Газета "Вестник" №32

Православная техника чтения избавляет от заикания

Окончание. Начало в №31.

 

Низкий голос как «противоядие»

от заикания

Есть еще важный момент: заикающиеся, как правило, говорят высоким голосом, так как их голосовые связки перенапряжены. Здесь можно провести аналогию между голосовой связкой и струной.  Когда голосовые связки имеют повышенный тонус, то они подобны перетянутым струнам, звучащим неестественно высоко. Поэтому заикающемуся нужно стараться говорить более низким голосом, чем обычно. Это будет способствовать расслаблению голосовых связок. По мнению профессора И.А. Сикорского, высказанному в конце IX века, именно медленная монотонная речь, произносимая низким однообразным тоном, имеет в себе большую предохранительную силу против заикания.

Этот феномен обнаружил и кандидат медицинских наук, врач-невропатолог, директор НИЦ Биокибернетики Андрей Блудов: «Как показала практика и наши наблюдения, вы не услышите среди заикающихся мужчин бас или приятный мужской баритон. Заикающиеся люди говорят, по сути, не своим голосом - более высоким, чем им предназначила природа». (www.dictor.ru). Более того, понижение высоты голоса автоматически приводит к замедлению темпа речи, что тоже является «противоядием» от заикания. Поясню примером. Человек с нормальной речью думает лишь о том, что сказать, а заикающийся в момент речи еще фиксирует свое внимание на мыслях о всевозможных страхах, о сложности звуков и слов, о том, как их избежать, о своей беспомощности и т.д. В результате, у него в голове возникает мысленный хаос, человек начинает паниковать и стремится быстрее говорить (забывая о том, что все произносится последовательно), разумеется, такое противоестественное речевое поведение и приводит к заиканию (речевому спазму).

Вот еще один штрих «к портрету» логоневроза: «Заикание - это процесс, который определенным образом «запускается», - пишет профессор Л.З. Арутюнян. -  По нашему мнению, существует ритуал «включения» заикания. Заикающиеся, как правило, начинают «заикаться» задолго до начала речи, например, в ожидании вопроса. Участвуя в беседе, они «заикаются», даже когда молчат. Уже в это время можно заметить заученный «взгляд заикания», напряжение мышц, особенно мышц артикуляторов и т.п. Все это автоматически, по ассоциации, включает программу заикания. Поэтому принципиально важной задачей становится замена  ритуала включения заикания ритуалом включения нормальной речи, т.е. необходимо сформировать психологическую и физиологическую готовность к ней».

 

Как же преодолеть страх речи?

Во-первых, конечно же, об этом надо помолиться. Вообще тот, кто хочет сохранять душевный мир, в том числе и во время речи, должен возжелать стать духовным (в православном понимании) и смиренным. «Неврастения», «нервность»,  мне кажется, -  просто виды греха, и именно греха гордости, - писал священник Александр Ельчанинов. - Можно ли представить себе неврастеником человека смиренного, доброго, терпеливого. И обратно - почему неврастения выражается непременно в злобе, раздражительности, осуждении всех, кроме себя, нетерпимости, ненависти к людям, крайней чувствительности ко всему личному?» Считается, что духовные причины заикания часто заключаются  в развитой гордости, тщеславии, своеволии.

А во-вторых, необходимо применить к своей речи рекомендации святых отцов относительно молитвы. Они учили произносить ее крайне неспешно, заключая при этом все внимание в каждое слово молитвы. Если же они отвлекались, то усилием воли снова возвращали свои мысли к тому слову, на котором их внимание рассеялось. То есть посторонние мысли нужно игнорировать, не обращать на них внимания. Иначе говоря, чтобы выработать навык естественной речи, заикающийся  должен упорно игнорировать мысли, связанные со страхами (получится - не получится, «сложный» звук - несложный и т.д.), а сконцентрироваться на методично-последовательном послоговом произнесении слов с акцентом на гласный звук. Например, слово «спасение» нужно произносить не с акцентом на согласный «С-сссссспасение», а разбивая на слоги: «спА- сЕ- нИе». А можно поступить проще: внимательно послушайте, как произносит чтец в храме псалмы или «часы», и просто скопируйте его манеру проговаривания богослужебных текстов. Этот принцип звукопроизношения можно взять за модель, эталон, по которому следует выстраивать свою речь, особенно в стрессовых ситуациях, тогда от речевых спазмов не останется и следа.

 

обобщим технику
 естественной
(бесспазматической) речи:

1. Говорить только на выдохе (однако вдыхать нужно спокойно и неглубоко, ибо глубокое дыхание повышает тон голоса).

2. Понизить тон голоса. (Попробуйте говорить «диаконским» басом).

3. Говорить медленно. (Как известно, «поспешишь - людей насмешишь»).

4. Не обращать внимания на патологические, негативные мысли. Нужно по-армейски четко выполнять поставленную речевую задачу: все внимание перенести только на последовательное (звук за звуком, слог за слогом), послоговое произнесение слов с акцентом на гласный звук. Проще говоря, звукопроизношение должно быть сознательным, тогда страх речи рассеивается сам собой.

Восстановление правильного речевого навыка - это творческий процесс: поиграйте своим голосом, найдите ту зону комфорта, тот диапазон, в котором вам удобно говорить, а затем продолжайте таким образом разговаривать, нарабатывая здоровый навык, и положительные результаты не заставят себя долго ждать. Все должно быть естественно и просто. «Где просто, там ангелов со сто». Ценно то, что исполнение этих принципов сразу же избавляет от запинок, как говорится, здесь и сейчас. Разумеется, что для выработки устойчивого навыка «здоровой речи» требуется время, но результат (речь свободно потекла) заикающийся почувствует сразу. Однако если он перестанет выполнять приведенные выше рекомендации, то запинки могут вернуться, то есть стоит помнить о том, что сам процесс говорения должен быть осознанным.

 Здесь можно провести параллель с боевыми искусствами, которые учат тому, что все движения должны быть осознанными. Более того, все единоборства основаны на том, чтобы посредством тех или иных приемов привести противника в неудобное для него положение. С помощью этих речевых приемов можно создать «неудобное положение» для заикания, то есть сделать так, что говорить станет легко, удобно и приятно. А значит, человек поймет: и во время речи можно оставаться спокойным.

Андрей Сигутин

 

Духовные причины заикания часто заключаются  в развитой гордости, тщеславии, своеволии.

 

 

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.