Газета "Вестник" № 33 - 2014 г.

Мы младенцы в нежных и любящих Божьих руках

Встреча духовника Свято­Пафнутьева Боровского монастыря схиархимандрита Власия  (Перегонцева) с Главой Русской Православной Церкви Заграницей митрополитом Восточно­Американским и Нью­Йоркским Иларионом (Капралом) и паломниками из Австралии и США.

Встреча происходила под древними сводами  Царской трапезной монастыря, обстановка которой словно списана с этюдов Васнецова и вызвала у гостей возгласы восхищения.

Духовник монастыря улыбается, усаживаясь рядом с митрополитом.

Представляя духовника обители, настоятель монастыря архимандрит Серафим говорит:

– Наш батюшка Власий уже больше сорока лет несет крест духовничества и является духовником не только нашего монастыря, но и всей нашей Калужской митрополии и многих­многих людей по всей России и за рубежом. Обычно он принимает с четырех часов утра до девяти вечера.

Гости переглядываются.

– Как с четырех утра до девяти вечера? Это же ужасно тяжело! Сколько батюшке лет? 

– Нашему старцу исполнился 81 год.

– Не может быть!

На лицах гостей изумление. 

Владыка Иларион на английском предлагает гостям задавать вопросы.

Начинает пожилая матушка в ярком модном платке, судя по произношению, русская эмигрантка:

– У меня глупый вопрос. Вы схимонах?

 Отец Власий:

– А почему это глупый вопрос? Это нормальный вопрос, неглупый. Да, я схимонах. В великую схиму меня постриг архимандрит Серафим (Тяпочкин) в восьмидесятом году. Тогда это происходило тайно, власти за это преследовали. Отец Серафим  сказал мне, что схима будет моей крепостью, броней духовной от врагов. В то время я был в скорбях, гоним был.

За то, что к нему постоянно шли люди, власти преследовали отца Власия, ему не давали служить, его постоянно высылали, он был вынужден скрываться и постоянно менять место служения. Строители коммунизма не могли простить ему, что он «сеял религиозный дурман» среди советских людей. Многие из тех, кто приходили к нему, после общения оставались в Церкви на всю жизнь, становились священниками и монахами, оставляли престижные должности и карьеру советских работников и становились верующими людьми. Сам батюшка, окончивший медицинский институт, когда перед ним встал выбор, какой путь избрать: врача или монаха, ни секунды не раздумывая, выбрал монашество. Он был одним из лучших студентов на своем курсе, и институтское начальство обратилось к властям, чтобы спасти молодого перспективного специалиста от «церковных мракобесов». Его разыскивали по всей стране с милицией, был большой скандал, но Господь хранил своего слугу от всех врагов.

Отец Серафим сказал мне тогда, что я буду в монастыре, буду жить среди братии. Я усомнился в его словах, поскольку был гоним и буквально, не знал, что ждет меня завтра.  Даже представить себе не мог, что Господь мне готовит. А потом все, о чем он говорил, исполнилось. Теперь я жду канонизации отца Серафима. Все для этого уже готово. Материалы собрали. И рака есть. И икону написали. Сейчас должны обрести его святые мощи. Он покоится на месте своего служения в Ракитах в Белгородской области. Многие люди его очень почитают, едут с разных мест к нему на могилку. И по вере он многим помогает.

В свое время в Куйбышеве, теперь это Самара, отец Серафим брал икону Николая Угодника (известной всем по истории о «Зоином стоянии») и ставил ее над жертвенником. Когда к нему приходил кто­то больной или с большой какой нуждой, он всегда давал эту икону прикладываться, и человеку помогало.

Матушка из Америки спрашивает:

– Вы так интересно рассказываете о нем! Скажите, его история есть на ютубе?

Отец Власий смеется:

– Да, о нем много где написано. Отец Серафим долгое время провел в ссылке, он был гоним за веру. Выходец из глубоко интеллигентной семьи, он окончил Инженерное училище — и стал монахом. Я надеюсь, что скоро отца Серафима причислят к лику святых. Сегодня я подарил владыке Илариону его портрет.

Белгородский владыка говорил мне, что все для канонизации готово, но что­то тормозится из­за документов, которые надо взять в архивах. Документы не дают. Какие­то из них до сих пор не рассекречены. Какие­то открыты. Но объединить их не дают. Чтобы там ни говорили, но коммунисты до сих пор на местах все решают. А зачем неверующим решать что­то для верующих? Вот и тормозится.

Владыка Иларион:

– Спасибо, отец Власий, за подарок. Я поставлю этот портрет у себя в кабинете.

Робкая и очень взволнованная русская американка:

– У меня очень больной вопрос. Мы очень долго строим церковь. Почти построили. А сейчас нам говорят, что здание надо сносить. Мы не знаем, построим ли мы ее? Скажите мне, пожалуйста!

Отец Власий уверенным радостным голосом:

– Конечно, построите! Мир – золотая гора. С миру по нитке — голому рубаха. Посмотрите, маленький муравей травинку несет. Наступил – и нет его. А какие они огромные муравейники строят – выше человека! Так и у вас, один поможет, другой, и не заметите, как храм построите! И не думайте сомневаться!

Откуда­то с заднего ряда:

– Батюшка! Помолитесь, пожалуйста, за Ирину и Алексея. Они очень нуждаются в вашей помощи, приехали за этим.

– Как вы говорите, Ирину и Алексея? Обязательно помолюсь о них.

Девушка с серьезными глазами, хорошо говорящая по­русски:

– Дайте духовное наставление для мирян. Это для нас сейчас самое важное!

Отец Власий с улыбкой смотрит девушке в глаза и говорит:

– Прежде всего, надо прибывать в мирном состоянии духа. Мы молитвы когда читаем? Когда «сердце чисто созижди во мне Боже и Дух прав обнови во утробе моей». Когда мы находимся в мирном состоянии духа, примиренными со всеми, не осуждаем никого, благодать Духа Святого касается наших сердец. И из каменных и жестокосердных они становятся податливыми, восковыми, мягкими и добрыми, способными к богообщению.

Главное, чтобы сердце было добрым. Когда Господь обращается к человеку, Он ничего от него не хочет, ни знаний, ни дарований, ни дел, ни богатств. Одного лишь просит у нас Господь: «Сыне, даждь ми сердце твое!».

– Батюшка, а как избежать раздражения, осуждения других?

– А вы вспомните о блаженствах! Что в Евангелие о них говорится? «Блаженны кроткие, яко тии наследят землю. Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят. Блаженны миротворцы, яко тии сынами Божиими нарекутся».

Переводчик переводит ответы батюшки на английский. Кто­то записывает, кто­то переспрашивает. Одна импозантная дама спрашивает:

– Скажите, какое молитвенное правило мне читать?

– Святитель Димитрий Ростовский говорит, что «каждому человеку правило належит. Кто что может, тот то и берет. Яко тварь Творца своего знае – и Богу славу воссылае».  Этим святитель Димитрий говорит, что каждому надлежит молиться, как ему полезно. В отеческих сказаниях есть  история про  пустынников, которые надмевались высотой своей жизни, строгостью своих постов, продолжительностью молитв. Им явился Ангел  Господень и сказал: «Отправляйтесь в Александрию к одной вдове и спросите у нее, как нужно молиться». Они пришли и спрашивают у нее, как она живет? И она рассказала им  про семью, детей, деверя, которому она тоже помогала, и его семье. Всем готовила, стирала, убирала. Когда все ложились спать, вдова продолжала работать. Уже глубокой ночью, никем не видимая, она поднималась на кровлю, смотрела на спящий город и говорила: «Все здесь спасутся, а я погибну». И Бог вменил этой вдове воздыхание это сердечное как молитву, которая оказалась выше всех деланий этих  пустынников. Чтобы вдова ни делала, она помнила о Боге все время. У нее не было возможности читать каноны, читать длительные молитвенные правила. Но она всегда держала Бога в своем сердце, совершала добрые дела и с сокрушением сердца считала, что все спасутся, а она погибнет, и Бог вменял ей это выше всяких молитвенных подвигов.

– Скажите, отец Власий, как правильно молиться?

– Молиться нужно в простоте сердца, как дитя. Как дитя просит своего родителя о чем­нибудь важном для себя, игрушке или еще о чем­то, он умоляет неотступно: «Папочка, мамочка, дай мне! Купи! Дай!» И на мольбу дитя родитель всегда отвечает. Такая молитва никогда не останется безответной.

Мы все в очах Божиих дети. Господь говорит нам: «не возбраняйте детям приходить ко мне, ибо  таковых есть Царство Небесное». Господь сказал: «если не будете как дети – не внидите в Царство Небесное». Поэтому с детской простотой и чистотой сердечной просите Господа, и будете услышаны. И все необходимое Господь вам подаст.

– Батюшка, я семинарист, посоветуйте, как мне устраивать свою жизнь?

– Вы собираетесь посвятить свою жизнь Богу, поэтому старайтесь быть для всех примером в следовании Христу. Будьте не ведомым, а ведущим. Станьте тем, кто примером своей жизни привлекает ко Христу. Тому, кто идет впереди, прокладывает дорогу,  труднее всего. Но ему же и помощь от Бога, и поддержка, и защита. Поэтому надо стремиться быть образцом, глядя на который люди видели бы пример живой веры.

Подходит заплаканная женщина и с поклоном протягивает отцу Власию дорогое подарочное Евангелие в роскошном  кожаном переплете.

– Это вам из Америки. От протоиерея Владимира Цурикова.

– Вот все пели и радовались, а ты сидела и плакала. А чего плакала? От радости говоришь? Ну, тогда хорошо, если от радости. А отца Владимира я знаю. Передайте ему поклон от меня (протоиерей Владимир Цуриков — известный литературовед, историк русской диаспоры, декан Свято­Троицкой духовной семинарии в Нью­Йорке). Я обязательно помолюсь о нем.

Вопрос задает священник с рюкзаком на плечах:

– Самая сложная проблема – сделать правильный выбор. Скажите, отец Власий, как быть, когда одна часть сердца в одном месте лежит, а другая ­ в другом? Разумом понимаешь, что нужно что­то делать, а что — не знаешь. И ждешь Божьей подсказки, а ее тоже нет. Что делать?

— Господь говорит в Евангелии: «Царство, разделившееся в себе, не устоит». Поэтому должно царство быть единым, целым. Жительство единое. «Едиными усты и единым сердцем».

– Я говорю о своих детях. Что делать, если дети разъехались в разные места и их не собрать?

– Так ведь у вас есть молитва! Молитва — это то же самое, как бы вы все вместе были. Общение в молитве, духовное единство может быть ближе всякого остального общения. Вы с ними общаетесь в молитве, даете им свое молитвенное благословение, свое отеческое наставление. Это очень много значит. Но вы должны напоминать им об этом. Знаете, как в народе говорят: «Дитя не плачет, мать не разумеет».

– Батюшка, скажите, за что Господь возлюбил Марию Магдалину, память которой совершается через четыре дня?

– «Радуйся, святая равноапостольная Мария Магдалина, паче всех благ Господа возлюбившая», ­ поется в ее акафисте. Слышите: «паче всех благ». Вот за что мы ее почитаем. Почитаем за то, что больше всех благ земных она возлюбила Господа.

Отец Власий обводит всех радостным взглядом,  смотрит на переводчика, быстро пересказывающего его ответы, на любопытные глаза паломниц, приехавших  с другого конца света, на тихо перешептывающихся американских священников, на притихшую монастырскую братию у них за спиной и неожиданно для всех начинает читать стихи собственного сочинения:

– Господи, как нам спастись?

Как нам принудить себя?

Леность, привычки и чувства

в ад погрузили меня.

Страстное сердце клокочет,

если обидят меня,

Свободная воля не хочет

Тебе подчиниться ни дня.

Ум мой по миру гуляет,

Зависть гнездится во мне,

Часто со мною бывает –

лень помолиться Тебе.

Язык уязвляет другого,

Тщеславье во мне не молчит,

Гордость со мною бывает –

Сердце от злобы стучит.

Смиренье во мне лицемерно –

Для вида я скромно сижу,

Но больше себя распускаю

И часто других я сужу.

Все силы для плоти растратил –

Душа же страдает больна,

А я за вещами гоняюсь и чрево питаю сполна.

Горе мне, страшное горе!

Погряз я во многих грехах,

Отче мой, я погибаю,

Всели в меня, Господи, страх!

Господи, дай ты мне силы,

в конце для души мне пожить,

свои недостатки, паденья

Молитвой, слезами омыть!

Помилуй мя, Боже мой, Боже!

Прости, помоги, поддержи!

Любить Тебя, словом и делом

В ночной тишине подскажи…

– Думаю, что эти слова должны задеть каждое сердце. Это важно для всех.

И что­то вдруг происходит. Взгляды теплеют, некоторые из гостей начинают плакать. В каком­то едином порыве люди тянутся к этому старому монаху в схиме с большими добрыми глазами, смотрящими из­под очков, образуя вокруг него тесное кольцо. Он с улыбкой продолжает:

Если жизнь тебя измучит,

Ум и сердце возмутит,

На судьбу роптать научит,

Любовь, веру погасит.

Приникни с жаркими слезами,

Креста подножье обойми,

Ты примиришься с Небесами,

С самим собою и с людьми.

И вот тогда из райской сени

Хранитель­ ангел твой сойдет,

И за тебя, склонив колени,

Молитву Богу вознесет!

– Дружите со своим ангелом­хранителем! Не оскорбляйте его! Не обижайте его! И всегда он будет охранять вас и вести по жизни, и  какие бы трудности, какие бы невзгоды вам ни встретились, где бы враг ни расставлял вам сети, ангел­хранитель всегда вас выведет на свет Божий!

Однажды я видел скульптурное изображение руки с лежащим на ней младенцем, символизирующим отношение Господа к каждому на свете человеку.  Все мы – младенцы, лежащие в нежных и любящих Божьих руках. Душу каждого человека Господь держит в своих руках. Никогда об этом не забывайте! Храни вас Господь!

После этого духовник монастыря вручил владыке Илариону святыни: масло от мощей святителя Спиридона Тримифунтского  и частички его знаменитых тапочек, в которых святой обходил землю и помогал людям. Все слушатели: и приехавшие из­за океана паломники, и русские — растроганы. Некоторые не скрывают  слез. Всем хочется благословиться у отца Власия и получить от него наставление. 

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.