Газета "Вестник" № 46 - 2014 г.
Храм Во имя Преображения Спаса на площади
Прежде на месте каменной Преображенской церкви стояла деревянная во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы с приделом пророка Илии. В 1649 г. вместо нее возвели новый деревянный о трех главах храм, нареченный, видимо, тогда же в честь Преображения Спаса. При храме была колокольня из деревянных брусьев с пятью средними и малыми колоколами. В 1654 г. в нем значились два придела: пророка Илии и святой Параскевы Пятницы, в 1685 г. – один придел, посвященный святой Параскеве Пятнице. В том же 1685 г. отмечалось, что «... по сказке той церкви попов и выборных старожилов, та церковь и в ней месные образы и книги и сосуды и ризы и колокола и всякая церковная утварь строение той церкви приходских людей Ивана Селезнева с товарыщи…» Особо выделялся резной образ святой Параскевы Пятницы в киоте, «а на нем прикладу 2 венца жемчужных, ожерелье низаное ж, жемчуг в венцах и в ожерелье мелкой; у той же иконы пятеры серги с жемчуги». В 1736 г. прихожанами был построен кирпичный храм так же с приделом святой великомученицы Параскевы Пятницы и колокольней. Приход храма в тот год состоял из 54 дворов.
Каменный храм постройки 1736 года отражал черты русского зодчества XVII в. Композиция основной массы представляла собой сочетание восьмерика на четверике, перекрытого сомкнутым сводом с поставленной на нем, на восьмигранном трибуне, главой. С запада к четверику примыкала трапезная с Пятницким приделом и колокольней. Оконные проемы четверика и трапезной были обработаны по бокам кирпичными полуколонками, завершенными сандриком с разорванным фронтоном. Проемы восьмерика были обработаны более скромными наличниками без фронтонных завершений. Возможно, что первоначально грани трибуна завершались открытыми фронтонами, а на месте существовавшего низа главы был второй малый восьмерик, несший главку. Формы колокольни, в отличие от храмовой части и трапезной, отражали следующий этап развития русского зодчества – барокко первой половины XVIII в.
В ходе строительства придела святой великомученицы Параскевы Пятницы в его внутреннюю стену вложили каменную надгробную плиту с надписью о том, что на этом месте были погребены тела купца Жилина с женой, скончавшихся в 1704 г. и 1710 г. соответственно.
В начале XIX столетия приход увеличился до 72 дворов, в которых числилось 188 душ мужского пола. К этому времени прихожане обустроили интерьер храма, снабдив его церковной утварью и иконами, для колокольни приобрели колокола. В 1806 г. их насчитывалось восемь: первый весом 25 пудов, второй – 19 пудов, третий – 4 пуда, четвертый – 2 пуда, пятый – 1 пуд 20 фунтов, шестой – 25 фунтов, седьмой – 14 фунтов и восьмой – 10 фунтов.
В октябре 1812 г. церковь оказалась свидетелем и участником непродолжительного пребывания в Боровске Великой армии Наполеона Бонапарта. Бывший в то время священником Андрей Васильевич Зверев вспоминал: «был я, …, священником города Боровска при Преображенской церкви, что на площади. Город Боровск неприятель занял 10го числа октября в 3 часа пополудни. До самого его вступления в город я – священник, и брат мой – того же города Крестовоздвиженской церкви священник же Симеон Зверев … безотлучно находились в городе и производили богослужение почти каждодневно для ободрения жителей и кардонного войска, стоящего в городе Боровске для наблюдения за движением неприятеля, исповедуя и приобщая больных воинов от ран, и когда неприятель начал обступать город с трех сторон от Москвы, то мы с братом, оставя город, выехали на Калужскую заставу вместе с жителями города и прихожанами. Впрочем, забрав всю церковную движимую утварь с собою. Неприятель Преображенскую церковь разорил, крышу деревянную на приделе сжег, иконостас и престолы разломал, иконы некоторые поколол, а некоторые пожег, самую же церковь обратил в конюшню для постоя лошадей». Сжег неприятель и дома священно и церковнослужителей. «По отражении же неприятелей церковь опять возобновлена и освящена». Правда, на короткое время ее приписали к городскому Благовещенскому собору.
Случившийся в городе в 1857 г. пожар нанес храму Преображения Спаса значительные повреждения и потери. В нем выгорели фактически все деревянные конструкции, сгорела крыша на алтаре и в храмовой части. Сгорела храмовая часовня, устроенная рядом на деньги «доброхотных дателей», а в ней иконостас; пять торговых лавок, принадлежавших храму. Уцелел только верх колокольни с колоколами да храмовый иконостас и церковная утварь, которые прихожане успели вынести из храма, придела и часовни.
Подсчитав ущерб, а он составил около 3000 рублей серебром, прихожане принялись восстанавливать храм и его хозяйство. Вновь возобновили каменную часовню и церковные торговые лавки, в 1883 г. на церковные средства построили дома для священно и церковнослужителей. К началу ХХ в. с южной и северной стороны храма поставили каменную с железными решетками ограду, сделали отопление в трапезной части храма.
В 1916 г. доход храма исчислялся от кружечного сбора, сдаваемых в аренду десяти лавок и процентов с вложенного в кредитные учреждения капитала. В сравнении с собором сумма была незначительна, всего 681 рубль 85 копеек. Приход храма также был небольшой – 49 домов, в которых проживали 237 мужчин и 250 женщин. В приходе также значились и дома старообрядцев.
Революционные потрясения 1917 г. и последовавшая за ними антирелигиозная кампания самым негативным образом сказались на дальнейшей судьбе храма. В 1929 г. его закрыли и незадолго до Великой Отечественной войны расположили здесь краеведческий музей. Во время оккупации фашистские захватчики музей разграбили, а здание использовали под тюрьму для русских, насильно выселенных из Нарофоминска. Всего содержалось здесь около 1500 женщин, стариков и детей, из которых до смерти было замучено 467 человек. Помимо этого оккупанты нанесли зданию храма непоправимый урон: оказались выломаны рамы, двери, разрушены печи, сняты перегородки, потолок и пол. В ходе боевых действий в здание храма попал снаряд, который повредил не только кирпичный карниз на южной грани восьмерика и раскрыл кровлю над нею, но и обрушил деревянное междуэтажное перекрытие в храмовой части, выбив все стекла. Ущерб составил 935150 рублей.
В таком полуразрушенном состоянии храм простоял лет пятнадцать. Ни о каком восстановлении в то время даже и не думали – в конце 50х гг. ХХ в. его взорвали. Позже на этом месте построили трибуну с памятником В.И.Ленину. В 2008 г. трибуну разобрали и на ее месте разбили сквер с фонтаном.