Газета "Вестник" №32

Сказка — ложь, да в ней намек

Беседа с детским писателем Ильей Ассировичем Литваком, композитором, режиссером, генеральным директором Международного кинофестиваля детских и юношеских фильмов «Верное сердце».

 

Cкажите, пожалуйста, почему вы решили начать писать сказки для детей?

В вопросе - две части: почему сказки - и почему для детей? Отвечу сначала на вторую часть вопроса - почему для детей? Наверное потому, что я так и не стал с годами настоящим взрослым. Внутри меня сидит ребенок, который продолжает смотреть на мир и людей широко открытыми наивными глазами, ждать от них удивительных и добрых поступков, ждать чего-то солнечного от жизни, потому и творчество взрослое у меня просто не получается, а творчество для детей - это само мое естество в том или ином жанре или направлении.

Изначально я получил музыкальное образование, затем актерское и режиссерское - потом и музыку я начал писать детскую - и спектакли ставить для детей и про детей - или про взрослых, совершающих наивные детские поступки. Для меня нормально, когда взрослые ведут себя легко-легко общаются, легко дарят радость другим. А когда взрослые начинают серьезно хмурить брови и морщить лоб, к примеру считая - сколько звезд на небе, как счетовод в «Маленьком принце» - я начинаю умирать и вымирать, как мамонт.

Теперь - почему сказки? В детстве я начитался сказок всех народов мира. Наверное нет сказки, которую я бы не прочитал. Читал и русские сказки - и сказки славянских народов. Читал сказки Индонезии и Вьетнама - английские сказки и сказки братьев Гримм, которые лучше вообще не читать - такие они страшные. И во всех сказках все так просто и чисто и ясно - как Божий день: хорошие богатыри и находчивые народные герои побеждают всякую пакость, когда силой богатырской, когда юмором и смекалкой. А пакость такая отвратительная, что и не спутаешь - только бери меч  и руби ей головы.

И вдруг вижу как-то - началась у нас в стране перестройка. Открыли храмы Божии, кто хотел - стал молиться, за это перестали преследовать, наоборот - хвалить многие начали. А на прилавки Детских миров и на все телеканалы повалила такая нечисть - что только головы мечом руби. Да только никто эти мультики мерзкие не запрещает, игрушки пакостные продают - дети смотрят все это, играют во всю эту дрянь - а потом и молиться-то им не захочется - так могут напитаться гнилой атмосферы. Разве что Господь с Неба не смилуется и не напомнит с течением времени болезнью страшной или горем. А зачем до такого доводить, если можно вовремя мечом все эти головы гидры порубить и головней раскаленной прижечь, чтобы не росли дальше (мифы Древней Греции я тоже в детстве читал со вниманием)?

И написал я первую сказку - про то, как наш родной Иван-богатырь разобрался с иноземной нечистью - человеком-пауком и человеком-летучей мышью, то бишь оборотнями. А потом самому интересно стало - что с ним дальше было? И еще: откуда вообще взялась Баба Яга? Из древнеславянских мифов - или попроще история у нее была? И еще - хорошо ли заниматься такими видами борьбы, как карате или кун-фу - и если плохо, то почему? И кто такие гномы и гоблины - и почему они в скандинавских мифах плохие - а главное - чем они плохие?

На все свои детские вопросы я постарался найти ответы, как мог - и записал их в новых сказках. А потом обнаружил, что чудеса в сказках - выдумка, а в жизни бывают чудеса куда расчудеснее сказочных. И начал писать я уже о  реальных событиях, происшедших много веков тому назад («Подвиг веры» - о святом мученике Трифоне); о истории нашей страны, начиная со времен царя Иоанна Грозного и заканчивая нашим временем. Так я случайно стал писателем.

Народные сказки изначально родились от древних языческих славянских мифов. Те же Кащей и Яга - изначально древне языческие боги, властители тьмы. Насколько сказки  духовны?

Это вопрос тонкий и сложный. Не могу претендовать на то, что являюсь специалистом в области этнографии, фольклора, истории древней Руси. Но, как взрослый ребенок, думаю так: народ или человек, как часть народа, до крещения - язычник, после крещения - христианин. Вроде внешне все, как прежде - руки те же, глаза моргают, язык болтает, а внутри все постепенно меняется, преображается, очищается на уровне души и мыслей. Дух Святой меняет и человека изнутри - и его творчество. Был миф про Ягу - стала сказка добрая. Поклонялись Кащею, как богу, а в сказке стал он чахлым, - и достается ему от добрых молодцев - и Василисы Прекрасной не видать ему, как своих чахлых ушей. А сами добры молодцы, если и были добрыми богами в мифах, стали героями, просто и легко творящими добрые дела. Чего и вам желаю.

Вы сказали, что учились на актера и режиссера. При этом у Церкви существует отрицательное отношение к профессии актера. Раньше актеров даже хоронили за церковной кладбищенской оградой, не отпевая...

В древности и во времена средневековья актеры противопоставляли себя Церкви. Скоморохи разыгрывали сцены, которые воспевали пороки, вплоть до кощунства над церковными таинствами. Хотя Господь по милости Своей и таких людей не оставлял без внимания: Порфирий, удивительный святой IV века христианства, был именно таким актером. В процессе спектакля он должен был издеваться над Таинством Крещения - залез в бочку и трижды окунулся с головой - во имя Отца и Сына и Святого Духа. А Господь принял его Крещение именно как Таинство. И вынырнул Порфирий уже с покровом Духа Святого, всенародно исповедовал себя христианином и был умерщвлен мечом за Христа.

В IX-XX веках профессия актера сильно изменилась. Вместо кощунства и проповеди пороков появились пьесы, положительно влияющие на людей. И актеры стали проповедниками хорошего и светлого начала. Достоевский, Тургенев, Гоголь ездили в Оптину пустынь, вдохновлялись, получали духовные советы от старцев. Известен случай, когда оптинскому старцу Ворсонофию показали фотографию актера Михаила Чехова: старец увидел на нем благодать Божию и попросил привезти его к себе.

Так что вопрос не в профессии, а в том, кому люди этой профессии служат. При храмах повсеместно ставятся спектакли - в них участвуют  дети и взрослые. И польза от таких спектаклей - огромная - и участникам и зрителям.

А ваши дети - читают ваши сказки?

Читают, и не только мои. Мои дети - очень творческие. Старший - пишет музыку и занимается профессионально дирижированием, средний - прекрасно рисует и требует, чтобы ему доверили рисовать к моим сказкам иллюстрации, а младший снимает на мобильный телефон мультики с персонажами из пластилина, что-то типа того, что блистательно делал и делает наш мультипликатор Гарри Бардин.

Но главное, что все они стремятся в жизни к чему-то хорошему. Не просто к творчеству ради творчества - а именно нести людям свет и добро, а через творчество это будет происходить или другим способом - не так уж и важно. Поскольку творчество - опасная стихия,  может захлестнуть волной тщеславия, и будет человек любить не искусство в себе, а себя в искусстве, радоваться славе, искать ее, горевать, когда нет признания его таланта публикой и читателями. Беда тогда... Прямой путь к гордыне и унынию...

Расскажите немного о ваших фильмах.

Фильмы - это громко сказано. Они такие же сказочные и наивные, как и все, что я делал и делаю. Хотя, видимо, воздействуют они напрямую на сердце тех, кто их смотрит, потому что люди плачут, умиляются, радуются... Даже лауреатство получили фильмы на разных кинофестивалях.

Но для меня главное, что они несут в себе рождественскую атмосферу. Рождество называют иногда детским праздником. Елка, конфеты, игрушки, запах свечей восковых, смолы - и Младенец Христос тянет ручки к каждому из нас, готов принять нас к Себе в сердце - только бы мы сами не отвернулись от Него.

Мои фильм так и называются: Рождественские истории. И фильмы эти о том, что мне особенно дорого в жизни - о рождественских людях, совершающих простые добрые рождественские поступки. Рассказывать об этом нет смысла - фильмы надо просто смотреть.

Спасибо, Илья, за ваше интервью. Традиционный вопрос: что бы вы пожелали нашим читателям?

Есть чудесная сказка для взрослых, называется она «Алые паруса». Желаю вам ее прочитать  и в жизни запускать маленькие кораблики с алыми парусами для тех, кто нас с вами окружает. «Сказка - ложь, да в ней намек. Добрым молодцам - урок!».

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.