Газета "Вестник" №51-2012

Как подготовиться к исповеди Рождественким постом?

О подготовке к исповеди, о том, в каких "грехах" не нужно каяться, и о том, как узнать, не в осуждение ли ты причастился, рассказывает епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон

 

 

Продолжение. Начало в №50.

Есть некоторые люди, у которых душа находится в таком пограничном состоянии, не психически больные, но люди, которые застенчивы, не могут иначе исповедоваться, кроме как давая такую записку, и такую исповедь все же примет духовник, но все-таки лучше о своих грехах сказать. Единственное, что нужно сделать, дорогие друзья: нужно на исповеди каяться, перечисляя свои грехи. Потому что приходят иногда и начинают рассказывать: «Я пришла вчера домой, меня встретил муж, он, как всегда, был подвыпивши, я ему сделала замечание, и муж стал на меня кричать, а я рассердилась и ударила его по лицу. Я, конечно, неправильно поступила. Но что мне оставалось делать?» Это не исповедь. Надо свою исповедь все-таки облекать в форму покаяния. Это не должен быть некий рассказ. Хотя есть люди, которые по своей простоте просто не умеют иначе каяться. Их духовник принимает их исповедь и в такой форме, но все-таки правильнее будет сказать так: «Я злая, очень раздражительная, и я на своего мужа, когда он вел себя неправильно, все-таки разозлилась и ударила его по лицу...» Вот как будет звучать, мне кажется, правильная исповедь.

*   *   *

Очень часто люди слишком много пишут в своих записках, очень много рассказывают. Есть и другая противоположность, тоже неправильная, когда человек просто перечисляет свои грехи: «Согрешила тщеславием, унынием, раздражением, плохо молилась. Нарушала пост, плохие были у меня мысли», дети говорят «плохо себя вел», так они каются. И это тоже неправильно. Что значит «плохо себя вел»? Что значит «тщеславие»? Что значит «плохие мысли»? Что это, как это понимать? Надо говорить не о страсти, которая действует на тебя, она действует на всех, а о том, как эта страсть в тебе проявляется. Скажем, я подумал о себе, что произнес очень хорошую проповедь, что надо эту проповедь напечатать в сборнике и всем раздать в храме. Такая мысль мне пришла, и в этой мысли можно покаяться. Не надо говорить: «я раздражалась на свою дочь», а «я свою дочь унизила, обозвала ее нехорошими словами, ударила». С одной стороны, исповедь не должна быть подробным рассказом всех обстоятельств, скажем, какого-то дела, не должна быть повествованием о вашей жизни, а должна быть покаянием в конкретном грехе. Но, с другой стороны, она не должна обозначаться одним словом.

Вообще старание современных людей найти названия своим грехам неправильно. Есть люди, которые болезненно хотят узнать, какие еще есть грехи. Вот что такое мшелоимство? Мне кажется, это неправильно, и грехи нужно называть так, как они называются в современном русском языке. Когда мы молимся, мы, конечно, берем слова святых отцов, берем их образы, читаем утренние и вечерние молитвы, это правильно, мы учимся этому языку, учимся правильному отношению к Богу, но когда мы каемся, надо каяться все-таки своими словами. Надо сказать, не корыстолюбием я согрешала, а, скажем, заискивала перед женщиной, думала, она даст мне на что-то денег; я делала добро, желая, чтобы мне на него ответили. Или, например, мшелоимство, это вообще такой грех таинственный, я не буду сейчас о нем здесь говорить.  Мы знаем, что есть восемь страстей, что есть заповеди, во всех нарушениях этих заповедей, во всей нашей подверженности этим страстям и нужно каяться.

 

*   *   *

По-разному приходится нам с вами исповедоваться. Постом можно поисповедоваться подробно, еще перед смертью, если будет такая возможность, нужно будет все вспомнить и во всем покаяться, все свои грехи оплакать еще раз. Если вы не были на исповеди давно, нужно просить священника, чтобы он уделил вам особенное время. Но если вы исповедовались неделю-две тому назад, то достаточно будет кратко поисповедоваться. Надо уметь исповедоваться и кратко, и подробно, и каждый раз быть готовым и к той исповеди, и к другой, так я себе представляю «совершенного» кающегося грешника, который может так исповедоваться в зависимости от обстоятельств. Бывают обстоятельства, когда очень много народа, когда нет возможности все рассказать. Иногда можно и нужно подробно все рассказывать, а порой необходимо говорить кратко. В каких-то случаях подходят под епитрахиль священника, под разрешительную молитву: на Страстной седмице, когда мы причащаемся и в Великий Четверг, и в Великую субботу, и на Пасху, в эти дни иногда причащаются вообще без исповеди. Тут дело духовника, как решить, надо его слушаться в этом вопросе, и если духовник говорит, что исповедоваться тебе не нужно, особых грехов у тебя не было, - можно подойти под епитрахиль. Если вы совершили особый грех, что-то, может быть, украли (не буду говорить о каких-то скверных грехах), или долго не курили и вдруг закурили - надо обязательно сказать об этом, нельзя просто подойти и наклонить голову под епитрахиль. Все-таки нужно различать те грехи, которые нарушили ваше внутреннее устроение, от той обычной грязи, которая ложится на душу в нашей повседневной жизни.

*   *   *

В разных грехах нужно каяться по-разному. Я думаю, есть такой род грехов, нечистых, скверных, в которых не нужно каяться подробно, о которых не нужно подробно рассказывать, но все-таки надо дать понять, что произошло, потому что иногда об этих грехах говорят только общими словами, не рассказывая о том, что произошло во время этого греха, и скрывают за этими общими словами какое-то, может быть, страшно искажение отношений между мужчиной и женщиной. Я не буду, дорогие друзья, в это особенно вникать, но нужно понять, что если этот грех глубоко вас проникает, нужно сказать об этом батюшке. Есть разные виды этих грехов, не нужно подробно о них говорить, но необходимо, чтобы было понятно, в чем вы каетесь. О таких грехах и вспоминать не надо в подробностях, потому что они могут опять как-то затронуть душу, а о грехах, в которых стыдно каяться, о гордости безумной, тщеславии, воровстве, обиде и унижении других людей - нужно обязательно помнить. Очень важно приводить себе на память эти грехи, особенно когда у нас появляются какие-то гордостные помыслы.

Итак, положим вы подготовились к исповеди, покаялись, священник читает разрешительную молитву - и ничего не говорит. Вы вправе, дорогие друзья, спросить у него: «Батюшка! А с каким грехом мне нужно особенно бороться? Батюшка! Что мне посоветуете, чтобы мне не повторять этого греха?», - но быть при этом готовыми исполнить всё, что он вам скажет. Почему нужно это сделать? Потому что духовные люди, великие старцы, бывают очень скромными, кроткими, смиренными, и они считают, что ничему не могут вас научить. Но если вы спросите у них, они будут вынуждены вам что-то ответить. По-настоящему духовные люди не лезли вперед, они сидели у себя в пустыни, в лесу, молились Богу за весь мир, считая себя недостойными что-то говорить. Для того, чтобы получить наставление, надо обязательно спросить батюшку и перед этим помолиться о том, чтобы он ответил то, что полезно для вас, то, что нужно для вас, но быть готовыми это исполнить.

*   *   *

Нужно различать исповедь и беседу со священником. Есть некоторые священники, у которых мало духовных чад, которые живут в селах, деревнях, где можно и на исповеди о чем-то поговорить. Но в городе, особенно во время поста и перед большими праздниками, когда будет много исповедников, батюшка не сможет с вами подробно поговорить. Поэтому можно ему сказать: «Батюшка, Вы знаете, я хотела бы с Вами поговорить о своей жизни, я хотела бы, чтобы Вы помогли мне определить молитвенное правило, какие молитвы читать утром, какие вечером. Я хотела бы узнать, как мне поститься в этот пост. У меня такая ситуация: есть у меня друзья, которые ведут себя неправильно, я хотела бы у Вас узнать, стоит ли мне с ними встречаться». «Мы бы хотели с мужем усыновить ребенка», «я бы хотела выйти замуж», «сменить работу», «поступить куда-то учиться», « я бы хотела обсудить, какие книги мне стоит читать», «сколько времени мне можно находиться в Интернете, я чувствую, что это вредно для моей души, но совсем там не бывать я не могу по работе»... Все эти вопросы можно решать на исповеди, но лучше все-таки - в отдельной беседе. Попросить, чтобы священник уделил вам время, если вы верите, что он может вам помочь, и с ним об этом побеседовать.

А на исповеди можно спросить, как вам избавиться от греха, что вам для этого нужно делать. Можно просить, чтобы священник дал вам епитимью, если вы совершили тяжелый грех, спросить, можно ли вам причащаться после какого-то тяжелого греха, и делать, как он благословит. Если священник говорит что-то, что кажется вам неправильным, и если это не дивный старец, не известный всему миру духовник, можно ему сказать: «Батюшка! Вы, наверное, меня не поняли, я имела в виду то-то и то-то», но если он настаивает на том, что сказал, даже и выслушав вас, то наверное, придется это исполнять, раз уж вы доверились ему, раз выбрали себе в духовники.

То, что вам говорит на исповеди священник, лучше никому не рассказывать. Об этом говорил отец Алексий Мечев. Когда он давал наставления своим духовным чадам, то не разрешал им рассказывать об этом никому, потому что то, что он говорил одному человеку, могло соблазнить другого, то, что полезно для одного, для другого может оказаться вредным и ненужным, поэтому тут надо быть очень осторожными. Это все равно, что прийти к врачу, чтобы он прописал вам лекарство, скажем, повышающее давление. Будете вы всем давать это лекарство, когда у человека не все в порядке с давлением или еще с чем-нибудь? Лекарство может его убить, а не вылечить. Поэтому нужно быть очень осторожными с рекомендациями, которые вы получили от священника, не делиться ими с другими.

*   *   *

Возникает такой вопрос: хорошо ли, чтобы у жены и мужа был один духовник? Конечно, это очень хорошо и это очень правильно, потому что иногда между мужем и женой возникают разногласия, и их духовники дают им разные благословения, в отношении поста, например, в отношении молитвенного правила, частоты причащения, воспитания детей. Поэтому лучше, чтобы был один духовник. Иногда бывают духовники разные, но находящиеся в духовном общении, например, муж исповедуется у духовника, а жена исповедуется у духовного чада этого духовника. Здесь меньше опасностей, хотя они все равно есть, а если это разные священники, тогда опасность очень большая, тут кому-то, может, надо поступиться своими интересами, желаниями, и, может быть, исповедоваться у духовника жены или мужа. Хотя я знаю случаи, когда всё кончалось мирно, хотя были разные духовники. Мы говорим о том, как лучше, но в жизни, к сожалению, не всегда так получается.

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.