Поиск по архиву

Газета "Боровский просветитель" № 1

Как не потерять достигнутое?

А. В. Бородина выступает на Свято-Пафнутьевских образовательных чтениях

 

Многим хорошо известно, что значительный подъем в работе по внедрению курса «Основы православной культуры»  в образовательных учреждениях Боровского района состоялся в 2007-2008 учебном году  во многом благодаря системной работе по  муниципальному проекту «Развитие культурной педагогической среды на основе духовной традиции». (См. подробнееТ.В.Анохина. Каковыперспективы? «Вестник» 10, 2008). К большому сожалению,  в новом 2008-2009 учебном году расширения преподавания ОПК  не произошло, более того -  есть случаи, когда учитель ведет ОПК, но его работу директор не то что не стимулирует, а даже не оплачивает. Сообщая такой факт,  учитель просит не афишировать его работу, потому что он «работает для души детей и своей души...».   Есть учителя, которых назначили вести курс, но не обеспечили повышение их квалификации. А  сколько пришлось уговаривать специалистов отдела образования принять участие в I Всероссийской Олимпиаде по Основам православной культуры! Аргумент один: «Нет письменных указаний из регионального Министерства образования».

Чтобы обосновать нашу тревогу, скажу несколько слов по истории муниципального проекта. Проект разработан автором статьи летом 2006 г. по просьбе Людмилы Сергеевны Силаевой, зав. отделом образования. Это было верное управленческое решение, поскольку попытки ввести полноценный курс ОПК предпринимались с 1994 г. Было время, когда этим сильно заинтересовались некоторые директора, учителя, воспитатели, методисты и специалисты отдела образования. А потом произошел спад. Стали «топтаться на месте». Тому были разные причины. Мы сейчас речь ведем не  о них. Предложение разработать проект как раз и было направлено на исправление ситуации с преподаванием ОПК. Митрополит Калужский и Боровский Климент благословил исследовательскую работу по проекту. Оставалось подкрепить ее организационно-управленческими мероприятиями. На первых порах это как-то  удавалось делать. Так, по благословению игумена Серафима, настоятеля Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, осенью 2007 года в рамках проекта успешно прошли краткосрочные курсы повышения квалификации группы педагогов. Создали районное методическое объединение учителей и воспитателей, преподающих ОПК, а затем расширили его состав и определили периодичность встреч на два года (один раз в месяц). Основную часть работы по духовному образованию педагогов взял на себя игумен Марк (Бойчук). Педагоги трижды встречались с автором и разработчиком  программы «История религиозной культуры» и курса ОПК Аллой Валентиновной Бородиной. Образовательными учреждениями закуплено учебников, рабочих тетрадей и методических пособий на сумму около 250 тысяч рублей.

Подробное описание первых позитивных результатов по проекту было подготовлено в середине декабря 2007 г.,  одобрено Л.С.Силаевой. Более того,  по просьбе регионального Министерства образования эти результатыбыли  представленынакругломстолевМещовске  врамкахРоссийской  конференции «Государственныестандартыновогопоколениявконтекстеформированиянравственныхидуховныхценностейобучающихся» (Калуга, 20-21 декабря 2007 г.). Участники круглого стола имели возможность подробно ознакомиться с боровским социокультурным подходом. Текст выступления, презентация, стендовый доклад (в формате А3) находятся в  архиве автора. Однако с тех пор отдел образования инициативы не проявляет в практическом (организационно-управленческом) использовании научно-исследовательских материалов. Так и остаются до сих пор не выполненными ряд пунктов Приказа №621 от 26 ноября 2007 г. по отделу образования администрации МО МР «Боровский район» «О дальнейшей работе по реализации проекта «Развитие культурной педагогической среды на основе духовной традиции»». Кроме этого, «зависло» предложение, высказанное на прошлых Чтениях,  о проведении  круглого стола по проблеме духовно-нравственного развития современного ребёнка и внедрению курса ОПК по программе А.В.Бородиной. (Отрадно, что задания впервые проводимой Всероссийской Олимпиады оказались очень близкими к содержанию учебников и рабочих тетрадей этого автора.) О каком новом приказе может идти речь, если, наверняка, существуют объективные  причины невыполнения? Понять это можно в процессе обычного совещания с управленческим корпусом.

Если обратиться к мероприятиям, которыми отчитываются школы и район, то среди них следует назвать усиливающийся формализм и низкий уровень организации  районных детских творческих фестивалей - Пасхального и Рождественского. А ведь мы обсуждали с учителями на методобъединении, что и как следует изменить, чтобы фестивали проходили на достойном уровне. Даже письменные предложения А.М.Данилова, руководитель районного методобъединения,  передавала специалистам отдела образования. Всё осталось по-прежнему. Публично внимание к этой проблеме впервые привлекла Галина Павловна Крупина, корреспондент еженедельника «Вестник». Предложив читателям свой желаемый образ Праздника Рождества Христова, Галина Павловна правдивоизложилареальнуюкартинумероприятия, котороепроизошло 19 январявГородскомдомекультуры. Думающий читатель, наверняка, заметил принципиальную разницу в подходе и оценке нынешнего фестиваля  его организаторов и других  людей, у которых корреспондент взяла интервью в тот же день. (См. подробнее. ГалинаКрупина. «Внёместьвеличье, торжество, Христухвалаислава» «Вестник» 6, 2009)

Возможно, система образования выглядит на сегодняшний день неплохо по сравнению с теми районами, в которых вообще ничего не предпринимается по формированию подлинно культурной педагогической среды, базовым условием которой является системное изучение основ православной культуры. В таком случае хорошо бы обратиться к известной аксиоме педагогики: «Никогданесравнивайребенкасдругим, атолькоссамимсобой - вчерашнегоссегодняшним»...

В преддверии юбилейных образовательных Свято-Пафнутьевских чтений, которые могут стать знаковыми,  предлагаю читателям познакомиться с некоторыми материалами исследовательской работы, где отразилось мнение людей, которые видят проблемы изнутри, искренне хотят сделать школу лучше, светлее, чище. И на этом пути они уже перешли от призывов к делу - раз в неделю проводят урок «Основы православной культуры». Надеюсь, что этот материал поможет принять верные управленческие решения по активизации деятельности органов муниципальной власти, образовательных учреждений и Русской Православной Церкви в решении актуальной проблемы современности - духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения.

Опрос проводился 6 февраля 2009 г. среди учителей и воспитателей, преподающих курс «Основы православной культуры». По их мнению, назрелаостраянеобходимостьизмененияподходакорганизацииЧтений. Рассуждениявообщеодуховно-нравственномвоспитаниивсемьеишколеужепотерялиактуальность, посколькуврайоне (вотличиеотдругихмест) давноведетсяпросветительскаяработавэтомнаправлении. Необходимопереходитькпрактическимделампорешениюнасущныхпроблем, характерныхименнодляБоровскогорайона, возможно, идля  Калужскойобласти. Вот как об этом говорят педагоги. На вопрос «Чего не достаёт Чтениям в последние годы?» большая часть педагогов ответила так: «Практичности, реальности, открытости». Ещё говорили о том, что «надо Чтения приблизить к реальному положению дел в районе». «В корне надо менять отношение: ставить цель - для чего? Куда школа идёт? И привлекать заинтересованных педагогов, директоров».

Единодушны педагоги в том, что участниками Чтений, кроме директоров школ, зав. детскими садами, зам. по воспитательной работе, методистов, должны стать воспитатели,  учителя начальной школы, литературы, истории, МХК (мировой художественной культуры).

Несколько человек высказались за приглашение родительской общественности: председателей родительских комитетов школ и классов, управляющих и попечительских советов школы. Были и другие  конкретные предложения.

«ЖелательнонаЧтенияхуслышатьсообщенияруководителейшколопроцессевнедренияОПК, обоснованиеформыпреподавания, выбораклассов, осистемепоощренияучителей, детей, онекоторыхрезультатахработы».

«НадорассматриватьвнедрениеОПКкакпроблему  исоборноискатьпутирешения».

«Наконец-тонадопризнать, чтовсовременнойшколеособоостростоитпроблемадуховно-нравственноговоспитанияиразвитиядетей, которуюбезуспешнопытаютсярешатьсветскимиметодами, формальноотчитываясьмероприятиями».

«Предложитьвыступитьвоцерковленнымучителям, преподающимбазовыепредметы, воспитателямдетскихсадов».

«ЖелательнозаранееинформироватьопроведенииЧтенийчерезСМИ, вчастности, газету «Боровскиеизвестия» иместноетелевещание (поканаламОбнинска, Калужскойобл.)»

Ещё педагогам  было предложено закончить предложение «Еслибыябыладиректоромшколы, вкоторойужепреподаетсякурсОПК...». Приведем несколько  продолжений не  комментируя их.

«...сделалабывсё, чтобыпредметвобязательномпорядкеизучаливседетис 1-гопо 11-йкласс. Ябыввелапредметвучебныйплан. Включилаврасписаниеуроков, обучилаилипригласиласпециальнохорошообученногопреподавателя (илипреподавателей), ведущеготолькоОПКвовсехклассах! Непожалелабыдляэтогофинансов. Обеспечилабывсем, чтотолькоимеетсявметодическойкопилке «ОПК»»

«...сделалабы  предметстержневымвстановлениииразвитииличности. Ичерезвсепредметы, внекласснуюработуначалабызнакомствоснашейкультурой, традициями, жизненнымукладом»

«...ввелабысистематические «круглыестолы» идиспутывстаршихклассах. Создалабымузей «Краснаягорница». Изучениепредметаусилилабытворческойакцией  вначальнойшколе. Ввелабыизменениявпланвоспитательнойработывсейшколы. Увеличилабыколичествокружковвсреднихимладшихклассах. Привлекалабыдетейдляучастиявовсехправославныхмероприятиях, проводимыхврайоне»

«...ввелабыэтоткурсс 1 по 11 класс. Постараласьоборудоватьспециальный  кабинетпоОПК. Пригласилабыдляработыпоэтомукурсучеловекасправославнымобразованием, ведущимправославныйобразжизни. Ввелабыновыешкольныетрадиции: олимпиадапоОПК, конкурсырисунковкправославнымпраздникам, праздники-фестивали, конкурсысочинений»

«...дляначалаобеспечилабыпреподаваниекурсавовсехклассах, апотомбывыслушалавсехпреподавателейОПКипостепеннопомогалабы  решатьихпроблемы, приэтомсоветуясьскомпетентнымилюдьми»

                *     *     *

Учитывая, что нынешний год объявлен Годом молодежи, и, несмотря на то, что внедрение курса ОПК в школы и детские сады района остается проблемой, можно обсуждать на юбилейных Чтениях состояние духовности и нравственности не только школьников, но и  молодежи (18-35 лет). Т. е. рассматривать необходимость введения ОПК в колледже, в средне-профессиональном училище, в вузе, которые расположены на  территории Боровского района. Ещё ни разу не поднимался вопрос на Чтениях об этой категории молодежи, если не считать выступления в 2008 г. М.В.Волковой, директора филиала Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, которая попыталась, как психолог, теоретически обосновать  новые формы семьи (западные образцы), опираясь на реальные примеры из жизни студентов. Однако многие участники Чтений  в «новых образцах» быстро распознали духовно-нравственное искажение личности молодых людей, что проявляется в утрате традиционного для России православного образа семьи, единственной нормы в отечественной культуре. В этой связи заметим, что в Калужском государственном педагогическом университете им. К.Э.Циолковского на факультете психологии уже  ведется для студентов курс «Основы православной культуры и этики». Хорошо бы пригласить на Чтения специалистов, преподающих данный курс, чтобы их услышали преподаватели и студенты филиала гуманитарного университета. Тем более, что на предыдущих Чтениях прозвучало, что в университете и колледже не изучается образовательный запрос молодых граждан на преподавание курсов духовной ориентации. Другими словами,  внедрение курса ОПК в образовательных учреждениях  Боровского района, а может быть, и калужского региона, по-прежнему остается проблемой. Это значит, что целесообразно на ближайших Чтениях пока что удерживать фокус внимания на образовательных учреждениях, поскольку это основной социальный институт, который обязан профессионально обеспечивать «формирование духовно-нравственной личности». Такая новая задача внесена в Закон «Об образовании» в декабре 2007 г. Все иные социальные институты, такие, как библиотека, Дом культуры, центры «Гармония», «Ориентир», больница, музей. могут рассматриваться как дополняющие деятельность школы  и  при этом удерживающие свою специфику.

Есть и другая проблема. На сегодняшний день для всей отечественной системы образования характерно противоречие между намерением внедрить курс ОПК и реальными ресурсами, которыми обладает для этого конкретная школа, регион. Речь идёт, в первую очередь,  об отсутствии квалифицированных учителей для преподавания ОПК, которые не только бы вели предмет, но и формировали вокруг себя педагогическую среду духовно-нравственной ориентации. Как точно подметил игумен Георгий (Шестун) «Культурувбескультурнойатмосфереизучатьнельзя (С.270 ПротоиерейЕвгенийШестун. Православнаяшкола. - Самара: ФГПУ «Изд-во «Самарскийдомпечати»», 2004) В боровских школах уже есть единичные образцы эффективного преподавания курса «Основы православной культуры», которые подкрепляются тем, что учитель этого предмета в повседневной жизни являет собой нравственный пример, живет церковной жизнью. Есть также единичные примеры преподавания базовых предметов (истории, литературы) с заметным акцентом на духовном компоненте. Однако носители образцов пока не становятся инициаторами преобразований  педагогической среды школы.  Не будем углубляться в причины этого. Проблема очевидна, её также можно соборно обсуждать на Чтениях, а главное - договариваться о способе её решения совместными усилиями Церкви и государства.

Очередная проблема связана с тем, что среди школьных учителей, родителей и чиновников управленческих структур ещё не устоялись такие категориальные понятия как «духовность» и «нравственность». Зачастую их признают либо синонимами, либо сводят к показателям приобщённости человека  к ценностям искусства и нормам морали. Кроме этого, речь наконец-то должна пойти о духовно-нравственном развитии,  а не о духовно-нравственном воспитании. Подлинное интегральное целостное  развитие человека включает духовно-нравственное воспитание как воздействие извне, но оно не может привести к развитию без духовности самого человека, то есть без его самостоятельной активности. «Духовностью называют поиск, практическую деятельность, опыт, посредством которых субъект осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для достижения истины, для самоопределения... Без неё невозможны ни самостоянье человека, ни величие его». (С.149. Большойпсихологическийсловарь./ Сост. иобщ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко.)

Необходимо ясно представлять, что духовная, духовно-практическая (не утилитарная) деятельность по самосозиданию, самоопределению, духовному росту человека не обеспечивается движением «снизу», лишь со стороны предметной деятельности или со стороны фрейдовского Оно, как бы  ни была важна их роль в развитии человека. Более того, подобное движение к вершинам личности не только бесплодно, но и опасно. Такое движение неотвратимо приводит к человеку-машине, к искусственному интеллекту, к искусственной интеллигенции. Движение «снизу» обязательнодолжнобытьдополнено  движением «сверху», состороныДуха.

Учителя, воспитатели, психологи и другие специалисты системы образования, которые поставят себе задачу «формирования духовно-нравственной личности», должны будут погрузиться в духовный опыт человечества с тем, чтобы расширить своё сознание и укрепить собственный дух. Заметим, что этимологически «человечность» - это сознание («чело»), устремленное к Вечности. Духовность - новоекачествоиновыйпринцип, окончательноделающийчеловекачеловеком...  Что неизбежно выведет на необходимость не просто усилий самого человека, а  на невозможность и даже вред игнорирования движения «сверху», со стороны Духа.

 

Т.В.Анохина, старший

научный сотрудник Института психолого-педагогических

проблем детства РАО

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь