Газета "Боровский просветитель" № 1 (2010)
Воспитательный потенциал школы полного дня
Выступление Инессы Геннадьевны Харитоновой на августовской конференции педагогов
Создание воспитывающей, здоровьесберегающей, безопасной и благоприятной для ребенка и педагога культурной среды является основной задачей школы полного дня, где ребенок проживает 40% своего времени. Воспитательные функции школы являются на современном этапе развития приоритетными по отношению к остальным. Никто не будет отрицать, что безнравственность и бездуховность ведут к деградации личности, а значит, и общества в целом. Именно поэтому в Закон РФ «Об образовании» внесены изменения, где в обязанности каждого образовательного учреждения входит задача формирования духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное развитие ребенка направлено на целостное развитие личности в трех ипостасях: дух-душа-тело. То есть школы фактически получили госзаказ на возрождение традиционной для России системы нравственных и духовных ценностей.
Педагогический коллектив принял новую Программу развития школы, где одним из направлений является именно духовно-нравственное развитие всех участников образовательного процесса. Оно становится центральным в построении не только воспитательной системы школы, но и в развитии культурной педагогической среды образовательного учреждения. Мы уже давно убедились на практике, что сохранение и укрепление здоровья детей немыслимо без формирования у них системы нравственных ценностей. Физиологически здоровая, образованная, но бездуховная личность принесет огромный вред окружающему социуму, а результатами ее самореализации станут асоциальное поведение, алкоголизм, наркомания.
В нашей школе полного дня предпосылками создания культурной среды для духовно-нравственного развития всех субъектов образовательного процесса являются:
- Приоритет задач воспитания и ориентир на саморазвитие человека, получающего образование, независимо от экономических и политических условий в стране, регионе.
- Институт классных воспитателей, работающий по концепции воспитания и педагогической поддержки О.С.Газмана.
- Технология педагогической поддержки О.С.Газмана для личностного самоопределения ребенка и взрослого.
- Система здоровьесбережения В.Ф Базарного.
- Сохранение нравственной атмосферы педагогического сообщества в условиях реорганизации двух школ.
- Разработанная авторская система непрерывного экологического образования, призванная формировать позитивную по отношению к себе и окружающему миру экологичную личность.
- Достаточно развитая система дополнительного образования, которая в соответствии с запросами участников образовательного процесса, особенностями окружающего социума и возможностями школы позволяет гибко реагировать на происходящие изменения и вводить курсы, соответствующие задачам школы. Так, в школе всегда преподавался курс «Духовная культура», который в настоящее время заменен курсом А.В.Бородиной «Основы православной культуры» и дополнен православным краеведением.
-Функционирование школы как образовательного учреждения полного дня, что позволяет реализовать необходимую образовательную программу и ограничить негативное воздействие окружающего социума на том возрастном этапе, когда оно особенно сильно воздействует на ценностные ориентиры ребенка.
В условиях слияния двух школ резко изменились и условия окружающего социума, которые нельзя игнорировать, если мы хотим создать воспитывающую и развивающую среду. Территориальная близость к монастырю - это тот потенциал, который школа не может не использовать в построении системы духовно-нравственного развития. При построении этой системы мы испытываем много проблем, назову лишь некоторые:
-Не все педагоги готовы внести коррективы в свою деятельность для углубления духовно-нравственной составляющей урока.
-Нам самим приходится подбирать педагогический инструментарий для мониторинга процесса формирования ценностных ориентиров современного школьника.
- Практически не финансируется работа классных воспитателей, которые в новых экономических условиях попали в группу учебно-вспомогательного персонала. Всего 15% ФОТа (с сентября 2009 г.) школа может расходовать на дополнительное образование и воспитателей. Для школы полного дня этого явно недостаточно. А без института классных воспитателей поставленные задачи школе не решить.
Что же, тем не менее, мы своими силами уже сделали?
- В соответствии с изменившими условиями реорганизации двух школ имеющиеся в них традиции дополнили новыми. Так, в 2008-09 учебном году в школе впервые прошли «Светлая седмица», Детско-юношеские чтения в память преподобного Пафнутия Боровского, началась работа в православно-ориентированной детской театральной студии «Слово», постепенно складывается практика исследовательской и проектной работы по православному краеведению.
-Организовали в школе повышение квалификации педагогов по духовно-нравственному развитию. Под руководством старшего научного сотрудника Института психолого-педагогических проблем РАО Т.В. Анохиной в школе прошли два семинара: «На пути возрождения духовной традиции в школьном образовании» и «Игрушка и анти-игрушка в развитии личности ребенка», а также педсовет «Духовно-нравственное развитие: диагностика и формирование ценностных ориентиров ребенка». Достаточно сказать, что проведение этих семинаров и педсовета позволили школе наметить путь решения проблем в воспитании учащихся средней школы через гендерное образование (параллельно-раздельное обучение мальчиков и девочек).
-Совершенствуем формы и содержание работы с семьей. Не секрет, что у многих молодых родителей, чьи дети приходят в школу, нравственные идеалы не сформированы. Им удобно купить ребенку дорогие игрушки и посадить его перед экраном компьютера, телевизора. Лудомания в итоге приводит к потере духовности, целостности (развивается только левое полушарие головного мозга).
Таким образом, для сохранения здоровья ребенка и воспитания в нем личности требуется создание в школе культурной педагогической среды на основе духовной традиции отечественной культуры. В школе полного дня создание такой среды является залогом успешного функционирования как самой школы, так и повышения качества образования, а значит, и позитивных изменений в самом обществе.