Газета "Вестник" №11 - 2013

Образ православной женщины

 

Тема образа современной православной женщины, как носителя духовности остается на заднем плане, уступая многим другим обсуждаемым ныне. Однако она тоже заслуживает определенного внимания. Прошедший век оказался веком потрясений, оставил печальный след в судьбе нашей страны и ее жителей. Все произошедшие изменения отразились на человеческом облике, который серьезно пострадал.


 

Как известно, в православной культуре человек является «образом и подобием Божиим», а женщина, по Божественному замыслу, - женой и матерью. В годы советской власти было сделано все, чтобы люди забыли о Замысле Господа. Но в настоящее время наблюдается рост интереса к православной культуре и традициям России. Стоит заметить, что каждая культура вырабатывает свое представление о том, как должен выглядеть человек: и мужчина, и женщина.

Внешний вид - это продолжение нашего внутреннего мира. Достоинства и недостатки обязательно проявляются в общем облике человека, в том числе и в одежде. Именно она может многое рассказать о человеке.

В Ветхом Завете тоже говорится о  внешнем виде человека.  После грехопадения Господь сделал одежду для Адама и Евы, чтобы решить проблему стыда и сделать возможным общение с Творцом. В современном мире понятие стыда очень условное. То, что когда-то считалось совершенно неприемлемым, сейчас вариант нормы, более того, непристойный внешний вид вызывает в нынешнем обществе если не восхищение, то одобрение. Но для верующей православной женщины такое одобрение ничего не значит. Она не зажата рамками современной моды, не стремится показаться лучше других, чем-то выделиться. Ее красота не в нарядах: ее облик - это внешнее проявление ее духовного мира, смирения, любви, доброты, скромности. Это совсем не означает, что необходимо уходить в крайности и выделяться своим видом. Если православная женщина будет носить одежду, подобную монашеской, или выглядеть неряшливо, то это тоже будет крайностью, как и в случае с чрезмерным украшением себя. Задача же православной женщины на собственном примере показать, что для того, чтобы быть женственной и по-настоящему красивой, совсем не нужно удивлять всех своей внешностью.

Самый яркий, самый святой пример, который нужно запечатлеть в своей душе каждой христианке, - Образ Пресвятой Девы Марии. В повествованиях о земной жизни Богородицы о Ней говорится так: «Все современники, удостоившиеся счастья видеть Пресвятую Богородицу во время земной Ее жизни, удостоверяют, что Ее внешность была запечатлена дивною красотою.

Одежда Ее была всегда чужда роскоши и скромная; поступь была величественная и твердая; взгляд серьезный и приятный; речь кроткая, льющаяся прямо из незлобивого сердца; обращение безыскусственное и простое.

Вся красота Ее Божественной души отпечатлевалась на Ее лице, но эта красота наружности была только прозрачным покрывалом, сквозь которое светились все добродетели непорочной красоты ума и души. В каждом деле Она исполнена кроткого величия и целомудрия».    

Скромность и простота Богородицы никак не умаляют Ее как женщину, а, напротив, возвышают перед теми, кто любит себя украшать. Образ Пресвятой Девы - Высший идеал непреложных духовных ценностей: смирения и терпения. Именно это должна учитывать каждая православная женщина.

Обратимся к святому образу Царицы Александры Феодоровны. Ее пример настоящей женщины, жены, матери стал очень близким и достойным подражания. Для характеристики ее достоинств  достаточно лишь процитировать строки из ее дневника: «Любовь раскрывает в женщине многое, чего не видят посторонние глаза. На ее недостатки она набрасывает вуаль и преображает даже самые простенькие ее черты».

Царица Александра пишет:  «Хорошая жена - это благословение Небес, лучший дар для мужа, его ангел и источних неисчислимых благ: ее голос для него - сладчайшая музыка, ее улыбка освещает ему день, ее поцелуй - страж его верности, ее руки - бальзам его здоровья и всей его жизни, ее трудолюбие - залог его благосостояния, ее экономность - его самый надежный управляющий, ее уста - лучший его советник, а ее молитвы - его адвокат перед Господом».

Какая она мать - видно из этих строк: «Материнская любовь как бы воплощает любовь Бога, и она окружает жизнь ребенка нежностью. Нет ничего сильнее того чувства, которое приходит к нам, когда мы держим на руках своих детей. Их беспомощность затрагивает в наших сердцах благородные струны. Для нас их невинность - очищающая сила...»

Каким потрясающим внутренним содержанием обладает женщина, произносящая такие слова. В ней воплощен Божественный замысел о женщине, и ее внешность отодвигается на задний план. На основе этих примеров можно сказать, что жизнь по  Законам Божиим неизменно преображает душу, транслируя внутреннее преображение на внешний вид, который, как правило, очень гармонирует с духовным миром женщины. Прежде всего - это скромность в украшениях, опрятность, хороший вкус и совершенное отсутствие желания выделиться и привлечь к себе внимание.

Когда женщина идет в храм, она непременно должна выглядеть красиво, торжественно, а не соблазнительно, вольно. В дореволюционной Росси было выражение «кобеднишная одежда», означавшее самый лучший наряд, надевавшийся для посещения церкви,  обедни.

Сегодня одежда православной христианки - это одна из форм проповеди. И эта проповедь непременно должна проникнуть в сердца тех женщин, для которых в порядке вещей вызывающие наряды, яркий макияж и всяческие излишества в украшениях и поведении. Ведь этому противостоят настоящая женственность, красота, хорошие манеры и вкус, кротость, целомудрие и необычайное сияние, рвущееся из самой глубины доброго и чистого сердца, осененного всеобъемлющей Любовью Христовой.

Надежда Игрунова

 

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.