Газета "Вестник" №11 - 2013
Образ православной женщины
Как известно, в православной культуре человек является «образом и подобием Божиим», а женщина, по Божественному замыслу, - женой и матерью. В годы советской власти было сделано все, чтобы люди забыли о Замысле Господа. Но в настоящее время наблюдается рост интереса к православной культуре и традициям России. Стоит заметить, что каждая культура вырабатывает свое представление о том, как должен выглядеть человек: и мужчина, и женщина.
Внешний вид - это продолжение нашего внутреннего мира. Достоинства и недостатки обязательно проявляются в общем облике человека, в том числе и в одежде. Именно она может многое рассказать о человеке.
В Ветхом Завете тоже говорится о внешнем виде человека. После грехопадения Господь сделал одежду для Адама и Евы, чтобы решить проблему стыда и сделать возможным общение с Творцом. В современном мире понятие стыда очень условное. То, что когда-то считалось совершенно неприемлемым, сейчас вариант нормы, более того, непристойный внешний вид вызывает в нынешнем обществе если не восхищение, то одобрение. Но для верующей православной женщины такое одобрение ничего не значит. Она не зажата рамками современной моды, не стремится показаться лучше других, чем-то выделиться. Ее красота не в нарядах: ее облик - это внешнее проявление ее духовного мира, смирения, любви, доброты, скромности. Это совсем не означает, что необходимо уходить в крайности и выделяться своим видом. Если православная женщина будет носить одежду, подобную монашеской, или выглядеть неряшливо, то это тоже будет крайностью, как и в случае с чрезмерным украшением себя. Задача же православной женщины на собственном примере показать, что для того, чтобы быть женственной и по-настоящему красивой, совсем не нужно удивлять всех своей внешностью.
Самый яркий, самый святой пример, который нужно запечатлеть в своей душе каждой христианке, - Образ Пресвятой Девы Марии. В повествованиях о земной жизни Богородицы о Ней говорится так: «Все современники, удостоившиеся счастья видеть Пресвятую Богородицу во время земной Ее жизни, удостоверяют, что Ее внешность была запечатлена дивною красотою.
Одежда Ее была всегда чужда роскоши и скромная; поступь была величественная и твердая; взгляд серьезный и приятный; речь кроткая, льющаяся прямо из незлобивого сердца; обращение безыскусственное и простое.
Вся красота Ее Божественной души отпечатлевалась на Ее лице, но эта красота наружности была только прозрачным покрывалом, сквозь которое светились все добродетели непорочной красоты ума и души. В каждом деле Она исполнена кроткого величия и целомудрия».
Скромность и простота Богородицы никак не умаляют Ее как женщину, а, напротив, возвышают перед теми, кто любит себя украшать. Образ Пресвятой Девы - Высший идеал непреложных духовных ценностей: смирения и терпения. Именно это должна учитывать каждая православная женщина.
Обратимся к святому образу Царицы Александры Феодоровны. Ее пример настоящей женщины, жены, матери стал очень близким и достойным подражания. Для характеристики ее достоинств достаточно лишь процитировать строки из ее дневника: «Любовь раскрывает в женщине многое, чего не видят посторонние глаза. На ее недостатки она набрасывает вуаль и преображает даже самые простенькие ее черты».
Царица Александра пишет: «Хорошая жена - это благословение Небес, лучший дар для мужа, его ангел и источних неисчислимых благ: ее голос для него - сладчайшая музыка, ее улыбка освещает ему день, ее поцелуй - страж его верности, ее руки - бальзам его здоровья и всей его жизни, ее трудолюбие - залог его благосостояния, ее экономность - его самый надежный управляющий, ее уста - лучший его советник, а ее молитвы - его адвокат перед Господом».
Какая она мать - видно из этих строк: «Материнская любовь как бы воплощает любовь Бога, и она окружает жизнь ребенка нежностью. Нет ничего сильнее того чувства, которое приходит к нам, когда мы держим на руках своих детей. Их беспомощность затрагивает в наших сердцах благородные струны. Для нас их невинность - очищающая сила...»
Каким потрясающим внутренним содержанием обладает женщина, произносящая такие слова. В ней воплощен Божественный замысел о женщине, и ее внешность отодвигается на задний план. На основе этих примеров можно сказать, что жизнь по Законам Божиим неизменно преображает душу, транслируя внутреннее преображение на внешний вид, который, как правило, очень гармонирует с духовным миром женщины. Прежде всего - это скромность в украшениях, опрятность, хороший вкус и совершенное отсутствие желания выделиться и привлечь к себе внимание.
Когда женщина идет в храм, она непременно должна выглядеть красиво, торжественно, а не соблазнительно, вольно. В дореволюционной Росси было выражение «кобеднишная одежда», означавшее самый лучший наряд, надевавшийся для посещения церкви, обедни.
Сегодня одежда православной христианки - это одна из форм проповеди. И эта проповедь непременно должна проникнуть в сердца тех женщин, для которых в порядке вещей вызывающие наряды, яркий макияж и всяческие излишества в украшениях и поведении. Ведь этому противостоят настоящая женственность, красота, хорошие манеры и вкус, кротость, целомудрие и необычайное сияние, рвущееся из самой глубины доброго и чистого сердца, осененного всеобъемлющей Любовью Христовой.
Надежда Игрунова