культуры духовой коллектив. Владимир Иванович, вспоминая это время, рассказывал, что в дни особо больших праздников оркестр мог разделиться на три-четыре группы и работать на нескольких площадках. Работа занимала все время до позднего вечера, а в семье уже появилась вторая дочь Ирина. Девочки подросли и в доме появилось пианино, а в их жизни – музыкальная школа. Старшая, Маргарита,  после окончания школы закончила Кондровское педучилище с музыкальным уклоном, помогала отцу в клубе, работала с художественной самодеятельность, затем перешла работать воспитателем в детский сад. Ее сын, Антон, тоже какое-то время играл у деда в оркестре. Младшая дочь Ирина стала  фармацевтом.

В 2007 году, когда фабричный клуб закрылся, Владимир Иванович пришел руководить духовым оркестром районного Дома культуры, хотя ему было уже 72 года. И еще семь с половиной лет, до последнего своего дня, он служил своей любимой музыке. Служил людям. В 2010 году, Городская Дума наградила Владимира Ивановича Мелихова  «Почетной грамотой» за многолетнюю и плодотворную работу. А в 2011 его наградили Почетной грамотой Министерства культуры Калужской области, в этом же году его портрет появился на городской доске Почета. Дочь Ирина по моей просьбе показывает грамоты и дипломы, которыми награждали оркестр и его руководителя в разные годы за победы на конкурсах и смотрах. Сам же Владимир Иванович   никогда ни о каких наградах не говорил, будто бы стесняясь их.  Главной для него наградой, думаю,  была предоставленная судьбой возможность взять в руки дирижерскую палочку и как по волшебству, отпустить в полет над землей «Прощание Славянки» или «На сопках Манчжурии».

Владимир Иванович был человеком очень скромным.  Неоднократно я  просила его дать мне интервью, чтобы написать об оркестре и о его работе. «Ну что вы, еще не время, потом, позже», – с улыбкой отвечал он. Я решила, что уж накануне своего восьмидесятилетия, которое будет в июне этого года, он от меня не отвертится, и мы с ним обязательно вместе подготовим хороший материал о его любимом детище – оркестре. Вышло по-другому. За день до своей смерти Владимир Иванович сказал моему сыну Егору, который играет в его оркестре: «Передай маме поклон, обязательно передай». Когда на следующее утро я узнала, что его не стало, то переданный мне поклон восприняла так: «Вот теперь уже пришло время, теперь пора».

 За полвека он воспитал несколько поколений музыкантов,  под его непосредственным руководством за эти годы в оркестре занимались более пятисот человек. Для многих эти занятия  стали стартовой площадкой в профессию. Например, школьником пришел в оркестр Олег Соколов, в Армии играл в военном оркестре, и в будущем музыка стала его основной профессией. Со школьных лет занимался в оркестре Николай Иванович Горячев,  окончил  музыкальное училище и Калужскую консерваторию,  руководил оркестром в Кудиновском Доме культуры. С 13 лет начал заниматься в оркестре Дмитрий Столяров. Сейчас он прекрасно играет и на трубе, и на тубе, является полноценным музыкантом в оркестре. Этот список можно продолжать. Как старатели моют золотой песок, так десятки лет подряд он искал и находил среди детей тех, кто сможет породниться с  духовой музыкой. Каждый год снова и снова Владимир Иванович ходил по школам, приглашая в оркестр ребят. Кто-то начинал и даже, имея талант, не выдерживал нагрузки, уходил, кто-то оставался. Приходилось учить не только практической игре на духовых инструментах, но и нотной грамоте, самым ее азам. А еще после репетиций, нередко по ночам, Владимир Иванович  от руки переписывал ноты для музыкантов оркестра. И эта тяжелая утомительная работа была ему не в тягость, а в радость, потому что  его оркестр был для него не работой, а образом жизни, можно сказать, не преувеличивая, оркестр был воздухом, которым он дышал, его самой большой радостью. Он играл почти на всех духовых инструментах, но все-таки, прежде всего, он был трубачом. Труба – особый музыкальный инструмент. Это очень древний инструмент.  В IX веке до новой эры в Палестине в торжествах освящения храма царя Израильско-Иудейского царства Соломона участвовало 120 трубачей. Ученые предполагают, что это был первый в истории человечества оркестр. Жаль, до нас не дошло имя руководителя этого музыкального коллектива.

В Древней Руси, до появления сигнальных инструментов, славянские племена во время охоты использовали крик и свист. Но свист не мог сравниться со звуком рога ни по громкости, ни по радиусу распространения. С помощью рога можно было подавать сигналы различной высоты, громкости и ритма. Во время боя русские воины также сами трубили в рог, подавая сигнал к атаке. Но с течением времени на смену рогу приходит более совершенный инструмент – труба. Так  повелось с тех пор, и в наши дни звук  трубы собирает людей, призывает в минуты радости или тревоги быть вместе.  Вот и Владимир Иванович своей игрой на трубе всю жизнь звал людей объединиться вокруг такой красоты, как духовая музыка.

После того, как его не стало, без  руководителя, самостоятельно, каждую субботу в Доме культуры, как и раньше, собираются музыканты оркестра, репетируют, готовят новую концертную программу. Марков Юрий Семенович, Руденко Владимир Георгиевич, Мишин Валерий Юрьевич – профессиональные музыканты, и музыканты-любители: Горячев Анатолий Иванович, Каморин Александр Владимирович и молодое поколение воспитанников Владимира Ивановича Мелихова. Жаль только, что  ребята школьного возраста перестали ходить на репетиции, потому, что сейчас некому с ними заниматься.  Оркестру нужен  руководитель, чтобы снова набирать в школах ребят, обучать их азам музыки. В Боровской  музыкальной школе нет отделения игры на духовых инструментах. Такое отделение есть в Обнинске, но не каждый школьник сможет  ездить так далеко на занятия. Значит, оркестр Дома культуры для многих боровских  детей – единственная возможность обучиться игре на духовых инструментах. Может, среди читателей нашей газеты найдется человек, который захочет и сможет продолжить дело, начатое Владимиром Ивановичем Мелиховым. И очень хочется, чтобы традиция летних субботних концертов на городской площади не прерывалась.

24 мая в День славянской письменности и культуры в Обнинске прошел Второй областной фестиваль духовых оркестров. Принимал участие в этом конкурсе и духовой оркестр Боровского районного Дома культуры, занявший третье место. Музыканты первый раз вышли на сцену без своего руководителя и дирижера, но я думаю, сердце Владимира Ивановича было вместе с ними и радовалось успеху его родного коллектива.

Хотелось бы, чтобы именем Владимира Ивановича Мелихова был назван районный духовой оркестр. Думаю, это будет достойная оценка его преданности делу и наше весомое слово благодарности ему за  подвиг его служения музыке и родному городу. Светлая ему память!  

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.