Газета "Боровский просветитель" № 1 (2010)
Без самооправдания
Беседа о покаянии с протоиереем Димитрием Моисеевым, настоятелем храма равноапостольных Владимира и Ольги, город Обнинск
- Уважаемый отец Димитрий, как научиться покаянию?
- Вопрос очень серьезный. Школа покаяния - вся наша жизнь. Чтобы этому научиться, нужно постоянно сравнивать себя, свои поступки и мысли с Евангелием, со Христом. И когда мы будем постоянно такой анализ проводить, взяв себе за правило рекомендации святых отцов - каждый вечер осмысливать прошедший день, чтобы увидеть свои грехи, - то это поможет нам каяться. Когда мы действительно постараемся исполнить заповеди и обнаружим, что сделать этого не можем, то такой опыт тоже будет школой покаяния. Ведь научиться покаянию нельзя из чтения книг: прочитал какую-то брошюрку и научился, - а можно только через непрерывную работу над собой.
- Как подойти к глубинному покаянию?
- Точно так же, как и в предыдущем вопросе. То есть, стараясь в своей жизни правильно реализовывать евангельские заповеди. Начинать, конечно, нужно с мелочей. Ведь чем больше будем обращать внимание на кажущиеся мелочи, тем ближе мы станем к Богу, к истинному покаянию. Потому что, приближаясь к Богу, мы начинаем видеть себя более греховными, а значит, наше покаяние становится глубже.
И здесь нельзя судить по внешним критериям: раз покаяние длится час, то оно глубинное, а если 5 минут, то - поверхностное. Глубинное покаяние отличается от формального тем, что результат настоящего покаяния - это изменение жизни, духа, настроя человека. А покаяние формальное - просто свидетельство: я согрешил - и не более этого. Выходит, дальше можно грешить точно так же. Глубинное же покаяние полностью изменяет жизнь человеческую.
- Отец Димитрий, апостол Павел писал: «...и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор.13) Можно ли покаяние начинать с молитвы к Богу, чтобы Дух Святой Сам указал верующему на его согрешения, на то, что разделяет человека с Господом?
- Конечно. В начале любого дела читается молитва «Царю Небесный»: «...прииди и вселися в ны...», - то есть молитва Святому Духу, чтобы Господь очистил нас и помог. Как правило, и свои молитвы мы начинаем с обращения к Святому Духу.
- Нужно ли молиться о том, чтобы Господь открыл человеку мотивы его поступков по отношению к Богу, с целью узнать, эгоистичны они или нет?
- Конечно, необходимо постараться увидеть в себе, чем продиктованы мои мысли, намерения, поступки. Эгоистичны намерения или духовны. Но поскольку заведомо можно сказать, что полностью духовными они не будут, значит, молиться об этом надо. Так мы и поступаем, прося у Бога: «Даруй мне зрети моя прегрешения», - и это касается всего, в том числе и мотивации.
- Один православный мне рассказал, что однажды во время коленопреклоненного, горячего покаяния с обильными слезами он неожиданно почувствовал вокруг себя реальное присутствие Божие... От этого верующий стал каяться еще сильнее... Не потому ли многие миряне каются формально, что не имеют взаимоотношений с Богом, не жаждут общения с Ним, не ищут Присутствия Божия?
- Действительно, это так. Человек должен взыскать именно общения с Богом, а не просто формального перечисления грехов. Нужно искать Бога Самого, Бога как Личность. Но необходимо предостеречь верующего от того, чтобы он искал каких-то чувств, ощущений присутствия Бога, какого-то личностного субъективного переживания, которое может быть сымитировано самим человеком или прийти не от Господа. Правильно искать именно общения с личным Богом. И если такое чувство будет искренним, христианин увидит свою греховность и поймет, что называется, услышит ответ Божий по отношению к себе. Но важно помнить: голос Божий бывает именно в тишине, в мире, в покое. Ведь Господь явился пророку Илии не в землетрясении и не в огне, а в веянии тихого ветра. Всемогущий всегда приходит бесстрастно: не будоража, не приводя в какое-то экстатическое состояние чувства человеческие. И в этом отличие между разгорячением крови, которое есть естественное переживание, возможно, и приятное для человека, но не благодатное, и непосредственным ответом Божиим, всегда благостным и бесстрастным.
- Надо ли верующему каяться в том, что он не ведет аскетический образ жизни, ведь самоограничение - основа духовного совершенствования?
- Самоограничение - понятие растяжимое. Например, если я заведомо знаю, что не смогу жить, как Антоний Великий, то постоянное упоминание об этом на исповеди останется лишь пустыми словами. А если я покаюсь в том, что мог бы воздержаться от пятого куска торта на дне рождения и не воздержался, то это действительно, будет реальное покаяние. Я должен каяться в том, что способен был сделать, но не сделал. Раз не в силах жить на одном хлебе и воде, то зачем в этом каяться. Ведь такое покаяние будет просто лицемерием.
- У человека, пытающегося жить духовно, нередко возникает тяжелое чувство ограниченности, ощущение своего банкротства (например, «не умею побеждать страсти, не умею жить присутствием Божиим, не умею слышать волю Божию» и т. д.). Есть ли из этого какой-то выход?
- Конечно есть. Ведь при правильной духовной жизни, видение человеком себя все более и более грешным сопровождается параллельным осознанием: несмотря на это, Господь пришел для того, чтобы меня спасти. На этих двух крыльях: с одной стороны, видение своего греха, с другой - видение помощи Божией, - и строится духовная жизнь. Господь спасает нас не за наши добродетели, а исключительно по Своей милости. Поэтому видение собственного греха без осознания заботы Божией приводит к отчаянию. А сосредоточение только на помощи Божией без видения своего греха - к прелести, самообольщению. Истинная духовная жизнь находится на золотой середине и совмещает в себе обе эти стороны. Насколько человек видит свой грех, ровно настолько же он ощущает и помощь Божию. Святые, познавшие глубины греха в себе самих, видели и величайшую помощь Божию, десницу Божию явленную. Она компенсировала в них осознание собственной немощи и несостоятельности. Верующий никогда не сможет увидеть в себе, что он умеет жить присутствием Божиим и побеждать страсти. Так как все это делает Господь, а не человек.
- Митрополит Антоний Сурожский говорил, что покаяние должно перейти в радость. Каким образом это происходит и как можно сему научиться?
- Если человек возненавидит грех, искренне покается от всей души в нем и получит помощь Божию, то это и будет источником радости. Чем серьезнее покаяние, тем ближе такой человек к радости. К радости того, что Господь действительно в нем это покаяние совершит, что он помолится и услышит, получит ответ на свою молитву. Что Господь действительно его изменит, удержит и от греха, и от страсти и т. д.
- Ныне покаяние в наибольшей степени профанируется. Скажите из Вашего опыта, чем чаще всего подменяет прихожанин свою исповедь?
- Чаще всего люди подменяют свою исповедь либо перечислением грехов, либо вообще отделываются общими словами: «Во всем грешен, все делал, во всем виноват...» Разные есть люди. Даже один и тот же человек сегодня может придти с одним настроением, завтра - с другим. По этому поводу отец Лазарь Абашидзе хорошо писал: когда человек пришел к Богу и очистился от наиболее грубых, тяжелых грехов, то дальше перед ним стоит дилемма - или же продолжать работать в том же духе, вытаскивая из себя уже более мелкие камни, или остановиться. Выкинуть несколько валунов все-таки проще, чем выгребать песок. Многим это уже не интересно, скучно, тяжело, и они подменяют духовную работу над собой либо внешней какой-то активностью, либо формальной исповедью, либо еще чем-то. То есть человек не понуждает себя на дальнейшую работу, а ищет более легкого пути. Он понимает, что должен приходить на исповедь, но, не имея желания бороться со своими мелкими грехами, профанирует Таинство по-разному. Пока человек не старается в мелочах быть верным, исполнить заповеди в том, что он может, всегда будет такой плачевный результат.
- Покаяние есть молитвенное общение с Богом. Можно ли под общением понимать обращение к Господу своими словами или это нечто другое?
- Дело в том, что молитвенные правила - это образец, поскольку их написали люди, движимые Духом Божиим. Внимательно читая эти молитвы, мы в большей или меньшей степени проникаемся тем духом, который был у святых. А уже настроившись на этот правильный тон, мы можем помолиться и своими словами о конкретных нуждах, потому что нет правил на все случаи жизни. Церковь рекомендует всегда начинать молитву именно с правила для того, чтобы помочь человеку, не имеющему благодатного опыта, хоть немного приблизиться к верному состоянию духа через Псалтирь, чтение канонов и молитв, авторами которых являются святые люди.
- Как правильно понимать слово «общение» в библейском смысле? Что такое общение с Богом?
- В первую очередь, единение с Богом, приобщение к Божественной благодати. Потому что если мы не будем этого искать, то получится, что Бог где-то Сам занимается «Своими делами», а мы с вами сами по себе: у нас свои проблемы и методы их решения.
- Общение и диалог - это же разные вещи?
- Конечно, ведь диалог подразумевает некое словесное общение. Я могу молча посидеть рядом со своей женой без всяких диалогов, но общение между нами будет.
- Значит общение с Богом - не обязательно диалог?
- Да. Игумен Никон Воробьев любил общаться с одним юродивым, который жил в том же городе Гжатске. И это общение зачастую сводилось к тому, что они оба сядут рядом на лавочке, помолчат, помолятся. Потом поблагодарят друг друга за общение и разойдутся.
- Но это только один из вариантов. А ведь может быть и диалог?
- Очень сложно об этом говорить, потому что диалог между людьми подразумевает непрерывный обмен какими-то репликами. А если я помолюсь и буду сразу же требовать от Бога ответа прежде следующей своей молитвы, то, наверное, это будет дерзостью. Дело в том, что мы находимся не в равных условиях.
- Отец Димитрий, Вы же сами говорили, что молитва - это диалог человека с Богом? Раз диалог, то как Бог отвечает верующему?
- Если мы молимся правильно, Бог отвечает, и Он Сам находит варианты, как до нас достучаться. Можно сказать, что это диалог, но это будет не совсем точно. Потому что, как сказал святитель Фотий Константинопольский, употребляя то или иное слово в переносном значении, нельзя от него требовать полного соответствия прямому смыслу. То есть все сопутствующие моменты, которые есть у прямого смысла, не всегда соответствуют переносному. Слово «диалог», конечно же, в данном случае употреблено в переносном значении.
- По этому поводу епископ Иларион (Алфеев) писал: «Молитва - это диалог. Она включает в себя не только наше обращение к Богу, но и ответ Самого Бога. Как и во всяком диалоге, в молитве важно не только высказаться, выговориться, но и услышать ответ. Не всегда ответ Бога приходит непосредственно в минуты молитвы, иногда это происходит несколько позже. Бывает, например, что мы просим у Бога немедленной помощи, а она приходит лишь через несколько часов или дней. Но мы понимаем, что это произошло именно потому, что мы в молитве испросили помощи у Бога... Но перейдем к следующему вопросу. Цель покаяния - стать лучше для Бога. Является ли своего рода покаянием молитва, говорящая о грехе общими словами? Например: «Господи, очисти мое сердце, мои устремления, освободи меня от всякого скрытого греха, от всего того, что мешает Тебе пребывать во мне...»
- Если мы видим, подобно Отцам, что наше сердце, помышления, устремления полностью повреждены грехом, то и такая молитва будет наполнена конкретным содержанием и смыслом. Если же мы собственной греховности не видим, то для нас это будут общие пустые слова. Все зависит от того, какой смысл в них вкладываем. Одни могут вложить в эти слова реальный смысл и получить от Бога ответ и помощь, для других это будут лишь красивые выражения, сотрясающие воздух.
- Верно ли, что покаяние начинается с обретения страха Божьего?
- Да, конечно. Приобретая благоговение, страх Божий, мы понимаем, что все делаем перед лицом Божиим, а значит, более ответственно подходим к себе и, соответственно, легче будет каяться...
-Почему чаще всего человек склонен в себе и других видеть только грех, тьму, дьявола, а не Царствие Божие и Христа?
- Потому что люди пытаются самооправдаться. Человек по природе эгоистичен, горд, но если он видит вокруг всех Царствие Христово, видит в других Христа, а в себе - грех, то этот человек уже не будет иметь ни малейшего самооправдания. Именно к такому положению вещей стремились все святые, все настоящие христиане: замечать в ближних правду и Христа, а в себе - грех. Чем меньше человек живет духовной жизнью, тем больше он склонен видеть зло в окружающих, а не в себе. Потому что это его самого оправдывает перед собой: все грешные и я тоже, живу, как все. А если такого оправдания не будет, значит он останется безответен перед судом своей совести. Вынести же это обличение, эти муки совести можно, лишь уповая на Бога.
- Чем покаяние отличается от психоанализа и самонаблюдения?
- Дело в том, что покаяние - это, в первую очередь, стремление изменить себя. Я могу разобраться в мотивах своего поступка, но суть в том, что христианство говорит о невозможности для человека самоисцелиться. Конечно, можно анализировать свой характер, поступки, но если такое копание в себе не связано с обращением к Богу, то смысла в этом не будет. Повторюсь, покаяние - обращение человека к Богу и молитва к Нему о том, чтобы Господь помог изменить самого себя. А психоанализом, самонаблюдением занимаются многие, в том числе и атеисты.
- Прощаются ли забытые грехи после разрешительной молитвы священника?
- Что значит: прощаются - не прощаются? Человек, для которого грехи - незаживающая рана, не сможет их забыть. Если человек их забывает, значит, они пока его не беспокоят. Господь может простить человеку согрешения в том плане, что если верующий кается искренне и глубоко в своих грехах, не видя части из них, Он все равно коснется его Своею благодатью. Но если человек вспомнит эти грехи, то обязательно нужно покаяться.
- Нужно ли в подготовке к исповеди (как указано в одной книге) руководствоваться вопросами, подобными этим: «как ты движешься в своей духовной жизни?», «ты работаешь над собой или нет?», «если да, то виден ли результат?», «действует ли во мне благодать Божия?..» Если да, то какие бы Вы еще посоветовали вопросы?
- Эти вопросы совершенно безумные. Потому что первым признаком начинающегося здравия души преподобный Петр Дамаскин называет видение своих грехов бесчисленными, как песок морской. Поэтому если человек идет по правильному духовному пути, то вопросы, типа «каков результат?» и «куда ты движешься?» для него будут совершенно странными. Ведь такие вопросы подразумевают, что нужно на них отвечать: «Я движусь ко Христу», «у меня есть результат», «я стал чище, святее».
Но если человек заведомо готов так себе ответить, значит, что он в прелести, в самообольщении.
- Но в книге имелось в виду, что если результата не видно, то, следовательно, и работы над собой нет.
- Результат должен быть только один - видение себя все более и более грешным. То есть без подобного комментария эти вопросы будут бессмысленными и даже вредными. Потому что человек привык отвечать на такие вопросы в положительном ключе.
- Св. Василий Великий писал: «Болезни возникают из-за греха. Ибо грех выводит человека из ритма Божественного Промысла. Значит ли, что через покаяние Господь может вернуть христианину не только здравие души, но и тела?»
- Конечно, Господь может исцелить, Он знает, когда, кому и что полезно сделать. Действительно, очень часто телесные болезни являются указанием на грех и мотивом к тому, чтобы человек покаялся. Но далеко не всегда. Иногда болезни человека бывают и не связаны со грехом. Можно привести тому массу примеров, допустим, праведный Иов...
Однако человек должен понимать: все, что с ним происходит нехорошего, случается по его грехам. Но при этом есть соблазн, что я начну требовать от Бога исцеления в обмен на покаяние. А такого быть не должно. Покаяние необходимо, а требование от Бога чего-то - уже не христианство.
- Существует прямая зависимость: чем духовнее человек, тем глубже его покаяние. А духовная жизнь начинается с подвига. Каким же должен быть этот духовный подвиг?
- Этот духовный подвиг, в первую очередь, должен заключаться в исполнении заповедей в самом малом. Например, не могу я целый день ходить по городу, не взирая на женский пол. Но 30 секунд могу. На это я должен себя подвигнуть, заставить. Не получается у меня отказаться на дне рождения от второго куска торта, даже от третьего. Но от четвертого могу. Я должен себя заставить. С этого и нужно начинать свой подвиг. Когда увижу, что от пятого кусочка торта в силах отказаться, а от четвертого не могу, хотя должен - это и будет первым побуждением к покаянию. Если пойму, что не способен 2 минуты не смотреть на женщин, как бы ни хотел этого, то покаюсь, попрошу Бога о помощи.
Когда я осознаю: грех мне мешает жить, тогда покаяние будет настоящим.
- Как человеку научиться отделять свою душевную жизнь от духовной?
И как происходит преображение душевного в духовное?
- Душевная жизнь - то, что связано с земным переживанием, пусть и не телесным, не вещественным, но все же чисто человеческим. И отделить связанное с Богом от своих переживаний и чувств достаточно несложно. Как говорится, было бы на это желание. Если кто-то хочет разделить в себе душевное и духовное, он это сделает. А если не хочет, как ему объяснишь? Преображение душевного в духовное происходит через жизнь по заповедям, молитву. Это уже Божий дар.
- Покаяние - по сути, молитвенное общение с Богом. Как нужно общаться с Господом, чтобы это стало реальным соединением с благодатью Божией?
- Общаться с Богом нужно благоговейно, внимательно и с покаянием. Тогда это будет реальным соединением. На такую молитву Господь ответит.
- На исповеди часто дело сводится к тому, что человек лишь называет свои грехи. Но сами по себе грехи являются только следствием страстей, живущих в душе. Как найти и исторгнуть из себя греховный корень (т. е. причину греха)?
- Кто хочет, тот найдет. Когда человек желает избавиться от греха, он сумеет увидеть и корень, и стебель, и лист. Если беззаконие мне мешает жить, я буду молиться о том, чтобы Господь меня от него избавил. А если нет - я не смогу вымолить себе освобождение. Потому что тогда все будет формальностью - и молитва, и покаяние. Если меня устраивает положение вещей, в котором я живу, то молись - не молись, кайся - не кайся, ничего не поможет...
- Значит, корень греха выявляется не только через молитву, но и через логическое мышление?
- Не надо же молиться, чтобы Господь мне свыше дал список моих грехов и страстей. Правильно? Для чего человеку голова дана? Я должен сам увидеть в себе грехи.
- Значит, надо помолиться: «Господи, помоги мне увидеть, откуда это все начинается»?
- «Господи! Даруй мне зрети моя прегрешения». Вот мы молимся Великим постом почти каждый день такой молитвой. Все молитвы связаны именно с тем, чтобы Господь помог увидеть в себе грехи.
- Новообращенные первое время «летят» в церковь на крыльях радости, они испытывают величайшую духовную жажду и счастье, что стали верующими. Но со временем обычно они остывают. Нужно ли каяться в том, что, говоря словами Писания, потеряна первая любовь?
- Дело в том, что первоначально приходящему в Церковь Господь, действительно, помогает. А потом зачастую оставляет его, чтобы он взыскал Бога, увидел свои силы, а лучше сказать, собственную немощь. И сравнил, каково жить, когда поддерживает Бог, и хорошо ли быть самому по себе.
-Это так называемая «духовная пустыня»?
- Да. Верующий должен через это пройти, несмотря на то, что ему тяжело и неинтересно. Христианину нужно понуждать себя к духовной жизни. Ведь для Господа ценно именно то, что мы делаем с понуждением себя: «Царствие Божие нудится». Человек должен понуждать себя к Царствию Божию.
- Как научиться иметь постоянное внимание к себе, своей духовной жизни, чтобы замечать каждый свой ложный шаг?
- Научиться постоянно следить за собой, понуждать себя к мелочам. Тот же игумен Никон Воробьев говорил: поставьте себе за правило хотя бы раз в день сделать то, что вы понимаете, что это правильно, но вам неприятно. И хотя бы раз в день воздержаться от того, о чем вы знаете, что это плохо, но вам нравится. Вот с таких маленьких первых шагов и начинается духовная жизнь. Если верующий заинтересован избавиться от греха, то потихонечку, крошечными шажками он начнет двигаться. А если же для человека это просто красивые слова, и его грех ему не мешает жить, то рассуждай - не рассуждай, читай - не читай, помощи не будет. Святитель Игнатий Брянчанинов прямо говорит: человек, не увидевший грехов своих, тот, кто не страдает от них, не может сделаться христианином. Хотя по внешнему виду будет верующим, признающим, что Бог есть, и соглашающимся со всеми истинами христианства. Но пока ему собственный грех не мешает, он - не христианин.
- По многим воцерковленным верующим, которые регулярно исповедуются и причащаются, внешне не видно, что они восходят из силы в силу и приближаются ко Христу. Иначе говоря, по словам протоиерея Владимира Воробьева, «мы должны постепенно делаться духовными людьми, праведными, святыми. А этого нет». Почему?
- Здесь вопрос: сам я должен увидеть себя святым или другие должны заметить изменения во мне? Если сам увижу себя святым, значит, я в прелести. Мнение не дает места быть мнимому. А что касается реальных изменений в человеке, заметных другим, то наш образ жизни, в том числе и духовный, таков, что меняемся мы очень и очень медленно. И чтобы действительно глубоко очиститься, должно пройти много лет. Посмотрите даже на великих святых. Мария Египетская, 17 лет пребывая в пустыне, страдала от прежних воспоминаний и страстей при таком исключительном подвиге... Что же говорить о нас, грешных, живущих в миру, которые не имеют ни такого дерзновения к Богу, ни такого покаяния.
- А как же понимать изречение святого Иоанна Златоуста: «Если б мы действительно были христианами, то не было бы язычников»?
- Если даже Златоуст не видел себя достойным, то тем более не сможем увидеть мы. Да, по сути, фраза святого правильная. Но стремиться стать христианином, для того, чтобы через себя спасать других, неверно. Это гордость и эгоизм.
- Апостол Павел написал: «Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы, и любви, и целомудрия» (2 Тим, 1). Значит ли это, что верующему нужно каяться, если он боязлив и не силен в Господе? И почему воцерковленный христианин частенько не имеет духа небоязни, силы, любви, целомудрия?
- В Евангелии от Марка сказано: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, говорить новыми языками, будут брать змей и если что смертоносное выпьют, не повредит им, возложат руки на больных, и они будут здоровы». Но многие ли из современных верующих могут выпить смертоносное без вреда для себя или больного исцелить?.. Конечно, нет. Что же, и в этом надо каяться? Бог дает дар Святого Духа во всей своей полноте каждому в Таинствах Крещения и Миропомазания. Однако от самого человека зависит, насколько этот Дух раскроется в нем. Значит, человек должен каяться в тех грехах, которые мешают Духу раскрыться: например, в чревоугодии, осуждении, оклеветании, - то есть в реально совершенных небогоугодных делах. А каяться в том, что он не получил чего-то от Бога, нельзя, ведь Господь - Хозяин этого дара. Бог дает его и проявляет тогда, когда Сам сочтет нужным. Потому что Господь заботится о пользе всякого человека. И доколе верующий не достигнет смирения, то есть видения самого себя, своей немощи, дотоле всегда сохраняется опасность для получения дара Божия: человек припишет его себе, своим усилиям, впадет в гордость и через это погибнет. И вот, чтобы уберечь человека от такой погибели, Господь и скрывает до поры до времени Свой дар, который сияет лишь в людях святых, очистивших себя и увидевших разницу между собственными силами, лучше сказать, немощью, и Божьим даром.
- А что тогда означают слова апостола Павла: «Укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его...» (Кол. 1:11)?
- Господь во всем готов помочь, делая то, что пойдет на пользу человеку. Поэтому Бог может всячески укрепить нас... Более глубокий ответ на данный вопрос можно найти, прочитав толкование данного стиха святителем Феофаном Затворником или Феодоритом Тирским.
- Цель высшего призвания для христианина - познание Иисуса Христа. Как познать Господа и приводит ли покаяние к Богопознанию?
- Познание, на библейском языке, - это, в первую очередь, приобщение. И значит познание Иисуса Христа есть приобщение ко Христу. А здесь Господь сказал прямо: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». То есть человек, через покаяние очищая себя, становится способным к соединению с Богом. Следовательно, покаяние действительно приводит к подлинному, а не теоретическому Богопознанию через соединение с благодатью Божией.
Беседовал Андрей Сигутин