Газета "Вестник" №11 - 2013

Оздоровление по системе священномученика Серафима Чичагова, или методика К. Кравченко, — опасно для жизни?

 

Протоиерей Алексий Боднар, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» при Донецком областном противоопухолевом центре, врач.


Система Ксении Павловны Кравченко далека от «Системы Чичагова», которая изложена в «Медицинских беседах» издания 1891 года. Система Ксении Павловны так близка к системе Чичагова, как учение Дарвина к учению пророка Моисея: оба учения о происхождении видов, но разница большая. Но Дарвин никогда не называл себя «последователем и продолжателем пророка Моисея». Ксения Павловна - назвала себя последователем и продолжателем «Системы Чичагова». В этом я вижу либо лукавство, либо духовную болезнь, либо злой умысел и грех хулы на священномученика.

Практически все «Беседы» Чичагова - это жесткая критика аллопатических методов, Ксения же Павловна рекомендует использовать йод в дозах, значительно превышавших суточную дозу йода для аллопатов.

Чичагов свою систему основывает на современных ему данных физиологии. Он подчеркивает, что «никто не может изобрести новой анатомии» (анатомия на микроскопическом уровне - гистология, тесно связана с физиологией). Но эти разделы постоянно изучаются, совершенствуются.

Сколько открытий было сделано хотя бы за последние тридцать лет - видно даже по страницам учебников, чего уж говорить о более глубинном уровне. Ксения Павловна излагает вещи, которые совершенно противоречат всем данным современной (и не современной) физиологии и гистологии. Мне интересно было бы узнать, из каких источников Ксения Павловна берет такие сведения, что глюкозу в крови перерабатывает желудочный сок, поступающий из желудка в кровь через 2 часа после еды? Пусть, подобно Чичагову, раскроет тайну своих знаний.

Чичагов выставил на всеобщее обозрение все свои медицинские знания с их источниками и выводами. Продолжательнице тоже так надлежало бы поступить. А затем либо извиниться за невежество и послушать людей более сведущих, либо сделать ряд фундаментальных открытий, отменив многие основополагающие принципы современной науки (чего никогда не делал Чичагов).

Мнения Чичагова в свете современной науки иногда кажутся наивными. Но это не следствие его невежества, а следствие ограниченности науки его времени. Ксения Павловна же просто перечеркивает всю науку, не объясняя, что она предлагает вместо нее: фантазии? откровения свыше? учения афонских отцов? Если уж «откровения», так и называйте их так, а не прикрывайте их научной «Системой Чичагова», которая принадлежит позапрошлому веку, или ее обновлением по данным современной науки.

Многие выводы Ксении Павловны вредны для здоровья. «Есть две жмени пищи». На пятом курсе меда студенты изучают гигиену питания, где обязательно составляются учебные рационы для больных и здоровых людей. Вот бы мне в то время иметь Ксению Павловну своим преподавателем! Я помню, как сложно было составлять баланс по калориям, белкам, разным видам углеводов и жиров, витаминов и микроэлементов. Две жмени - и сто ангелов с простотой! А я часы за калькулятором проводил.

Сегодня мы имеем компьютеры, поэтому баланс составляется проще. Я рассчитал для себя несколько вариантов питания по Кравченко: в одном случае я должен был съесть 15000 калорий (для шахтера - нормально, а вот библиотекарь умрет от ожирения), в другом - 900-1200 (иммунодефицит, нарушение обмена веществ - рак, туберкулез, снижение работоспособности).

Среди моих прихожан были случаи питания по Кравченко. Я рассчитал баланс их питания. Вот реальный случай: дефицит белка 25%, дефицит калорий - в два раза. Такую диету соблюдал раковый больной! Это убийство! Это стимуляция ракового роста! То, что люди худеют - хорошо. Но это само по себе показывает неприменимость этого метода питания для ослабленных больных и больных с иммунодефицитами! А Кравченко им-то и советует применять такую диету! Это грех или невежество.

Дефицит приема воды опасен для здоровья

Когда изучал в университете нутрициологию (учение о здоровом питании), я, окрыленный новым знанием, обратился к своему духовнику, мудрейшему и рассудительнейшему человеку - протоиерею Вадиму Васильеву, которому посчастливилось общаться с подвижниками веры: схиигуменом Саввой, отцами Зосимой (Сокуром) и Гавриилом (Стародубом), с просьбой: «Отче, благословите, я составлю себе такой здоровый рацион питания для поста и мясоеда, чтобы поддержать свое тело и от переедания, и от недоедания». Батюшка мне ответил: «Если ты будешь считать свой рацион, тебе некогда будет молиться».

Образ жизни, который вращается вокруг желудка, называется чревоугодием: обжорство и ученое здоровое питание сходятся в одном - это чревоугодие, с богом-чревом. Я не отменяю «здоровое питание», сам слежу за своей диетой (стараюсь ограничивать калорийность питания и выбирать более полноценные продукты, лишенные индустриальных вкусовых и жировых добавок), но я осознаю, что делаю это по принципу: «Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь» (Мар.10:3-5).

Из-за слабости своей веры и простоты, из-за своего чревоугодия мне приходится следить за тем, что я кладу в свой желудок. Я в этом каюсь. Это моя немощь. Могу поделиться опытом своего питания. Но это - мое «жестокосердие», уклонение от духовности, адаптация-приспособление к страстям, коллизия между ветхим и новым человеком, выбор меньшего зла перед лицом большего. Но это не духовность!

Авва Дорофей говорит о христианском питании: «Попроси у Бога, что тебе нужно, а потом возьми, что Он тебе пошлет. Тебе нужно яйцо, ты хочешь яйцо. А Бог посылает тебе овощи. Значит, овощи дадут тебе то, что ты хотел получить от яйца. Или даже больше - Бог тебе будет вместо яйца».

Я говорил, что слежу за своей диетой. Но если моя вера была бы как у аввы Дорофея (почему бы к этому не стремиться?), я бы ел все подряд в то время, когда могу, и «сами себе и весь живот свой (с рационом, белками, нитратами, канцерогенами, холестерином, йодом и так далее) Христу Богу предадим» - и получал бы из рук любящего меня Отца Небесного все, что Он пошлет для моего тела. Я бы ел все подряд, умеренно (все святые отцы пишут о двух допустимых мерах - доволь, то есть прекращение еды после насыщения; и утеснение чрева, когда встаешь из-за стола голодным, а не об объемах в две ладошки).

Итак, проповедь «истины из лона Церкви», как говорит Кравченко, - это проповедь чревоугодия, хотя и благородного.

Я сам могу говорить долго о нутрициологии (особенно о лечении ожирения), но НИКОГДА я не скажу: «это истина из лона Церкви».

Разница между христианством и системой Кравченко (или моей нутрициологией) описана пророком: «Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом и хвалится бичом, гоняет волов и занят работами их и которого разговор только о молодых волах? Сердце его занято тем, чтобы проводить борозды, и забота его - о корме для телиц. Так и всякий плотник и зодчий, который проводит ночь, как день: кто занимается резьбою, того прилежание в том, чтобы оразнообразить форму; сердце свое он устремляет на то, чтобы изображение было похоже, и забота его о том, чтоб окончить дело в совершенстве.

Так и ковач, который сидит у наковальни и думает об изделии из железа: дым от огня изнуряет его тело, и с жаром от печи борется он; звук молота оглушает его слух, и глаза его устремлены на модель сосуда; сердце его устремлено на окончание дела, и попечение его - о том, чтобы отделать его в совершенстве. Так и горшечник, который сидит над своим делом и ногами своими вертит колесо, который постоянно в заботе о деле своем и у которого исчислена вся работа его: рукою своею он дает форму глине, а ногами умягчает ее жесткость; он устремляет сердце к тому, чтобы хорошо окончить сосуд, и забота его - о том, чтоб очистить печь.

Все они надеются на свои руки, и каждый умудряется в своем деле; без них ни город не построится, ни жители не населятся и не будут жить в нем; и однако ж они в собрание не приглашаются, на судейском седалище не сидят и не рассуждают о судебных постановлениях, не произносят оправдания и осуждения и не занимаются притчами; но поддерживают быт житейский, и молитва их - об успехе художества их» (Сир.39:25-39).

Вместо волов имеем обмен веществ, вместо глины - ЖКТ, вместо судейского седалища - духовное рассуждение помыслов, вместо молота кузнеца - рефлексы. Город - здоровье тела.

Продолжение следует.

 

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.